Омар Фаиг Нейманзаде: что мы знаем о блестящем просветителе Тюркского Мира?

В преддверии дня рождения Омара Фаига Нейманзаде нам повезло поговорить с его внуком – Фуадом Пепиновым. Фуад Бей после окончания школы в Баку поступил в московский ВУЗ, защитил диссертацию, затем многие годы работал в Москве, где пользовался огромным уважением не только в профессиональной среде, но и среди московской интеллигенции, всегда с достоинством отстаивая интересы своей Родины – Азербайджана.

— Фуад бей, каким Вы помните своего дедушку, Омара Фаига Нейманзаде?

— Помнить я его не могу, потому что я родился через несколько лет после того, как Омар Фаиг был расстрелян в 1937 году. И все мои представления о Омаре Фаиге, как личности, основаны на рассказах моей матери, старшей дочери Омара Фаига – Кямили ханум, которая бережно хранила в памяти воспоминаниях о своём отце и благодаря смелости которой сохранился небольшой объем рукописей Омара Фаига, что само по себе было довольно рискованно, будучи семьей «врага» народа в условиях тоталитарного режима…

— К сожалению, несмотря на его выдающуюся деятельность во многих областях общественной жизни в годы Советской власти имя Омара Фаига почти не упоминалось, или упоминалось весьма скупо. Не могли бы Вы рассказать нам о деятельности Омара Фаига?

— Омар Фаиг Нейманзаде родился 24 декабря 1872 года в селе Азгур Ахалцихского уезда Тифлиской губернии. Благодаря блестящему образованию и страстному желанию сделать жизнь тюркских народов в условиях сначала царской России, а затем и Советской власти, более достойной, он состоялся как журналист, публицист, сатирик, педагог-реформатор, государственный деятель, и снова организатор школ. Но главное, как мне кажется, как создатель сатирического журнала «Молла Насреддин», автор большинства публикаций и сюжетов карикатур с 1906 по 1911 годы. Я считаю, что насколько велика была роль Омара Фаига в создании журнала «Молла Насреддин», настолько дерзновенным и мужественным шагом с его стороны был категорический отказ от участия в продолжении выпуска сатирического журнала под руководством большевистких властей после 1920 года и до самого расстрела в 1937 году.

— Как отразилось сложное, непростое начало XX века на деятельности Омара Фаига?

— Содержание его деятельности в яркий и интересный этап истории Азербайджана и всего Южного Кавказа в начале ХХ века — это попытка убедить все тюркские народы, что достоинство и прогресс в жизни народа обретаются, в первую очередь, через просвещение и образование, как сумму знаний всего человечества, как основу сохранения своей идентичности, своей культуры, своей свободы. Но вспыхнувшая в 1918 году надежда для интеллигенции Азербайджана была погашена красным террором в 1920. Короткое время поиска путей и попытки формирования современной нации, с сохранением ее идентичности и независимости завершилось. Но цели и пути были обозначены. Успели. Основатели и деятели Азербайджанской Демократической Республики успели сказать об этом и обозначить путь! Омар Фаиг был в их числе — вся его публицистика, сатира и деятельность была также об этом. Они мечтали о возможности жить в своем государстве, в мире со всеми другими государствами и народами, с нормальным самоощущением независимого народа на новых принципах свободы и демократии.

— Можно ли назвать советский период временем несбывшихся надежд для той плеяды замечательных представителей азербайджанской интеллигенции, которые мечтали о подлинной свободе для своего народа?

— После 1920 года, и они сами, и их чаяния были погружены в небытие и надолго. Таким образом, что и вспоминать-то об этом было некомфортно, особенно «историкам – ученым». Всем народам в той большой стране под названием СССР была строго предопределена новая жизнь — «национальная по форме, и социалистическая по содержанию». «Национальность формы» быстро стала карикатурной, а социалистическое содержание весело повело всех по дороге в рабство. Настолько далеко, что формальная свобода, свалившаяся и наступившая тридцать лет назад, до сих пор была не ощутима. Ни один «историк» не шелохнулся по сути. Формальное освобождение от «оков империи» состоялось в 1990-х годах. Но с тех пор, прошла жизнь целого поколения, а то и больше. (Хотя говорят же, все, что для осознания своей свободы народу требуется как минимум 40 лет). Казалось, что надо ждать еще лет десять?

— К счастью, нам не пришлось ждать еще 10 лет?

— Да! Это случилось! Возвращение, отвоевание, спасение Карабаха. Результат осознания собственной свободы и способности защитить себя, свое гражданство как народ, как граждане. Это произошло впервые в истории Азербайджана.

Освобождение Карабаха оказалось не только решением этой конкретной проблемы. Это стало первым шагом в реальную, психологически осознанную, независимость. Это ощущение реальности национального достоинства. Мы впервые вырвались из парадигмы нашего существования, как побочного явления, как части российской, а затем советской империи. Вырвались из плена навязанной истины о невозможности решения проблемы Карабаха военным путем. Никаким, кроме как мирным. И не было вопроса – а каким же путем возникла эта проблема? Абсолютной ложью были заверения, что когда-нибудь будет найден этот мирный путь. Беспредельный цинизм. И только после военной победы, с удручающей очевидностью стало понятно, что никто и никогда даже не думал об этом.

В такой, сложившейся циничной конструкции из дипломатов, государственных деятелей, «ученых», журналистов, телеведущих пропагандистов, возможно было выжить только убежденностью в своей правоте и принятием решительных действий. Это все было как спасение отечества, и это было суждено осуществить Президенту страны — Ильхаму Алиеву. Его смелое решение было одобрено народом единогласно, с полным пониманием и своей ответственности, и неизбежности жертв.

Сегодня, поминая, своего деда Омар Фаига, я обратил внимание на это случайное и приятное совпадение — день рождения человека XIX века, и человека XX века — Президента Азербайджана Ильхама Алиева. И мне показалась логическая связь в таком историческом совпадении. Связь смыслов стремлений. Это стремление к утверждению достоинства своего народа, в рамках общечеловеческого понимания права на достоинство всех народов. Оно зародилось во времена моего деда, его благородных единомышленников. Хорошая модель жизнеустройства в мире тогда была утопией. А сейчас, и деваться некуда, надо пытаться это реализовать.

Отсутствие посягательств и претензий к соседям, является единственным шансом для них обрести безопасность и реальную свободу. Фактически, освобождая Карабах, Президент Азербайджана Ильхам Алиев силой принуждает соседей-армян к принятию этого принципа и дает им шанс быть реально свободными. Освобождая Нагорный Карабах, он освобождает и Армению. Да, не стали ждать еще 10 лет, смело и решительно осуществив чаяния своего народа, Ильхам Алиев оказался человеком, который реально завершил последний этап на пути к подлинной свободе сознания и достоинства граждан Азербайджана. А дальше? Дальше, в этой свободе одинаковая ответственность за страну у всех граждан.

В огромной надежде на все самое лучшее и благоприятное для азербайджанского народа, сегодня, я с удовольствием поздравляю своего Президента Ильхама Алиева с днем рождения!

— Большое спасибо Вам, Фуад бей, за интересную беседу!

www.novayaepoxa.com

938
virtonnews.com