Политолог: «Молдова разделилась на две части — на пророссийскую и прозападную»

«У Украины нет денег на большую войну в Донбассе»

Зураб Тодуа

О ситуации на постсоветском пространстве и возможных конфликтов в этом регионе, молдавский эксперт, историк, политолог Зураб Тодуа отвеитил на вопросы Novayaepoxa.Com.

— Как вы сейчас оцениваете политическую ситуацию на постсоветском пространстве и какие тенденции наблюдаются?

— Постсоветское пространство остается одним из наиболее сложных и, вместе с тем динамично развивающихся регионов мира. В Центральной Азии в целом сохраняется стабильная обстановка. Некоторые опасения у экспертов были связаны со сменой власти в Узбекистане. Однако к чести местной политической элиты, этот процесс произошел плавно, спокойно и организовано и страна продолжила свое поступательное движение по пути модернизации и развития.

Вполне возможно, что новое руководство Узбекистана проявит больший интерес к интеграционным проектам, инициатором которых являются Россия, Казахстан, Белоруссия. Западные СМИ продолжают оживленно обсуждать акции протеста, которые недавно произошли в Москве и других городах России. За неимением других приятных для себя новостей они, с моей точки зрения, пытаются придать этим выступлениям российской оппозиции намного больше значения, чем они имеют на самом деле. Разумеется, никаких серьезных последствий для внутриполитического расклада внутри России эти акции протеста не вызовут.

Вместе с тем, руководство России, вероятно сделает для себя определенные выводы и постарается сделать так, чтобы фигура Навального не «накачивалась» искусственно. Обращает на себя внимание информационная кампания против премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Такие вещи случайно не происходят. Не исключено давно циркулирующие слухи об отставке Медведева, станут реальностью в середине или конце текущего года. Но это только предположение. Что касается международных санкций, то надежды западных политиков на то, что они способны как-то повлиять на внешнеполитический курс России, на мой взгляд, необоснованно преувеличены.

Между тем, необъективное представление о том, что на самом деле происходит в России, а также искаженное восприятие мотивов тех решений, которые принимаются в Кремле, ведут к неверным выводам и, как следствие – к ошибкам и заблуждениям в Вашингтоне, Брюсселе, Лондоне и Берлине. Это в свою очередь способствует росту напряжения в противостоянии Запада и Востока в целом.

Обращает на себя также внимание попытка в очередной раз вдохнуть жизнь в изначально нежизнеспособное объединение ГУАМ. Нежизнеспособное потому, что у данного объединения нет и не было экономической составляющей (и я об этом неоднократно говорил раньше). С другой стороны для того, чтобы в рамках ГУАМ заработали какие-нибудь интересные проекты необходимо, чтобы ЕС и США за это заплатили. Но Брюссель и Вашингтон и ранее не очень охотно относились к такой перспективе. Сегодня и подавно надо быть большим оптимистом, чтобы ожидать серьезных капиталовложений от внешних кураторов данной организации.

В Молдове нарастает противостояние между главой государства Игорем Додоном, позиционирующим себя, как сторонник восстановления стратегических связей Молдовы с Россией, и парламентским большинством, которое обеспечивает прозападный курс РМ. При этом и Додон настаивает на роспуске парламента. К осени (или раньше) это противостояние способно вылиться в полномасштабный политический кризис, результатом которого может стать либо попытка начать процедуру импичмента президенту, либо (при определенных условиях) досрочные парламентские выборы. Главное тревоги и опасения у всех неравнодушных экспертов и наблюдателей вызывает положение на Украине.

— Как вы видите дальнейшее развитие украинского кризиса. Возможно, ли там начало новой войны?

— Возобновление полномасштабных военных действий на Востоке Украины маловероятно. Для ведения большой войны с целью восстановления территориальной целостности страны, необходимы серьезные финансовые затраты на модернизацию и перевооружение армии. Таких денег на Украине нет. Локальные боевые операции вряд ли смогут привести к крупным тактическим и тем более стратегическим успехам. В этих условиях переговорный процесс остается единственной альтернативой и все заинтересованные стороны так или иначе будут возвращаться к договоренностям, которые были установлены в Минске.

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, западные партнеры Украины сегодня меньше уделяют ей внимания. И вместо серьезной и эффективной помощи, в которой страна нуждается, пока ограничиваются обещаниями. Для выхода из кризиса Украине, прежде всего, необходима консолидация политической и деловой элиты, предпосылки к которой пока не просматриваются.

— В России большие надежды на то, чтобы договорится с новой администрацией США. Как вы считаете насколько это сегодня реалистично?

— России и США надо договариваться в любом случае – это объективная необходимость. Эскалация напряженности в мировой политике сегодня беспрецедентна. Даже во времена Карибского кризиса 1962 года риторика мировых лидеров была более сдержанной в отношении друг друга.

Информационные войны поражают своим масштабом и, вместе с тем, примитивным уровнем. В то же время стороны настолько взвинтили себя, что стали заложниками собственных мифов и ложных представлений. В этих условиях важно, чтобы первая встреча Дональда Трампа и Владимира Путина просто состоялась, а не была отложена или тем более, отменена. Она должна положить начало диалогу, который в перспективе, по уму, должен способствовать снижению международной напряженности и, одновременно, прекращению дикой негативной информационной кампании, которую мы в настоящее время наблюдаем на Западе.

Я вспоминаю, как в советское время западные журналисты подсчитывали число упоминаний Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в газете «Правда» и удивлялись тому, когда оно переваливало за сотню. На днях немецкие журналисты, которые еще не потерял чувство юмора, насчитали более тысячи упоминаний Владимира Путина только в одной из немецких газет, разумеется, в негативном контексте. Стоит ли удивляться тому, что обыватели в Западной Европе, снова, как и во времена холодной войны, боятся, что глобальное противостояние выльется в войну настоящую. Этот всеобщий психоз до добра не доведет и никто, кроме России и США не способен положить ему конец. Поэтому в успехе встречи на высшем уровне между лидерами России и США должны быть заинтересованы все здравомыслящие люди.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

977