Бобур Исмоилов: «Это не история застывших памятников, а история пульсирующего города» - ИНТЕРВЬЮ 

23 августа 2022 года в Самарканде состоялась церемония торжественного открытия международного туристического центра «Silk Road Samarkand», сердцем которого стал уникальный историко-этнографический парк «Вечный город».

«Этот замечательный центр является продолжением основанных нашими великими предками архитектурных традиций. Уверен, что он станет символическим мостом между нашей славной историей и Третьим Ренессансом, фундамент которого мы формируем в настоящее время», — отметил в своей речи Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.

«Вечный город» — это красивый комплекс, на улочках которого разместились лавки художников, ремесленников и мастеров прикладного искусства из разных регионов Узбекистана. Здесь невольно окунаешься в атмосферу прекрасной восточной сказки — с бирюзовыми куполами, мозаикой на стенах архитектурных творений и минаретами до небес, а также получаешь возможность отведать блюда национальной кухни разных эпох и регионов страны, понаблюдать за аутентичными уличными представлениями и прикупить на память парочку оригинальных сувениров. Итак, давайте же узнаем, как создавался этот уникальный масштабный проект «Вечный город».

Интервью Информационно-аналитической онлайн газеты «Новая Эпоха» с автором и куратором проекта «Вечный город» — ярким представителем современного изобразительного искусства Узбекистана, народным художником республики Бобуром Исмоиловым.

Во время нашей беседы Б.Исмоилов рассказал, в чем особенность данного комплекса, почему он получил такое название, сколько времени длилась работа над проектом, какую философию он вкладывает в понятие «Вечный город», а также отметил, какую роль играет данный этнографический парк для популяризации культуры и развития туризма в стране.

Бобур Исмоилов

— Бобур муаллим, здравствуйте! Спасибо большое, что нашли время для нашей беседы в своем плотном рабочем графике. Сегодня мы будем говорить об историко-этнографическом комплексе «Вечный город». Давайте начнем со следующего вопроса – почему проект получил такое название? 

— Добрый день, Рустам! Этому существует несколько причин. Во-первых, Самарканд всегда сопоставляли с Римом. Если на Западе Вечный город – Рим, то на Востоке – это Самарканд. Данное сопоставление существовало всегда. Во-вторых, Самарканд — один из древнейших городов мира и ровесник столицы Италии. В-третьих, замысел проекта заключается в следующем – это не ода просто городу, а скорее народу, который в нем живет. В том числе мастерам, художникам, ремесленникам и в целом всем творческим личностям – созидателям.

Вечность связана с тем, что, несмотря на течение времени, традиции не исчезают, а передаются из поколения в поколение и приумножаются. Эта цепочка, которая вяжется на протяжении всей истории, и каждый раз она делает новый виток, и всё продолжается, идет, развивается, преображается и продолжает жить. Это не история застывших памятников, прошедших сквозь века, а история пульсирующего города, наполненного народом, талантливым, выдающимся и, конечно, прекрасными творениями.

— Сколько времени длилось строительство? Возникали ли сложности в процессе?  

— Сложности возникали, и это естественно, так как работа над данным проектом представляла собой новый опыт и имела свои нюансы. Создание такого комплекса считаю самым настоящим подвигом со стороны мастеров декоративно-прикладного искусства, строителей, инженеров, электриков и других специалистов, задействованных в проекте. Ведь создать идею – это половина дела, а реализовать её, воплотить в реальность – это не менее сложная задача. Здесь свою роль также сыграла и воля заказчика, и руководителя проекта, который поверил в это чудо, поверил в меня. Я горжусь, что мы смогли это сделать и очень благодарен за оказанное мне доверие. Ведь мне предоставили карт-бланш, чтобы я смог полностью сосредоточиться на проекте и дать волю фантазии. А этот аспект для творческого человека очень важен, за что я бесконечно благодарен. Моя идея понравилась заказчику, и, конечно, руководству страны, которое поддержало её и всячески способствовало её реализации. Если бы не волевое решение руководства, то, наверное, всё могло остаться только на бумаге…

Думаю, такие интересные оригинальные проекты рождаются не на сухих расчетах или логике, а реализуются именно от сердца, интуиции, где-то на подсознательном уровне. Когда в глубине души что-то зазвенело, и ты чувствуешь, что это то самое, вопреки законам логики и техническим расчетам, оно должно получиться. И люди начинают верить в твою идею, что очень важно. В этом случае можно ожидать успеха. Наверное, история, связанная с созданием «Вечного города», была именно такой.

Территория «Вечного города» составляет порядка 10-ти гектар. Примечательно, но там нет никакой реплики исторического архитектурного памятника, находящегося на территории Самарканда или какого-то другого города Узбекистана. Здесь каждое строение, убранство или декор уникально, индивидуально и неповторимо. Этот город создан фантазией мастеров. Обдумывая идею проекта, мы размышляли, как будет выглядеть этот город. Закрывая глаза, представляли себе прекрасный город из восточной сказки наподобие Самарканда, окутанный красивыми легендами и преданиями. Было интересно представить, каким он был во времена правления Тимуридов, Улугбека или Шейбанидов. И вдруг нам представилась такая фантазия в свободном написании, которую мы воплотили в жизнь. Но самое главное состоит в том, что все здания и комплексы «Вечного города» созданы мастерами и художниками. Это всё ручная работа. И фигурные кладки кирпича, и керамика, и ганч, и роспись, и резьба по дереву, и торевтика, и работа по металлу и многое другое, причем ни один узор, ни один фасад, ни один рельеф во всем этом комплексе нигде не повторяется. А это колоссальный объём работы.

Я считаю, что этим творением мы воспели оду мастерам и художникам, виртуозам своего дела, которые создали этот комплекс. Нам хотелось показать, что современные созидатели являются потомками великих мастеров, которые на разных этапах истории создавали величайшие памятники, что история народа продолжает жить в каждом из нас, что накопленные с годами знания не теряются, а приумножаются, и мы, живя в современном мире, продолжаем заниматься творчеством, сохраняя свои тысячелетние традиции. В этом и заключается концепция архитектурного решения комплекса «Вечный город».

Интересных моментов и любопытных случаев во время строительства было не мало, так как многое шло в порядке эксперимента и даже интуитивно. Мы порой использовали необычные решения. Ведь такого большого комплекса, созданного от начала и до донца мастерами, еще не существовало. Поэтому для многих участие в этом проекте стало, если не первым, то достаточно большим и уникальным опытом. Думаю, создание такого этнографического парка — это исторический период в творчестве каждого мастера, принявшего участие в строительстве уникального комплекса.

С момента возникновения идеи (работа над чертежами, утверждение и прочее) до её полной реализации прошло около двух лет или чуть больше. Процесс строительства комплекса совпал с пандемией COVID-19, когда весь мир застыл и погрузился в полный локдаун, а люди жили в социальной изоляции. Несмотря ни на что, где-то в Самарканде кипела работа над новым проектом – и каждый день «Вечный город» продолжал расти и обретать свой величественный облик.

В процесс реализации проекта было вовлечено много локальных мастеров, среди которых были и выдающиеся. Тот факт, что работали именно самаркандские мастера, считаю правильным решением. Ведь они знают специфику своего родного города, свои неповторимые узоры, рисунок, керамику. Именно их руками и было создано это чудо – «Вечный город».

— Как удалось добиться того, что ни одно здание не похоже на другое?

— На территории комплекса «Вечный город» построено 44 аутентичных здания, включая мастерские ремесленников и художников, рестораны и кафе, и т.д. Каждое из них оригинально и уникально. Общее число мастерских в этнографическом парке превышает 40 единиц, в которых свою деятельность развернули ремесленники из разных регионов Узбекистана, представляющие вниманию посетителей свои оригинальные работы.

Говоря об уникальности строений, скажу, что мы пристально следили за тем, чтобы каждое здание комплекса чем-то отличалось, чтобы оно получилось аутентичным. Это очень важный момент, который всегда находился в центре нашего внимания.

— Какую философию Вы в него вложили? Какие цели и задачи были поставлены перед проектом?

— Основная задача заключалась в создании не развлекательного комплекса, не аттракциона или парка развлечений, а комплекса с культурологическими, познавательными и образовательными целями. Построить аутентичный этнопарк, где люди могут внутренне обогащаться посредством культурной составляющей. Поэтому данный комплекс можно назвать этнографическим парком, культурологическим или туристическим центром. Работая над созданием «Вечного города», мы пытались показать людям, что для проведения своего досуга не обязательно бегать или кататься на качелях, смотреть фильмы в кинотеатрах или посвящать время игровым автоматам, а можно погрузиться в историю, поближе познакомиться с культурой своего народа и лучше узнать свои корни.

Данный комплекс является наглядной демонстрацией того, насколько Узбекистан и узбекский народ наполнен и богат своей культурной идентичностью, насколько он неповторим, ярок и прекрасен. Здесь, безусловно, присутствует и идеологический фактор, работающий на локальное население – это не столько возвращение к своим истокам, сколько некое доказательство того, что следует гордиться тем, что наш народ является носителем культуры, ничем не уступающей великим культурам больших народов мира. Мы с ними стоим на одной ступени. Осознание молодым поколением этого факта является причиной для гордости, воспевания, приумножения и передачи этой богатой культуры из поколения в поколение. Проделанная работа – это небольшая попытка закрепить всё вышеперечисленное в сознании людей.

— А что касается стройматериалов?  

— Дело в том, что изначально была подставлена цель добиться полной аутентичности, поэтому и материалы, используемые при строительстве и облицовке зданий «Вечного города», были сделаны вручную. Всё было абсолютно технологично. Мы не использовали штамповки или какие-то современные строительные материалы.

— А теперь давайте поговорим о церемонии открытия. Музыкальная программа «Сага о Вечном городе» стала образным воплощением нового центра. Шоу, объединившее искусство узбекского народа и мира, придало церемонии особую атмосферу. Расскажите об этом поподробнее.

— Дело в том, что я разрабатывал концепцию церемонии открытия, но для проведения этого события на высочайшем уровне была приглашена международная команда специалистов, которая работала над этим уникальным проектом — церемонией открытия «Silk Road Samarkand», аналогов которой, думаю, не было не только в Узбекистане, но и во многих странах мира. Мероприятие было соизмеримо открытию Олимпийских игр.

На открытии состоялся показ красивой поэмы о молодом гончаре, который во имя своей возлюбленной создает из глины не кувшины или какие-то другие керамические изделия, а Вечный город, который наполняет, как и свое сердце, большой, чистой и искренней любовью. Это было соразмерно с тем, что он населяет этот город народом – художниками, ремесленниками, гончарами, чеканщиками, резчиками по дереву и металлу, поэтами, писателями, музыкантами и другими творческими личностями, одним словом, как бы «наполняет» его жизнью. Феерическая церемония открытия стала некой одой «Вечном городу» — параллель с любимым Самаркандом.

В грандиозном красочном шоу приняли участие лучшие узбекистанские и международные деятели культуры и искусства, число которых превысило 700 артистов. Декорациями стал прототип средневековой обсерватории Мирзо Улугбека, воссозданный по реальным чертежам и наброскам ученого. Специальным гостем мероприятия, музыкальной программы «Сага о Вечном городе», стал британский певец и композитор Сами Юсуф.

— С момента открытия комплекс «Silk Road Samarkand» успел принять ряд масштабных международных мероприятий. Давайте остановимся на этом.

— После открытия многофункциональный туристический комплекс «Silk Road Samarkand», в котором созданы все условия для отдыха, бизнес-задач, гастрономического и медицинского туризма, принял целый ряд крупных международных мероприятий. Это и Саммит Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), и Саммит Организации Тюркских Государств (ОТГ), и 32-е Ежегодное заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), и 25-я юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи Всемирной туристкой организации ООН (ЮНВТО), и церемония закрытия XV юбилейного Ташкентского международного кинофестиваля «Жемчужина Шёлкового пути», и 21-я сессия Комитета по рассмотрению реализации Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и многое другое.

Это место рассчитано на круглогодичную эксплуатацию. Здесь воссоздана обсерватория всемирно известного ученого, астронома Мирзо Улугбека в первоначальном виде со сценой, на которой проходят международные мероприятия, концерты и выступления артистов. Примечательно, что амфитеатр, высотой 25 метров, вращается на 360 градусов за 60 секунд. В посадочной зоне можно разместить порядке 2 тысяч зрителей.

В комплексе проходят крупные выставки, арт-форумы, симпозиумы художников, международные фестивали ремесленного искусства. Одним словом, «Вечный город»» сегодня очень широко используется и в нем проводятся самые разные по своей тематике мероприятия. Очень радует, что пространство не закрыто, а всегда работает как для высокопоставленных гостей, так и для обычных посетителей, которые с большим интересом знакомятся с этим этнографическим парком и уезжают под впечатлением от увиденного.

— Какие высокопоставленные гости посетили комплекс «Вечный город» с момента его открытия?  

— С открытия комплекса прошло чуть больше года. За это время его посетили многие президенты и руководители разных государств. Конечно, первым Президентом, увидевшим «Вечный город», стал наш уважаемый Шавкат Миромонович Мирзиёев, лидер Узбекистана, который стоял у истоков создания этого уникального проекта. Ведь именно по инициативе Шавката Миромоновича в 2019 году и началась реализация очень амбициозного проекта – строительство огромного комплекса на площади более 200 гектаров вдоль гребного канала – туристического комплекса «Silk Road Samarkand». Он неоднократно посещал комплекс, интересовался ходом строительных работ, высказывал свои предпочтения, давал рекомендации по доработке проекта с учетом традиций национального зодчества и с точки зрения повышения комфорта. Он всегда держал руку на пульсе, что очень важно.

Первая большая экскурсия на высшем уровне состоялась для лидеров государств, которые прибыли в Самарканд для участия в Саммите ШОС в сентябре 2022 года. Далее состоялся Саммит ОТГ, в рамках которого лидеры тюркских государств также ознакомились с «Вечным городом». Тогда же первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева, первая леди Узбекистана Зироатхон Мирзиёева, первая леди Турции Эмине Эрдоган и супруга премьер-министра Венгрии Анико Леваи также посетили историко-этнографический комплекс «Вечный город». В июне текущего года Эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани, а в начале этого месяца президент Франции Эммануэль Макрон ознакомились с достопримечательностями Самарканда, включая «Вечный город». Одним словом, список почетных гостей постоянно обновляется и может быть продолжен.

— И, напоследок, хотелось бы затронуть последовательное развитие Узбекистана во всех сферах, включая сферу культуры и искусства. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— В последние годы сделано очень много для развития культуры, в том числе изобразительного, прикладного и других видов искусства, причем этот процесс продолжается. Узбекистан — это цветная, насыщенная, солнечная, вкусная, сладкая, многоцветная страна со своим колоритом.

В силу своей загруженности я не часто бываю в городе, не всегда успеваю посещать публичные мероприятия, но на меня произвело приятное впечатление, когда недавно в Ташкенте в течение недели мне довелось оказаться в новой детской библиотеке, воссозданной из старого здания, прошедшего капитальную реконструкцию. Блестящее пространство. На следующий день я попал в здание самого первого Ташкентского «Колизея», многие годы находившегося в заброшенном состоянии. Строительство здания для театральных представлений (театра-цирка) – «Колизея» – началось в 1903 году — самое крупное театральное здание во всем Туркестанском крае. Ташкентцы старшего поколения хорошо помнят, что определённое время здесь был концертный зал, на сцене которого в разные годы блистали многие звёзды отечественной и мировой эстрады. Это уникальное по своей красоте здание, яркий памятник архитектуры нашей столицы. Его воссоздали и сделали из него прекрасный концертный зал и Национальную филармонию. Третье открытие – это Зал малый оперы.

Знаете, буквально в течение короткого промежутка времени я открыл для себя большие значимые прорывные пространства, которые, конечно, будут в дальнейшем играть огромную роль в формировании сознания общества и это очень хорошо. И самое главное, что это дает импульс для дальнейшего развития тех или иных направлений в разных видах искусства (изобразительном, музыкальном, танцевальном и т.д.). Это говорит о внимании, которое сегодня в стране уделяется развитию культурно-гуманитарной сферы.

Если вернуться к Самарканду, то город за последние годы, конечно, преобразился, став более современным и комфортным для жизни, была построена современная инфраструктура, отвечающая мировым стандартам. По знаковым показателям и качеству жизни город значительно вырос за последние годы. Сегодня Самарканд соразмерен со столицей – Ташкентом. Чего стоит только один многопрофильный центр «Silk Road Samarkand», на территории которого расположились 8 отелей, парк с редкими деревьями, Конгресс-центр, Экспоцентр, гребной канал, центральная площадь с поющими фонтанами и коттеджный городок Eco Village, комплекс «Вечный город», амфитеатр и многие другие объекты. Наличие такого комплекса — это колоссальный импульс для развития туризма.

Самарканд всегда был гостеприимным городом-достарханом, который принимал гостей со всего мира, а сегодня его значение еще более усилилось. Город по праву получил статус «Мировой столицы культурного туризма», что официально закреплено в Декларации, принятой в рамках программы 25-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), прошедшей в Самарканде в октябре текущего года. Документ в присутствии Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева подписали министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан Азиз Абдухакимов и генеральный секретарь UNWTO Зураб Пололикашвили.

Хочу также отметить, что в Самарканде также успешно проводятся реставрационные работы. К тому же, недавно был отреставрирован и открыт прекрасный выставочный зал на вокзальной площади – замечательное здание. В настоящее время идет реконструкция и динамичная работа по созданию Международной резиденции для творческих людей, которые со всего мира смогут приезжать сюда и работать. Это пространство расположится в очень красивом здании XIX века. Можно приехать, взять мастерскую, поработать и уехать на протяжении всего года. Думаю, Самарканд может гордиться такими значимыми культурными пространствами, которых даже нет в Ташкенте.

Отмечу, что развитие, о котором мы говорили, касается не только Самарканда или Ташкента, но и всей республики в целом. Идет процесс строительства новой и модернизации имеющейся инфраструктуры. Сегодня все города страны поднимаются, причем развитие идет в динамичном порядке. Международные отельные бренды и сетевые рестораны идут не только в столицу и крупные мегаполисы, но в небольшие города Узбекистана, что не может не радовать.

К тому же, уделяется большое внимание духовному развитию нации. Например, в Алмазарском районе Ташкента полным ходом идет строительство научно-просветительского учреждения — Центра исламской цивилизации на территории, прилегающей к комплексу Хазрати Имам. Другой потрясающий проект связан с реставрацией и расширением мемориального комплекса имама аль-Бухари в Самарканде, являющегося эпицентром паломнического туризма в стране. Сегодня строительные работы этого грандиозного комплекса практически завершены, в настоящее время идут отделочные работы. Его создание позволит принимать большое число паломников, что придаст импульс развитию паломнического туризма в Узбекистане. Для обслуживания большого числа паломников со всего мира будут созданы необходимые условия — целый гостиничный комплекс, несколько автостоянок и автовокзал, супермаркет и рынок, и многое другое.

Это в очередной раз напоминает о том, что Самарканд всегда был духовным эпицентром мусульманского мира, куда люди приезжали совершить паломничество по святым местам, студенты – получить образование в местных медресе, известных далеко за пределами Узбекистана, и всё это тоже имеет значение. Самарканд – это место, где культура и духовность переплетается в единую нить!

— Бобур муаллим, спасибо Вам большое за столь интересную содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи, творческих успехов и реализации новых грандиозных проектов!

— Благодарю!

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

1952
virtonnews.com