Олжас Сулейменов: «Я помню Гейдара Алиева настоящим лидером своей страны, мыслящим категориями и национальными, и планетарными»
«Новая Эпоха» представляет эксклюзивное интервью с Олжасом Сулейменовым.
— Олжас Омарович, добрый день! Спасибо Вам за то, что нашли время ответить на вопросы нашего издания.
—Добрый день. Рад нашей беседе и надеюсь, она окажется полезной для читателей. Стараюсь не тратить оставшееся время на пустяки. Да и серьезное обсуждаем кратко.
— Вы большой друг азербайджанского народа и нашей страны в целом. Вы всегда были рядом, даже в самые тяжелые годы для нашей страны. Расскажите, как произошло Ваше знакомство с нашим Общенациональным лидером Гейдаром Алиевым? Каким Вы его помните?
— Я помню его настоящим лидером своей страны, мыслящим категориями и национальными, и планетарными. Мудрым руководителем, который замечал в каждом писателе или общественном деятеле искорку таланта, развивая его и поддерживая.
В июне 1975-го в Азербайджане проводились Дни Советской Литературы, где и меня пригласили принять участие. Писатели из всех республик СССР выступали в те дни в Баку. Прощальное застолье проводил для группы литераторов сам руководитель республики. Многим из нас достались слова благодарности за выступления, а в конце он неожиданно для меня произнес: «Олжас нужен не только казахам, но всем тюркам!».
Позже, обдумывая услышанное, я понял, что Гейдар Алиев так оценил мою недавно вышедшую книгу «Аз и Я». Его слова на том застолье оказались особым напутствием автору в долгой работе, которая началась в шестидесятые и продолжается до сих пор. Сейчас Центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, которым я руковожу, проводит международные научные конференции, на которых ученые и деятели культуры исследуют и обсуждают темы, важные для всего человечества. Особое развитие и осмысление получает тема тюркской исторической активности, начиная с IV тысячелетия до н.э., которая сохранилась и в новых веках, проявившись в характере лидеров тюркских государств Нового времени.
Слова одного из таких лидеров – Гейдара Алиева, обращенные к казахскому поэту полвека назад, укрепили его уверенность в необходимости открывать миру культурную историю тюрков. Уверен, эти знания, со временем, станут самосознанием народов.
— С кем из азербайджанских писателей Вы поддерживаете связь?
— Мы по-прежнему поддерживаем дружескую связь с Анаром. Замечательная историк-мемуарист и публицист – Эльмира Ахундова активно участвует в наших культурных мероприятиях. Недавно в Алматы проходила международная конференция, посвященная 50-летию книги «Аз и Я». Из Азербайджана прибыла мощная делегация ученых и писателей: Салим Бабуллаоглу, Низами Джафаров, Рафик Гашимов, Азер Туран, Тельман Джафаров, Агаверди Халилов. Их выступления были по-своему содержательны и полезны для развития нашей темы.
— Какое свое произведение Вы считаете самым успешным?
— Произведение, в котором удалось сказать о главном. Последние месяцы я посвятил «Закону Осириса» — моему главному открытию.
Мы плохо знаем историю человечества. В начале XIX века Наполеон открыл миру Египет, ученые занялись развалинами этой страны и подсчитали ее приблизительный возраст – III тысячелетие до н.э. История человечества тогда углубилась еще на пару тысячелетий.
Несколько тысячелетий назад человечество (или его отдельные виды) уже писали, пользуясь знаковым письмом.
Я вошел в эту тему 65 лет назад. Но только сейчас добрался до таких сокровенных глубин истории. Изучая изобразительный язык рисуночного письма Древнего Египта III тыс. до н.э., который точно отражал смысл изображаемого слова. Мы видим на этих рисунках фараона, обожествленного как бога растений и земледелия – Ösiris. Через тело лежащего на спине фараона прорастают прямые ростки растений, обозначая Закон:
Этот Закон сохранили и передали древние греки, исказив ударение – Оси ̀рис. Но что это значило? За двести лет египтологи так и не расшифровали это слово, происхождение которого нам удалось обнаружить только в одном языке мира. Прочесть его оказалось возможным только сейчас – опираясь на казахский язык:
ÖSIRIS – «ВЗРАЩИВАНИЕ» (каз.)
Имя бога растений оказалось формулой активного земледелия, сформулированной как Закон, чтобы распространяться и сохраниться в тысячелетиях. В казахском языке сохранились все составляющие этого понятия:
ÖS’— ӨС – «расти!» (каз.)
ÖSÍR (ӨСÍР) – «взращивай!» (каз.)
ÖSIRÍS (ӨСІРÍС) – «взращивание» (каз.)
Такой точности грамматического развития этой формулы, какую мы открыли в казахском, в других языках мира нами не обнаружено.
Так благодаря рисуночному письму, были опубликованы первые документально датируемые доказательства истории казахов в Древнем Египте III тысячелетия до н.э. не как случайных гостей, но как возможных создателей культуры земледелия!
Уверен, теперь многие ученые мира начнут активно изучать тюркские языки. И узнают, что в древности тюркские народы проявили себя особенно заметно. Тюрки-огузы (IV тыс. до н.э.), чьи каменные стелы с надписями сохранились до наших дней. И древние казахи, чьи письменные памятники изобразительного письма III тыс. до н.э. открываются нам только сейчас.
С усвоения этих знаний учеными начнется новая тюркология и откроется удивительная глава письменной истории человечества.
— Спасибо, это действительно поразительное открытие. Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
— Такие открытия делают тебя счастливым по-настоящему. Мгновенья творческого счастья, добытые десятилетиями служения теме. Прохладные и кипящие точки на карте. Ленинка, библиотека Конгресса, Штаб-квартира ЮНЕСКО, комнатка при бейрутском Музее письма, до того, как он был разрушен ракетами…
Сейчас это тенистые аллеи в парке или рабочий стол, за которым я перечитываю и редактирую последние главы истории Человека Разумного. Мне было дано, наконец, услышать и увидеть, как письмена и сюжеты, собранные со всех уголков света, начинают говорить друг с другом на едином языке образов: шумерские иероглифы, тюркские знаки, египетские рисунки, казахские глаголы…
В «Книге истин» собраны эти открытия. Нужно успеть сделать все, чтобы мир узнал о них.
— Олжас Омарович, кроме Вашей литературной и научной деятельности, мир помнит и о Движении «Невада-Семипалатинск». В своей недавней статье «Мы помним…» Вы рассказали о деятельности Глобального антиядерного Альянса и созданной Вами межпарламентской делегации СССР, США и Великобритании с целью провести референдум, чтобы все парламенты мира ответили на один вопрос: «Нужно ли ядерное оружие нашей стране и человечеству?».
— Да, это был колоссальный шанс. В январе 1991 года мы как никогда были близки к всемирному отказу от ядерного оружия. Объединив все антиядерные, антивоенные и экологические движения мира в Штаб-квартире ООН на учредительной конференции, я предложил провести межпарламентский референдум, чтобы все парламенты мира, а их около 200, ответили на один вопрос: «Нужно ли ядерное оружие нашей стране и человечеству?»
И первым парламентом, который ответит на этот вопрос, я предложил считать Верховный Совет СССР. А если Парламент самой сильной ядерной державы заявит, что ему не нужно ядерное оружие, тогда и остальным: американцам, англичанам, французам и китайцам придется согласиться!
Для этого мы создали первую межпарламентскую делегацию: два конгрессмена и два сенатора США, два парламентария из Англии и двое из СССР – руководитель атомного института Евгений Велихов и Сулейменов (Велихов тогда заболел и вместо него полетел Владимир Якимец). Такая делегация трех ядерных держав Запада и Востока была создана впервые в истории. И это было большим обещанием объединения, а не распада.
Целью нашей было подготовить референдум и парламенты к голосованию за безъядерный мир. Делегация вылетела в Москву, где мы обсудили с Горбачёвым нашу программу, а вечером, не задерживаясь, вылетели в Лондон. Там в эти дни сменялся премьер-министр и поэтому он не мог нас принять. Но мы не стали откладывать нашу миссию и встретились с министром обороны Великобритании, изложив ему наши планы. Из Лондона мы отправились в Вашингтон для встречи с Бушем-старшим. Тот еще не вернулся из командировки в Мексику. Мы объяснили наш план советнику по безопасности и обороне, а уходя, в коридоре Белого Дома неожиданно встретили Буша, усталого после полета, но улыбчивого. Конгрессмены нас представили, и мы обсудили все в коридоре. Через час наша делегация покидала Белый Дом с уверенностью, что и Конгресс, и Сенат США примут участие в запланированном референдуме.
Какая это была возможность! Сохранить страну и сохранить мир в третьем тысячелетии. Использовать удивительное историческое мгновение! Все готовились к этому великому событию. В Москве, Нью-Йорке, Лондоне и других столицах парламентарии были подготовлены к миру. И мы знали, что большинство на референдуме ответит – нет ядерному оружию!
Это был колоссальный шанс. Отношения Советского Союза и США были как никогда близки. Мир уверенно шел к единству – к эпохе осознанной взаимозависимости!
…А сейчас мы с ужасом не отходим от телевизора, чтобы узнать, как один за другим бомбят друг друга США, Иран, Израиль, Палестина, Индия, Пакистан, Украина… К этим бедам современного мира привели ошибки бездарных политиков.
В 1991-м кто-то подсказал Ельцину уравнение: нет СССР – нет и президентской должности. Чтобы снять Горбачева и выиграть это соперничество, ему надо было ликвидировать Советский Союз. Вот о чем думали пьяные «демократы» в Беловежской пуще, совершая антигосударственный переворот и неслыханное в истории ограбление собственной страны.
Через год, завершая свою речь в Конгрессе США, Ельцин, в должности президента России и уже в привычно нетрезвом состоянии, под аплодисменты провозгласил молитвенное:
«Господи, благослови Америку!…»
Эта фраза не была пустой. В ней отразился захват власти и уничтожение страны без всякой ядерной атаки, а в результате «Перестройки», к которой привлекли не архитекторов, а пьяных прорабов, разрушивших до оснований социализм и ухнувших в рыночный феодализм и бесконечные войны. Так была упущена великая возможность спасения человечества, которая дается раз в истории.
Теперь мы снова подошли к обрыву, за которым нет дорог. Но конец мира, который приближают бездарные политики – не устраивает нас – людей на этой Земле. Ни один народ, ни человечество. Едва ли наши народы заслужили такой финал. Мы заслужили годы и века долгой, творческой жизни. Это понимание делает еще более важной память о том времени и событиях, в которых нам посчастливилось поучаствовать. О тех датах мирового значения, которые и наше Движение добавило историкам. И тех великих возможностях, о которых мы помним. И желаем Правительствам не забывать, а воспользоваться ими и оставшимся временем, пока еще не совсем поздно.
— Мы надеемся, человечество и его лидеры услышат Ваш призыв. Ваши пожелания азербайджанскому народу…
—У народа, помнящего свою историю, есть будущее. Я знаю это, потому что был рядом в трудные часы, когда азербайджанский народ выдержал экзамен на способность выжить и продолжить путь в будущее. Об этом напоминают и слова президента Азербайджана Ильхама Алиева, обращенные к казахскому поэту и не так давно опубликованные в газете «Бакинский рабочий»:
«В самые трудные для нашей страны времена Вы были рядом с азербайджанским народом… Мы не забываем это и высоко ценим. Азербайджанский народ любит Вас, Ваше творчество. Ваша гражданская позиция достойна большого уважения».
Только вместе, поддерживая друг друга, восходим мы на свою высоту. Эта формула взаимозависимости работает в жизненном опыте и отдельных личностей, и народов, и государств. Период независимости поэты и политики используют как время осознания нашей всеобщей взаимозависимости. Мы все больше понимаем, что классы в обществе, народы-соседи всегда были взаимозависимы, но не осознавали этого главного условия жизни на Земле. И мы, писатели, должны помочь нашим народам осознать это.
Пусть в мире все начинания дорогого нам Азербайджана обретают определения «высокие». И азербайджанский народ продолжает расти и количественно, и качественно.
— Благодарим Вас за интересную беседу и добрые пожелания. Желаем Вам крепчайшего здоровья, а Центру сближения культур под Вашим руководством – успешно выполнить свою миссию!
Джамиля Чеботарёва