Политолог: «Путин надпартийный президент, арбитр»

О предвыборной ситуации в России, самовыдвижении Владимира Путина, возможном участии Алексея Навального на выборах, рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог Константин Калачев.

— Как вы оцениваете шансы Владимира Путина на выборах в 2018 году, с учетом того фактора, что он идет на выборы безпартийным и не от ЕР?

— Социальное самочувствие в стране падает. Но, как ни странно, тем больше запрос на стабильность. Тема перемен и обновления — тема меньшинства. Большинство боится, чтобы хуже не стало. Усталость от Путина появляется даже среди тех, кто одобряет его деятельность. Поэтому рейтинг одобрения его деятельности почти на 20 процентов выше его же электорального рейтинга, но альтернативы большинство не видит. Это может отразится на явке, а не на результате.

Что касается самовыдвижения Путина. Это было вполне предсказуемо. Как говорил когда-то один из активистов голлистского «Союза защиты новой республики», а в дальнейшем министр голлистского правительства Альбин Шаландон: «нас создал генерал Де Голль, мы обязаны ему существованием, доктриной и единством. Но если мы принадлежим ему, то он не принадлежит нам. Положение арбитра нации не позволяет Де Голлю ограничивать себя рамками одной партии, даже если эта партия исповедует доктрину безусловной преданности ему». Так и Единая Россия, поддерживая своего духовного лидера и основателя, имеет определенные ограничения в использовании образа.

Путин надпартийный президент, арбитр, выражающий интересы носителей самых разных политических взглядов, лидер большинства. Идти самовыдвиженцем ему удобнее. Хотя самовыдвижение тут лишь юридический механизм, а по факту предложения идти на выборы будут звучать от разных организаций и социальных сред. ОНФ как площадка сборки подходит больше всего.

Выборная кампания хороший повод наглядно продемонстрировать всему миру, что современный российский дискурс это производное не только от личных предпочтений или особенностей характера и психологии российского лидера, а отражение им воли большинства. Путин как зеркало – это то, что должно осознавать новое руководства США и других стран НАТО, Евросоюз и прочие. Как следствие встает вопрос легитимизации результата, убедительной демонстрации народной поддержки курса президента, единства российской нации, усиление позиций руководства страны в условиях сложной международной обстановки.

Надпартийный президент это выход на уровень представления интересов всех и каждого. Сбор подписей в поддержку выдвижения — важный мобилизующий момент. ЕР инструмент президента. Но ведь и другие партии одобряют и поддерживают внешнеполитический и внутриполитический курс. Да и вообще, каждая кампания должна нести в себе что-то новое. Его партия — все россияне. А выборы – это то, что нас всех объединяет как нацию. Голосование – акт патриотизма. Кампания «Я голосую за Путина» требует широкого вовлечения в нее реальных лидеров общественного мнения, представляющих весь спектр взглядов. Естественно кроме крайностей. Референдумные выборы требуют тотальной мобилизации. Ставка на имиджевое позиционирование предполагает отсутствие партийной привязки. Но и ЕР сыграет важную роль. Как инструмент поддержки и партийно-политической мобилизации. Рейтинг ЕР производное от рейтинга Путина. Но Рейтинг Путина больше. Он как зонтик накрывает и легитимизирует всю политическую систему.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что тема выдвижения Владимира Путина в качестве кандидата на президентских выборах в 2018 году пока не фигурирует в повестке дня Кремля. «Эта тема не фигурирует в повестке дня. Ее просто нет пока», — заявил Песков в ответ на вопрос о том, действительно ли вариант самовыдвижения рассматривается в Кремле.

— Если Навального не допускают на выборы, то как его разоблачающие видео про премьера и многое другое будет влиять на всю выборную кампанию и может ли быть другая кандидатура вместо навального?

— По поводу Навального могу сказать одно — он бежит на длинную дистанцию, надеется Путина пережить. Его разоблачения расшатывают ситуацию, но сам Путин абсолютно тефлоновый. Альтернативы ему большинство не видит. Участие политиков либеральной и реформистской части спектра возможно. Тот же Титов думает до сих пор. Есть Явлинский. Может появится кто-то еще. Но подбор участников связан только и исключительно с необходимостью легитимации результата. Есть запрос на полную легитимность, а это означает, что весь политический спектр, кроме крайностей, должен быть представлен.

— Сегодня власти России поделены между двумя экономическими блоками: между Борисом Титовым и Алексеем Кудриным. В адрес второго все чаще мы видим выпады на телевидении. Как вы считаете насколько эффективны планы этих двух главных экономистов, и готова ли страна к глубоким экономическим реформам в условиях сильного социального расслоения общества?

— С чего вы решили, что Титов равновелик Кудрину, что он один из двух «главных экономистов»? Его вес и влияние не велики. Интеллектуальное влияние Кудрина куда выше. Однако главными экономистами у нас являются совсем другие люди — те, кто представляет нынешний экономический блок правительства и Центробанк. Путин придерживается прагматичного эволюционного дискурса и на экономические эксперименты не готов. Никаких прорывов не будет. Экономические реформы проигрывают идее стабильности и саморегулирования.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1191