Украинский политолог о блокаде Донбасса: «Торговля с врагом является нонсенсом»

Алексей Полтораков

Об украино-азербайджанских отношениях, а также экономической ситуации в Украине и возможной договоренности между США и Россией по украинскому вопросу, рассказал Novayaepoxa.Com кандидат политических наук, эксперт национального института стратегических исследований Украины, Алексей Полтораков.

— Сейчас США находится на стадии формирования своих четких целей во внешней политике и в том числе по украинскому вопросу. Как вы считаете насколько вероятно договоренности США с Россией по украинскому вопросу, и какие ожидания у Украины от новых переговоров?

— Достижение серьезных кулуарных договоренностей между Вашингтоном и Москвой видится крайне маловероятным. Этому не способствуют ни внешние, ни внутренние контексты. Внешние контексты связаны прежде всего с тем, что Вашингтону объективно не выгодно идти на уступки актору, своими действиями разрушающему тот международный правопорядок, поддержку и развитие которого США считают своей ключевой международной миссией. Характерный фактор – принципиальное нарушение Россией своих обязательств перед Украиной по Будапештскому меморандуму 1994 г. позволяет «выпустить джина из бутылки» и разрушить всю систему нераспространения ядерного оружия и контроля над ним. Это, в частности, может поставить крест на «Большом иранском договоре», заклююченном огромными усилиями США. США, какие бы расклады и подходы ни были в Вашингтоне, не пойдут на это.

Из-за того, что противостояние Москва-Вашингтон происходит скорее «в тени» осознания угрозы большей частью американского политического истеблишмента, противодействие Вашингтона отсрочено во времени и пока что имеет характер реакции, а не действий на опережение.

Внутренний фактор связан со взаимным недоверием, которое пронизывает всю атмосферу двустороннего (американо-российского) и многостороннего (американо-российско-европейского и т.п.) диалогов. В таких условиях заключать серьезные международные соглашения, а тем более кулуарные, нереально.

— Как известно Украина ввела экономическую блокаду против сепаратистского режима «ЛДНР». Как это повлияет на экономику Украины, и какие экономические тенденции сейчас идут на Украине?

— Введение режима блокады поставок ресурсов и товаров из региона т.н. «ДНР/ЛНР» видится вынужденным, крайне сложным и неоднозначным шагом. С одной стороны, «торговля с врагом» является нонсенсом буквально по определению, а особенно если это враг – террористические структуры.

Однако, с другой стороны весь экономико-промышленный комплекс Украины так или иначе во многом завязан на уголь-антрацит, добываемый на территориях ОРДЛО (т.н. «ДНР/ЛНР»), и проблема его поставок – это проблема не только «чисто» энергетическая (топливо для ТЭС и т.п.), но и макроэкономическая в целом. Введение блокады ставит под угрозу нормальное функционирование не только энергетической системы, но и металлургического комплекса.

Донбасс донедавна давал порядка 25-30% внешней валютной выручки, многие миллионы гривен налогов и сборов (в т.ч. военных) и обеспечивал сотни тысяч (в контексте многих т.н. «градообразующих» предприятий) рабочих мест. Из-за блокады крайне обострилась угроза нарушения деятельности металлургических предприятий (в том же Мариуполе), производящих, например, броню для военной техники – а значит и выполнение государственного оборонного заказа.

Кроме того, общие «непонятки» с блокадой являются фактором, ставящим под сомнение стабильность и предсказуемость общего торгово-экономического климата в Украине, а значит и перспективы внешних инвестиций, котировок украинских ценных бумаг и т.п. В последнее время в Украине наметился некоторый, по крайней мере минимальный, экономический рост – но блокада ставит под угрозу не только его темпы, и без того небольшие и слабые. Однако есть достаточно предпосылок ожидать, что экономика Украины так или иначе справится с блокадой и адаптируется к новым непростым условиям.

— Как вы оцениваете украино-азербайджанские отношения на данном этапе, и какие перспективы вы видите в отношениях?

— Украинско-азербайджанские отношения традиционно характеризовались и продолжают характеризоваться достаточной степенью стабильности, предсказуемости и перспективности. У Украины и Азербайджана нет ни серьезных конфликтов, ни принципиальных противоречий по значимым международным вопросам. Более того, конфликт на украинском Донбассе еще более акцентуализировал видение Украиной Азербайджана как перспективного геоэкономического партнера и геополитического союзника, имеющего сопоставимые с украинскими проблемы суверенитета и территориальной целостности.

Украина хорошо понимает и адекватно воспринимает азербайджанский подход, появляющийся в голосованиях Азербайджана по украинским вопросам прежде всего в ООН, ОБСЕ. В силу этого можно предварительно прогнозировать развитие наших отношений как в политических, так и в экономических плоскостях – начиная со «свежего дыхания» давнего проекта ГУАМ и заканчивая сотрудничеством в военно-технической сфере.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

817