Экстремальное путешествие на север: высокогорное село Лаза – РЕПОРТАЖ+ВИДЕО

Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com представляет вашему вниманию очередной репортаж в рамках авторского проекта Рустама Гасымова «Путешествуем по Азербайджану»

Весна заканчивается, погода становится теплее и душа так и просится отправиться за город, пуститься в путешествие по просторам нашей Родины. На территории Азербайджана множество поселений, расположенных в живописных уголках, знакомство с которыми подарит каждому, кто посетит их, незабываемые впечатления на долгие годы. Мы в этом плане не стали исключением, ведь мы выбрали направление, которое придется по вкусу любому туристу, отправившемуся в путешествие.

Наш путь лежит строго на Север в Гусарский район, где среди огромных скал на высоте 1300 м над уровнем моря расположилось высокогорное село Лаза, излюбленное место отдыха для наших сограждан и гостей страны, ведь именно там, в летний зной можно насладиться настоящей прохладой и полюбоваться красивейшими водопадами.

В этот день была достаточно теплая погода, но я решил взять с собой ветровку, все-таки с горами шутить не стоит. Проехав мистическую гору Бешбармаг и добравшись до Губинского района, я заметил, что небо заволокло большими облаками, число которых увеличивалось по мере нашего приближения к селению Лаза.

Дорога, ведущая в Губу, напоминает зеленеющую аллею, вдоль которой тянутся ореховые деревья, высаженные, словно, в длинную ровную шеренгу. Спустя некоторое время мы оказались в Гусаре.

Продолжая путь, дорога становилась все круче, один поворот сменял другой, мы поднимались все выше и выше. Миновав несколько гусарских деревень, мы остановились в одном местечке, откуда открывался потрясающий вид. Спустившись с гладкой асфальтированной дороги, с левой стороны от которой тянулся густой лес, растущий на траве, напоминающей гладкий шелковистый ковер, я понял, что трасса построена на возвышенности.

Слева от дороги была длинная долина, покрытая невысокой травой. Между местом, где мы стояли, и противоположной стороной находилось огромное длинное ущелье, где расположилось село Хурай Гусарского района. Деревня стояла между двумя обрывами, склоны которых покрывали леса. Село также утопало в зелени.

Далее нас ожидали живописные ландшафты, тянущиеся вдоль дороги. Справа была вереница гор, у подножия которых росли деревья, а на верхней части растительность отсутствовала, благодаря чему мы смогли увидеть расщелины, своеобразные овраги и «морщины», покрывавшие земляные горы. Удивительно, какие чудеса творит мать-природа.

С каждым витком дороги, горы становились все выше и выше. Проехав горнолыжный курорт «Шахдаг», мы отправились дальше по грунтовой дороге, на протяжении которой то и дело появлялись грузовые машины. Здесь развернулась большая стройка.

Миновав опасные участки дороги и высочайшие скалы, мы, наконец, добрались до селения Лаза, которое находится в низине, окруженной огромными горами. В деревне проживают лезгины или леки — автохтонный народ, чья история связана с Кавказской Албанией — одним из древнейших государств на территории Азербайджана.

В Лазе около 30-ти домов, в которых проживает до 150 жителей. Здесь есть и начальная школа. Жители, занимающиеся сельским хозяйством, общаются между собой на родном лезгинском языке, однако свободно владеют азербайджанским и русским языками. На территории села также находится старая мечеть, построенная несколько веков назад.

Но, думаю, самым оригинальным домом можно назвать строение, на территории которого находится большая скала. Дом как бы к ней примыкает с левой стороны. Вид, конечно, колоритный. Дороги в деревни представляют собой смесь из грунта и раздробленных скальных осколков. Село Лаза чем-то напоминает отдаленный остров, но в отличие от океана, его окружают массивные горные хребты с зеленеющими лугами, которые зимой покрываются толстым слоем снега.

Но главной знаменитостью этой деревни, ради которой сюда ежегодно приезжают сотни туристов, являются великолепные горные водопады с ледяной водой, расположенные в горных ущельях. Зимой на замерзших водопадах часто проводятся соревнования по скалолазанию и альпинизму.

Проехав через деревню, мы остановились у подножия горы, с которой стекала талая вода. Здесь же орудуют местные жители, которые предлагают всем желающим воспользоваться их услугами и сделать кебаб. Аренда беседки вместе с мангалом обойдется вам примерно в 20 манатов, если вы умеете торговаться, ведь без этого никак. Однако нас больше интересовали водопады, поэтому мы начали восхождение.

Небольшие козьи тропки вели к подножию водопада. Нам приходилось подниматься все выше и выше, и, наконец, мы добрались до первого водопада. Смотря на большие ручьи, спускающиеся с гор и разбивающиеся в результате удара о скалы, дух захватывает. Все вокруг усеяно осколками больших и маленьких скал и каменных глыб, которые создают своеобразный ландшафт, добавляющий экстремальности пути восхождения. Вдоль ущелья течет небольшая речка, берущая свое начало у подножия водопада.

Смотря на деревню с величественных скал, она кажется крохотной, ее видно как на ладони. Делая снимки один за другим, я старался замечать всю красоту этого живописного ландшафта.

Стоя у подножия первого водопада, мне захотелось добраться до второго, что оказалось делом нелегким. Для этого нужно было пролезть между скалами, пройти по скольким камням, покрытым мхом, карабкаться вверх, минуя ручьи и преодолевая всевозможные преграды на своем пути. Забегая вперед, скажу, что это того стоило. После 15-минутного скалолазания, я очутился у подножия второго водопада, где воздух, пропитанный каплями распыленной воды, был очень прохладным. Стоило солнцу показаться из-за туч, как появилась радуга. Зрелище, конечно, впечатляет. В этот момент я решил не только сделать фотографии этого удивительного природного явления, но и записать его на видео.

Честно говоря, моя рубашка намокла от брызг водопада, которые ветер разносил в разные стороны. Стало довольно прохладно, ветер усиливался, на небе появились серые тучи, поэтому мы решили поспешить вниз. Если здесь так прохладно весной и летом, я представил, как морозно бывает в селе Лаза зимой. Оказывается, зимой здесь посетителей не меньше, чем летом. Ответ достаточно просто, ведь об этом мы говорили выше.

Дело в том, что ежегодно на территории Гусарского района, а именно возле села Лаза, где неподалеку друг от друга находятся пять водопадов, которые зимой замерзают, превращаясь в ледяные глыбы причудливой формы, проходит открытый Чемпионат Азербайджана по спортивному ледолазанию, проводимый Федерацией воздушных и экстремальных видов спорта при поддержке Министерства молодежи и спорта.

Из-за туч, от которых стало темно и холодного ветра мы, полюбовавшись красотами высокогорного села Лаза, решили возвращаться. По пути домой мы остановились в другом живописном местечке, где устроили небольшой пикник на траве под деревьями, одновременно любуясь прекрасным видом, и наполняя легкие чистейшим воздухом, который после городской газовки доставляет невероятное удовольствие.

Мы возвращались в город, а меня переполняли смешанные чувства. С одной стороны тянуло обратно в мегаполис, а с другой – не хотелось покидать зеленеющий край, где еще сохранилась девственная красота природы, где стоит тишина и покой, куда еще не дошел тот хаотичный ритм современный жизни, которым мы живем в городе. Но спустя несколько часов наше путешествие закончилось, оставив в наших душах теплые воспоминания об экстремальном путешествии в высокогорное село Лаза теплым майским днем.

Наше путешествие в Гусарский район закончилось, но впереди нас ждут другие регионы Азербайджана, еще более отдаленные уголки нашей страны, которые интересны и уникальны по-своему.