Ложный донос и лжесвидетельство – так ли схожи эти понятия?
На вопросы «Новой Эпохи» отвечает правозащитник, директор Правозащитного Центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
Один из основополагающих принципов в уголовном процессе — принцип ответственности гласит, что человек должен быть наказан лишь за те деяния и их последствия, в отношении которых установлена его вина (ст.7 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики). Другой принцип — справедливости (ст.8 УК АР) предполагает, что применяемое к человеку наказание должно «соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».
Очевидно, что следовать этим принципам возможно, лишь, если собранная следствием и судом информация о преступлении отражает действительность. Отсюда — нулевая терпимость, вплоть до уголовного наказания, к попыткам воздействовать на ход процесса путем заведомой фальсификации любых доказательств: показаний, заключений экспертизы, вещественных улик и пр.
Среди уголовно наказуемых деяний такого рода особенно часто встречаются ложный донос и лжесвидетельство.
— Что такое заведомо ложный донос?
— Под заведомо ложным доносом подразумевается сообщение в органы, имеющие право возбуждения уголовных дел, заведомо ложных сведений о якобы совершенном преступлении или человеке, якобы виновном в реально совершенном преступлении. Целью доносчика в этом случае является побудить правоохранительные органы провести какие-то необоснованные процессуальные действия, например, обыск или задержание, отвести подозрения от виновного или, наоборот, вызвать их против невиновного.
Такие сообщения (доносы) могут исходить от конкретных людей или организаций, могут быть письменными или устными, поступать по почте, телефону или интернету. В случае подтверждения заведомо ложного характера доноса, он влечет уголовную ответственность по ст. 296 УК.
Согласно закону «Об обращении граждан», органы государственной власти должны принимать и давать ответ на «индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалобу, направленные (представленные) в письменной (в том числе электронной) или устной форме в рассматривающий обращение субъект или его должностному лицу, лично лицом или через представителя». При этом письменное обращение, в котором не указаны фамилия, имя, отчество, адрес, личная или электронная подпись заявителя (в отношении юридических лиц — наименование юридического лица, юридический адрес и подпись руководителя), считается анонимным, не принимается и не рассматривается (статьи 3 и 4 Закона).
Устные обращения обычно делаются на личном приеме у адресата, тогда же на них может быть дан устный ответ (с согласия заявителя). Если вопросы, изложенные в устном обращении, требуют проведения дополнительного расследования, то обращение дублируется в письменном виде и регистрируется (ст. 11 Закона). То же касается, например, и звонков на «горячие линии»: у человека спрашивают его контакты и направляют к нему сотрудника, чтобы взять письменное обращение по принятой форме. Если человек отказывается представиться или сообщить свой адрес, то это сообщение тоже будет считаться анонимным.
Все сказанное об анонимках относится и к «доносам» в правоохранительные органы, которые являются одним из видов обращений граждан. Анонимки не рассматриваются.
Исключение в УК сделано лишь для заведомо ложного сообщения об акте терроризма, т.е. о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Ввиду реальной опасности терроризма, власти реагируют и на анонимные сообщения, например, на популярные одно время телефонные сообщения о заложенных бомбах в многолюдных местах. Наказываются ложные сообщения такого рода по отдельной от ложных доносов статье 216 УК.
Похожим преступлением, не являющимся ложным доносом, является передача заведомо ложных сведений в воздушное судно во время полета, если это создает угрозу безопасности воздушного судна во время полета. Можно вспомнить, например, истории с крушениями самолетов, которым с земли сообщили ложные данные о посадке. Такое преступление наказуемо по ст. 270-1.2 УК.
— Что такое лжесвидетельство?
— Лжесвидетельство, или заведомо ложные показания свидетеля или потерпевшего, даются в устной или письменной форме следственному органу или суду. В ложных показаниях, сообщаются полностью или частично вымышленные сведения, искажается суть происшедшего или скрываются известные свидетелю или потерпевшему факты.
Исходя из принципов гуманизма, уголовное законодательство позволяет подозреваемому или обвиняемому не давать показаний против себя, а его близким родственникам — не давать показаний против него (ст. 298 УК). Под близкими родственниками в данном случае подразумеваются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные и сводные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 7.0.32 Уголовно-Процессуального Кодекса).
Близкие родственники имеют и другую привилегию: они не подлежат уголовной ответственности за ложное показание против себя и близких родственников, если выяснится, что он был принужден дать показания против указанных лиц (ст. 298 УК).
Для остальных свидетелей и потерпевших отказ от дачи показаний повлечет уголовную ответственность по ст. 298 УК, а дача ложных показаний — по ст. 297 УК АР. Впрочем, если до вынесения приговора или решения суда лица, давшие ложные показания, добровольно признаются в этом, то они будут освобождены от уголовной ответственности.
— Какая разница между двумя понятиями?
— В случае ложного доноса виновный не является участником уголовного процесса и не связан формальным обязательством говорить «правду, только правду и ничего, кроме правды», как лжесвидетели, которые перед дачей показаний дают соответствующую подписку. Наказываются они тоже по разным статьям УК.
Несмотря на то, что свидетель лжет под присягой, а доносчик ею не связан, в случае ложного обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления они наказываются примерно одинаково. Но в делах по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности и менее тяжким, лжедоносчика наказывают строже.
Объясняется это обычно тем, что по заведомо ложным доносам часто возбуждаются уголовные дела и закрываются только после затрат времени на процессуальные проверки. В России, например, по ложному заявлению было возбуждено 34,1% уголовных дел, причем в 20,7% случаев жертва ложного доноса задерживалась или арестовывалась, а в 13,7% случаев предъявлялось обвинение.
У нас вряд ли ситуация сильно отличается от российской. Вспомним, что, если человек ложно обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет, то судом почти автоматически санкционируется применение меры пресечения в виде заключения под стражу. И невинный человек отправляется за решетку…
Я уже упомянул и еще одно отличие ложного доноса от лжесвидетельства: если лжесвидетель откажется от своего показания до завершения судебного процесса, дав суду возможность вынести справедливый приговор, то он не будет нести уголовной ответственности. А для лжедоносчика такой возможности не предусмотрено.
— Какая ответственность установлена законом за заведомо ложный донос и лжесвидетельство?
— Статья 296 УК АР предусматривает за заведомо ложный донос о совершении преступления наказание в виде штрафа от 1500 до 3000 манатов, либо общественных работ на срок от 320 до 400, либо исправительных работ на срок от 1 года до 2 лет, либо лишение свободы на срок до трех лет. Если донос содержит обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо включает искусственное создание доказательств обвинения, то наказание ужесточается до ограничения свободы на срок от 2 до 4 лет либо лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.
За заведомо ложные показание, согласно ст. 297 УК АР, полагается штраф в размере от 1000 до 2000 манатов, либо общественные работы на срок от 320 до 400 часов, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо лишение свободы на срок до 6 месяцев. В случае ложного обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотрено лишь лишение свободы на срок от 2 до 6 лет, без каких-либо альтернатив.
Здесь стоит отметить, что отказ свидетеля давать показания вообще, обойдется ему наказанием в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 манатов, либо общественных работ на срок от 240 до 360 часов, либо исправительных работ на срок от 1 года до 2 лет, либо лишения свободы на срок до 6 месяцев. Так что по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях лучше сказать правду или отмолчаться, вместо того, чтобы лгать следствию или суду.
Как правило, если у лжесвидетеля нет личного мотива давать ложные показания, то он делает это под давлением заинтересованной стороны. Я имею в виду подкуп или принуждение к уклонению от дачи показаний, к даче ложных показаний, за что предусмотрено уголовное наказание по ст. 299 УК АР. Так, подкуп свидетеля или потерпевшего наказываются штрафом в размере от 1000 до 2000 манатов, либо общественными работами на срок от 360 до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 6 месяцев. Если же имеет место принуждение, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества этих лиц или их близких родственников, то наказание составит штраф в размере от 3000 до 6000 манатов либо лишение свободы на срок до 3 лет. В случае, если шантажист переходит от угроз к делу и применяет насилие, не опасное для жизни или здоровья указанных лиц, то его лишат свободы на срок от 2 до 5 лет. А при шантаже, совершенном организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья указанных лиц, виновных накажут лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.
Раз уже была затронута тему «телефонного терроризма», то стоит упомянуть, что по ст. 216 УК АР виновный в заведомо ложном сообщении о готовящемся теракте будет лишен свободы на срок от 5 до 8 лет. Передача заведомо ложных сведений об угрозе безопасности воздушного судна во время полета наказывается по ст. 270-1.2 УК АР намного мягче — исправительными работами, ограничением свободы либо лишением свободы на срок до 2 лет. Вероятно, имеется в виду предполетная проверка воздушных судов и их пассажиров и багажа, уменьшающая реальность терактов.
— Насколько реально наказать человека, виновного в данном проступке?
— Иногда это очень сложная задача, особенно, если имеет место искусственное создание доказательств обвинения, на которое затем ссылается лжедоносчик. Например, Вам подбросили в квартиру наркотики или взломали компьютер и разместили там что-то компрометирующее, а затем это находит полиция в присутствии нескольких свидетелей, после чего берут под стражу и тем самым ограничивают возможность самой разобраться и найти контраргументы. В этом случае, Вам потребуется адвокат, причем не из числа посредников в коррупционных схемах, а добросовестный профессионал, который поговорит с бывшим следователем и компьютерным специалистом, которые подскажут, что надо проверить наличие отпечатков Ваших пальцев на пакете с наркотиком, сделать выписку из медицинской карты о том, что Вы никогда не были наркоманкой, найти следы хакерского взлома компьютера и т. п.
Если же ложное обвинение не основано на материальных доказательствах, то ситуация проще — слово лжедоносчика против Вашего слова. Если ложный донос построен не на доказательствах, а на извращенной интерпретации чего-то реально существующего, то у него всегда есть запасная позиция — сказать, что он что-то не так понял, и что его ложь не была заведомой, и извиниться. Тем самым дело закрывается, и виновный никакой уголовной ответственности не несет.
— Почему полиция не часто реагирует на заявления людей, которые подают жалобу, а чаще всего и доказательства о клевете в отношении их?
— Это действительно так, правоохранители реагируют не часто. Если возникает тупиковая ситуация «слово против слова», которую я описал, то правоохранители обычно стараются свести дело к личному конфликту двух сторон и советуют помириться или обратиться в суд.
Например, Вы сейчас вместо «ложного доноса» упомянули слово «клевета». Хотя это два родственных состава преступления, но при этом — две разные статьи УК и два разных пути реагирования.
— В чем их сходство и различие?
— Что такое ложный донос, мы уже разобрались. Это когда доносчик обращается в правоохранительные органы с обращением, содержащим ложную информацию о якобы совершенном преступлении либо о том, что жертва доноса якобы причастна к какому-то преступлению.
Клевета (ст. 147 УК АР) тоже является посылкой заведомо ложных сведений, в том числе она может быть соединена с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Но информация посылается не в правоохранительные органы, а в СМИ или в Интернет, то есть распространяется публично. Автор бравирует: он не будет никуда тайком писать доносы, пусть фигурант его статьи оправдывается!
Клевета, между тем, является одним из преступлений, где обвинение бывает не государственным, а частным. А это значит, что предварительные доказательства вины клеветника собирает и формулирует обвинение его в клевете сторона жертвы, а не прокуратура после проведения следствия. При этом в суде ответчик должен будет доказать, что он прав.
При этом, в случае обвинения лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, ценой доказанной клеветы могут быть исправительные работы на срок (от 2 месяцев) до 2 лет, либо ограничение свободы на срок (от 6 месяцев) до 3 лет, либо лишение свободы на срок (от 3 месяцев) до 3 лет. В то время, как при обращении в правоохранительные органы, ложный донос обошелся бы куда дороже: ограничением свободы на срок от 2 до 4 лет либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.
Вместе с тем, если отвлечься от понимания ситуации как клеветы гражданина А. против гражданина Б., то публикация со стороны А. обвинения против Б. может рассматриваться как основание для возбуждения уголовного дела по делу о ложном доносе, а не о клевете.
Так, статья 46 УПК предусматривает, что «причиной к возбуждению уголовного дела могут быть … субъекты медиа… Основанием к возбуждению уголовного дела является наличие достаточных улик, указывающих на признаки преступления. При наличии оснований полагать совершение деяния, в котором отражены признаки преступления, и отсутствие обстоятельств, исключающих уголовное преследование, дознаватель, следователь или прокурор должны немедленно возбудить уголовное дело в пределах своих полномочий».
При этом сообщения субъектов медиа о совершенных или подготовляемых преступлениях, после отражения в печати, по радио, телевидению должны быть направлены в органы уголовного преследования (ст. 206 УПК). Должностные лица этих субъектов медиа, а также авторы этих сообщений должны представить имеющиеся у них и подтверждающие сообщение о преступлении документы дознавателю, следователю, прокурору, осуществляющему процессуальное руководство предварительным расследованием, или суду
(ст. 206.3 УПК). Дознаватель, следователь или прокурор обязаны немедленно зарегистрировать и рассмотреть сообщение о совершенном или подготовляемом преступлении, отраженное в медиа и представленное вместе с подтверждающими документами (ст. 207.1.1 УПК).
То есть Б. (жертва клеветы) должна потребовать от прокуратуры принять публикацию в СМИ или Интернете в качестве сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, возбудить дело, провести расследование и принять меры. В том числе, если сообщение окажется ложным, то привлечь А. (автора) к уголовной ответственности за ложный донос.
Джамиля Чеботарева
www.novayaepoxa.com