Чем чревато запугивание и преследование адвоката? – разъясняет правозащитник

На вопросы «Новой Эпохи» отвечает правозащитник, директор Правозащитного Центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

Эльдар Зейналов

 — Быть адвокатом в наше время, мягко говоря, не совсем безопасно. Это не секрет даже для тех, кто далёк от сферы права…  

— Действительно, практически все конфликты, которые приходится разбирать судам, имеют скрытые аспекты и продолжение в кулуарах. Коррупция, телефонное право, провокации и запугивание сторон — и все ради того, чтобы часа весов Фемиды склонилась в пользу одной из сторон. Не случайно в Уголовном Кодексе (УК) Азербайджана преступлениям против правосудия посвящена целая 32-я глава. Среди ее 22 статей, разумеется, есть и положения, касающиеся адвоката, как стороны защиты.

— Какой правовой статус для адвоката и гарантии для его деятельности предусматривает Закон «Об адвокатах и адвокатской деятельности» и другое законодательство Азербайджана?

— Упомянутый закон предусматривает правовые рамки для деятельности адвокатов. Дело в том, что, если сторону обвинения в уголовном судопроизводстве представляет государственный орган (прокуратура), то адвокат государственным служащим не является. За ним стоит лишь Коллегия адвокатов, по сути, неправительственная организация, хотя и уникальная. При таком раскладе трудно обеспечить равноправие сторон, особенно, если на адвоката давят. Может сложиться неравноправие сторон и в гражданском процессе.

Поэтому закон гарантирует, что профессиональная деятельность адвоката должна быть защищена от вмешательства или давления со стороны прокуратуры, суда, других государственных органов, общественных объединений, любого предприятия, ведомства, организации или должностного лица. В этом списке тех, от кого надо защищать адвоката, приведенном в законе «Об адвокатах и адвокатуре», не приведены частные лица. А как раз с их стороны чаще всего и проявляется давление.

Я бы разделил таких лиц на две группы. В первую относятся защищаемые адвокатом лица. По своему статусу, адвокат имеет касательство к тайнам своего клиента и следственных органов, и нарушение их может серьезно помешать правосудию. Общеизвестно и то, что клиенты нередко пытаются склонить адвоката к посредничеству в коррупции, разного рода сомнительных сделках с противоположной стороной или с судьей, что запрещено тем же Законом. Когда адвокат идет на поводу у таких клиентов, то может лишиться работы и даже свободы. Взаимоотношению с клиентами посвящено немало этических инструкций, щекотливые вопросы прописываются в договоре о его найме.

Вторая группа лиц, которые могут навредить адвокату, прямо или замаскированно действуют в интересах противоположной стороны, иногда деликатно, а порой и по принципу «против лома нет приема». Если Вам на голову свалился с крыши кирпич, то надо еще потрудиться доказать, от кого он прилетел. Если у членов Вашей семьи возникли проблемы в работе или учебе, если сгорела Ваша дача или кто-то ночью испортил Вашу автомашину, то обычно древнеримского принципа «Кому это выгодно», недостаточно для того, чтобы обвинить оппонента. В соцсетях появляются статьи, обвиняющие адвоката в непрофессионализме или мошенничестве. И т. д.

В таких случаях много зависит от грамотности и опытности самого адвоката, умению подготовить и представить аргументы, доказывающие грязную игру. А то ведь еще могут обвинить в клевете или ложном доносе.

— Что предусматривает закон для тех, кто пытается угрожать или же преследовать адвоката? Является ли действие такого рода уголовно-наказуемым? И какое наказание предусматривается?

— Давление на адвоката при исполнении им своих обязанностей по уголовному делу считается воспрепятствованием осуществлению правосудию, и наказывается достаточно серьезно.

Так, например, посягательство на жизнь защитника (адвоката), а равно их близких родственников в связи с рассмотрением дел или соответствующих материалов в суде, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, наказывается лишением свободы на срок от 14 до 20 лет (ст. 287 УК). Для сравнения отмечу, что умышленное убийство, когда речь идет не о посягательстве на жизнь, а о ее умышленном лишении, при отсутствии отягчающих обстоятельств карается лишением свободы от 9 до 14 лет (ст.120.1 УК). Наказание по ст.287 одинаково и в случае покушения на судью и прокурора.

Другая статья — 288.2 УК касается случая, когда речь идет об угрозе убийством, причинения вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества в отношении адвоката, а также его близких родственников в связи с рассмотрением дел или соответствующих материалов в суде. В этом случае виновного ждет штраф в размере от 2000 до 4000 манатов либо лишение свободы на срок до 3 лет. Если в связи с этими угрозами было применено насилие, не опасное для жизни или здоровья (ст. 288.3 УК), то наказание ужесточается до лишения свободы на срок от 3 до 5 лет. Если же насилие было опасно для жизни или здоровья, то наказанием будет лишение свободы на срок от 5 до 10 лет (ст. 288.4 УК).

Случай оскорбления адвоката в зале суда по закону должен восприниматься как оскорбление самого суда. Согласно ст. 289.1 УК, виновный наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 манатов либо общественными работами на срок от 320 до 400 часов, либо лишением свободы на срок до 6 месяцев.

— Реально ли привлечь преследователя к ответственности по закону?

— Это зависит от квалификации адвоката, его умения зафиксировать факт угрозы или нанесенный ущерб, его решимости пожаловаться в правоохранительные органы, настойчивости в требовании наказать виновных.

У нас не любят жаловаться официально, т. е. письменно, за подписью, с сухим изложением фактов и их квалификацией по закону. А ведь только на такие заявления и обязаны реагировать чиновники.

Впрочем, как раз адвокат и знает, как и куда писать, лишь бы не побоялся угроз, а укрепился после них во мнении, что он на правильном пути. Надо понимать, что, раз уж оппонент решил от борьбы в зале суда перейти к запугиванию в уличном духе, то Ваше наивное желание пустить ситуацию на самотек не умиротворит оппонента, а лишь вдохновит на новые гадости.

— Как должен поступить адвокат в такого рода ситуации?

— Есть множество книг и инструкций, как поступать в конкретных случаях. Но вряд ли стоит копировать тех, кто Вам угрожает. Ведь не исключено, что Вас провоцируют, чтобы записать и представить ситуацию в прекратном свете. Лучше помнить, что бездоказательные обращения не рассматриваются, и заняться фиксацией угроз и агрессии.

У меня, например, есть знакомый, который не пожадничал и купил большое место в «облаке», куда автоматически записываются все (!) входящие звонки на его смартфон в течение месяца (!). Другой установил скрытую камеру у своей двери и фиксирует круглосуточно в облаке, кто к ней подходил или даже просто проходил мимо. Фиксация записи в «облаке», т. е. в виртуальном пространстве интернета, гарантирует, что запись не пропадет, даже если кто-то поломает видеокамеру или украдет компьютер. У кого-то есть возможность скрытой записи аудио и видео с «умного» браслета или с помощью часов. Если всерьез озаботиться своей безопасностью и потратиться на такие гаджеты, то задача доказательства того, что кто-то следит за Вами или намеренно что-то повредил, упрощается.

Предвидя возражение, что суд может расценить эти действия как «незаконные», добавлю, что это будет частью системы безопасности, и записываться будут угрозы в Ваш адрес или момент нападения на Вас, а не чьи-то постельные сцены. В крайнем случае, если такую запись забракуют, ее можно выставить в соцсетях с комментарием, что не принимаются должные меры.

В общем, надо попытаться достойно принять вызов. Если адвокат не сможет защитить себя, то вряд ли он будет успешен в защите других.

Джамиля Чеботарёва

www.novayaepoxa.com

771