Низами 880: Агафангел Крымский о великом азербайджанском мыслителе

Общественный деятель РК, Член Союза журналистов Казахстана, представитель Международного журнала «Azərbaycan dünyası» (World of Azerbaijan) в Казахстане Насиха Гумаркызы написала статью о выдающемся азербайджанском поэте и философе Низами Гянджеви.

Информационно-аналитическая онлайн газета «Новая Эпоха» представляет ее вашему вниманию:

Изучение литературного наследия Низами, издание и популяризация его произведений считаю должны вестись постоянно, целенаправленно и на высоком качественном уровне все его поэтические творения, и должны знать его величайшее место в мировой литературе.

Сейчас по всему миру идёт научное освоение исторических судеб великих корифеев. В 2021 году исполняется 880 лет одному из корифеев мировой литературы, великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви. Своими бессмертными пятью поэмами «Хамсэ» Низами оказал огромное воздействие на литературный процесс в странах Востока. Его произведения поэмы читают во всем мире на разных языках, уже более 800 лет.

Восстановлением периодов жизни и даты смерти занимались многие историки, писатели антологи–исследователи, начиная с XII века.

Исследования проводились и Академией наук Азербайджанской ССР.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил 2021 год – годом Низами, в связи с 880-летием.

Низами — с полным именем шейх Низамаддин Абу Мухаммад Ильяс ибн Юсуф ибн Заки ибн Му аййад Гянджави родился в 1141 году, умер по некоторым источникам после 1203 года.

Сам Низами в «Искандер-наме» вспомнил о своем происхождении из горной страны Кума. Отец Низами происходил из Кума, но сам Низами родился в Гяндже. Кум –это селение до сих пор имеется в Азербайджане. Всё детство, юность и жизнь прошли в родной Гяндже. И умер Низами в Гяндже.

Низами родился в городе, и вся его жизнь прошла в условиях городской среды, при том в атмосфере господства персидской культуры, так как его родная Гянджа в то время имела ещё иранское население и, хотя о его жизни известно мало, считается, что всю жизнь он провёл, не покидая Закавказья.

Отец Низами, Юсуф ибн Заки, переселившийся в Гянджу из селении Кум (Одноименный поселок расположен в Гахском районе Азербайджана), возможно был чиновником, а его мать, Раиса имела иранское происхождение, по словам самого Низами, была курдянкой, вероятно, дочерью вождя курдского племени, и, по некоторым предположениям, была связана с курдской династией Шеддадидов, правившей Гянджой до Атабеков. Родители поэта рано умерли. После смерти отца Ильяса воспитывала мать, а после смерти последней — брат матери Ходжа Умар.

Лучший суфийско-романтический азербайджанский поэт, источник подражания, гениальный поэт мирового значения в то время остался незамеченным, касательно его библиографических подробностей. Хоть с искажением, но в какой-то степени публиковались маленькие статейки, какие-то данные спустя три столетия после смерти Низами. Первым написал главу из Самарканда Даулат-шах, где имеются ценные указания о принадлежности Низами к ахиям-трудовому цеховому братству-ордену.

Литературные историки-антологисты полагают так: Низами Гянджинский — великий поэт, который написал знаменитую всеми читаемую, высокоталантливую романтическую поэму «Пятерицу». Антологисты склонны определять год смерти Низами.

Но, судя по произведения и рукописям поэмы «Искандер -наме», которая была дата составления позже 1203 года, Низами умер всё-таки позднее 1203 года. По антологии Таки Каши великий гянджинский поэт умер в 1209 году, и эта дата может оказаться более правильной.

Несмотря на персидский язык своих произведений, Низами всецело остается поэтом своего родного Азербайджана и что историю развития азербайджанской литературы нужно считать не с момента, когда азербайджанцы стали писать по-тюркски, а с момента более ранних литературных явлений.

И уже в советское время, более авторитетно и доступно изучив Низами, Агафангел Ефимович Крымский написал фундаментальное исследование и это является его огромный труд (монография Низами).

Немного об авторе монографии о Низами — о Крымском А.Е.

Агафангел Ефимович Крымский родился 15 января 1871 года во Владимире-Волынском, в семье учителя истории и географии, литератора, педагога и издателя Ефима Степановича Крымского, ведшего свой род от татарского муллы, переселившегося в XVII веке в Речь Посполитую из Крымского ханства и принявшего православие. По словам Агафангела Крымского, его отец — «белорус по происхождению, русский по воспитанию». Мать Агафангела Крымского — Аделаида Матвеевна, урождённая Сидорович, литовская полька из-под Минска. Предки Агафангела Ефимовича были выходцами из Крыма, корни были тюркские-татарские. И фамилия была Крымский из-за того, что предки крымские татары. Один из предков в конце XVII века спасаясь от преследований крымского хана, приняв сан муллы, покидает свою родину. Учёный имел крымскотатарские корни и идентифицировал себя крымским татарином.

В годы учебы в Киевской гимназии Крамера и коллеги Павла Галагана, Агафангел Ефимович осваивает многие языки как: турецкий, итальянский, греческий, латынь и санскрит.

В юном гимназисте рано проявилась любовь к языкам и культуре народов Востока, и в этом немалую роль сыграл ориентализм в русской культуре. Склонность молодого юноши к востоковедению привела в один из лучших учебных заведений того времени в Москве- это Лазаревский институт восточных языков, который далее был реорганизован в высшее учебное заведение. Владел по меньшей мере 16 живыми и классическими языками.

Крымский обучался здесь в 1889—1892 г., и после окончания был оставлен на обучение и для подготовки на получение профессорского звания.

В 1892-1896 годах Крымский А.У. проходит полный курс по историко-филологическому факультету Московского университета. В этом и заслуга его замечательных преподавателей, ученых и специалистов высшего звена, как И.Н. Холомогоров, А.А. Веселовский, Ф.Е.Корш и многие другие.

Двухлетнее пребывание на Арабском Востоке с проездом через Турцию, ему позволило накопить богатый фактический материал.

А.У.Крымский, человек исключительной одаренности, разносторонний. Он считается несмотря на тюркские корни, видным украинским поэтом и писателем.
Знание многих языков, глубокая осведомленность в самых широких областях истории, культуры, религии народов мира позволило создать энциклопедические издания.
Труды А.Е.Крымского по востоковедению действительно являлись для своего времени «окном в науку».

Он был крупнейшим популяризатором лучших образцов культуры народов Востока и России. Коран по Крымскому высоко был оценён Л.Н.Толстым.

Изучая восточную литературу и историю, Крымский в честь 800-летия великого азербайджанского мыслителя Низами написал монографию, которая была для самого Крымского лебединой песней. Ученый хотел встретить намечавшийся 800 летний юбилей Низами своим мировым трудом. Несмотря на свою хроническую болезнь и тяжелое время, несмотря на свой преклонный возраст Крымский А.Е. усердно трудился. Он в своем семидесятилетнем возрасте собирает архивные материалы, обложившись книгами на разных языках, подбирает давно забытые факты о Низами. Но, всё-таки до начала Великой Отечественной войны он создает первую часть своей работы «Низами и его современники». Вторая часть также была закончена.

Однако, начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война помешала провести масштабное мероприятие – 800-летие Низами. И вся работа Крымского естественно не вышла в свет в виде монографии. Остались рукописи.

И только в 1947 году вся страна отметила юбилей азербайджанского поэта, где были представлены некоторые части из монографии Крымского.

Так была предана забвению монография А.Е.Крымского, единственный полный машинописный экземпляр которой, выполненный собственноручно самим автором. Он хранился в архиве Института литературы им.Низами.

Между тем годы шли, и в 1968 году рукопись Крымского была подготовлена к печати. С тех пор прошло много лет, немало было опубликовано работ.

В своей монографии Крымский А.Е. отразил историю сельджуков и азербайджанских Атабеков, но и это до конца не изучено.

Рассматривая разрозненные исторически и литературные факты в единстве, А,Е.Крымский, несомненно, преследовал цель: показать историческую закономерность азербайджанского поэта Низами, далеко опередившего свой век, можно сказать историческую детерминированность его высоких гуманистических идей, его передового мировоззрения.

Крымский А.Е. в своих трудах изучая достоверные факты, также упомянул о периоде расцвета Сельджукской империи в XI веке Малик-шаха и визиря Низам Аль Мульк, где говорится, что за сто лет до рождения Низами довольно большая орда тюрков-сельджуков (ветвь туркменов) покинувши свои кочевья в низовьях Сыр-Дарьи и переправившись со своими женами и кибитками через Аму-Дарью в Хорасан разбило войско, посланное Хорасаном.

Крымский А.Е. очень много писал о всех династиях, о Ширваншахе, о Санжаре, о хорезмшахах, о кавказской Барде, о Дербенде, о Малик-шахе, о султанах Ирана и Ирака,,,,

Крымский А.Е. внимательно и тесно изучив творчество Низами, объявляет его представителем азербайджанской литературы. Он связывает имя Низами с Азербайджаном и азербайджанской литературой.

Фамилию Гянджеви – Низами получил из-за того, что родился в Гяндже. И конечно вокруг Низами о его национальной принадлежности ходили споры. Но по словам Крымского А.Е. нужно твердо и однозначно признать: Низами азербайджанский поэт, которым Азербайджан может по праву гордиться! Но он и гордость, и украшение также иранской литературы.

Ведь Низами – один из столпов этой многовековой и богатой литературы, независимо в какой части Азиатского материка и когда она создавалась.

Азербайджанский народ безгранично гордится тем, что творчество одного из его гениальных сынов, писавших в силу определенных исторических условий на языке фарси.

Монография Крымского А.Е. издана как литературный памятник, несомненно она из самых значительных во всей мировой ориенталистике работ о великом азербайджанском поэте.

Крымский А.Е. с конца 1920-х годов подвергался гонениям, как представитель крымско-татарской интеллигенции при сворачивании большевистской политики «коренизации», обвинен в национализме, в 1930 году уволен; однако после присоединения Западной Украины в 1939 году был восстановлен во всех должностях, совершил ряд поездок на Западную Украину.

Арестован 20 июля 1941; обвинен как участник вымышленной «Спiлки визволення Украiни». Осенью 1941 вывезен в Казахстан. 30 октября прибыл в Кустанайскую тюрьму. Умер 25 января 1942 года в больнице при тюрьме НКВД № 7 в Кустанае. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован в 1957 году. (из архива ИР ЦНБ НАНУ)

www.novayaepoxa.com

1094
virtonnews.com