Украинский политолог: «Позиция Турции по Карабаху и Крыму достаточно ясная и четкая»

Алексей Полтораков

О референдуме в Турции и как они будут влиять на отношения Турции и Украины, рассказал Novayaepoxa.Com украинский политолог Алексей Полтораков.

— 16 апреля состоялся референдум в Турции. Как вы его оцениваете и это будет влиять на украино-турецкие отношения?

— Референдум в Турции видится крайне важным и принципиально значимым событием, значимость которого выходит за масштабы не только самой страны, но даже субрегиона. Нет сомнения, что референдум уже давно стал более чем неоднозначным «месиджем» прежде всего западным – европейским и американским – партнерам Турции, равно как и ее соседям по и без того непростому региону.

Украина в отношении этого внутриполитического события давно заняла нейтральную позицию, целиком и полностью признавая право турецкого народа вполне демократическими инструментами и механизмами оценивать национальные проблемы и решать вопросы государственной политики. (Впрочем, у экспертов-«государственников», конечно, есть сомнения в надлежащей степени демократичности данного беспрецедентного мероприятия. Однако на то они и эксперты, чтобы давать политологические, а не политические оценки ситуации и событию.) Тем более, что Украина относительно недавно прошла более-менее сопоставимый путь «демократической перезагрузки» всей властно-государственной системы и сейчас сталкивается с не менее сопоставимыми проблемами реформирования отношений как в самой «вертикали власти», так и в ее взаимосвязи с гражданским обществом.

В силу этого можно смело прогнозировать, что украинско-турецкие отношения не претерпят сколько-нибудь серьёзных изменений, а сохранят минимально достаточный «восходящий темп», особенно в торгово-экономической сфере. Разумеется, какие-то аспекты двустороннего диалога и дипломатии придется корректировать – в свете заложенных референдумом реконфигураций вертикали власти в Анкаре. Однако подобные адаптации будут носить скорее оперативно-технический, а не принципиально-стратегический характер. Украина продолжает рассматривать Турцию как государство-соседа и перспективного «стратегического партнера» (при всей условности данного конструкта) трансрегионального масштаба.

— Изменит ли это политику Турции в черноморском регионе?

— Давайте вспомним турецкую пословицу о том, что «Сегодняшняя курица лучше завтрашнего гуся». В виду того, что тематика референдума – внутриполитическая (в отличие, скажем, от референдумов о членстве в ЕС или НАТО, того же Brexit), влияние его на внешнюю политику Турции переоценивать, пожалуй, не стоит. Да, новая/обновленная конфигурация высшей турецкой власти окажет несомненное влияние на позиции Анкары по непростым региональным вопросам, еще больше развязав руки президенту Р. Эрдогану в реализации своего видения роли и места Турции в современных геополитических раскладах. Однако таких «краеугольных камней» стратегии внешней безопасности Турции как членство в НАТО оно практически не коснется.

Более того, из-за крайне глубокой вовлеченности Турции в ближневосточный кризис как таковой, а прежде всего – в его сирийскую составляющую, официальная Анкара вряд ли будет затевать серьезные интриги в черноморском регионе. Позиция Турции по ключевым региональным проблемам – от карабахской до крымской – достаточно ясная и четкая, вполне понятная и предсказуемая. И именно в ней видится сила и потенциал Турции как серьезного регионального игрока.

— Какую реакцию стоит ожидать от Запада на данный референдум?

— Предварительная реакция Запада уже достаточно ясна, она может быть несколько казуистически описана в терминах «осторожной настороженности». Ведь принципиальные результаты референдума «по-Эрдогановски» изначально были в целом достаточно предсказуемы. Тем более что сам президент Р. Эрдоган во многом поднялся именно на анти-западной риторике, нашедшей достаточно широкий отклик в народе. Однако стоит принять во внимание также два недавних заявления главы турецкого МИД М.Чавушоглу, четко утверждающие, что европейское направление как было, так и остается стратегическим для Турции. О евроатлантическом направлении – отношениях с США и НАТО – тем более вопрос не стоит.

Во многом для той же Европы результаты турецкого референдума даже выгодны, ибо еще более четко позиционируют это государство как «недостаточно европейское», «недостаточно демократичное» (яркие примеры – вопрос возврата смертной казни и ему подобные). Своеобразная «усталость от Турции», характеризовавшая ближневосточную политику Евросоюза последние десятилетия, обрела очередное социальное измерение и социологическое проявляение. Тем более, что на повестке дня уже стоит очередной референдум – референдум о выходе Турции из Таможенного союза Европейского союза. И его результаты могут стать еще более показательными о пределяющими. А турецкая пословица о том, что «умный враг лучше глупого друга», – может обрести новые звучания и измерения.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

987