РФ атаковала и захватила украинские военные корабли в международных водах Черного моря, то есть за пределами линии государственной границы Украины. Согласно с Конвенцией по морскому праву, военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, кроме государства, под флагом которого они находятся.
Из 24 захваченных в плен моряков, трое получили ранения. ФСБ открыла против украинских военных уголовное дело и не допускает к ним ни украинского омбудсмена, ни родственников. Сегодня поздно ночью Генеральная ассамблея ООН поддержала соответствующую резолюцию, в которой выражает свою озабоченность в связи с продолжающимися действиями России в районах Черного и Азовского морей, включая милитаризацию, призывает прекратить аннексию Крыма и вывести свои вооруженные силы, а также освободить пленных моряков.
Об этом и не только мы поговорили с известным украинском политиком, народным депутатом прошлых созывов Тарасом Черноволом.
— США осудили действия России, назвав их проявлением агрессии, Евросоюз выразил обеспокоенность применением силы со стороны РФ. Заявления с требованием освободить украинских моряков опубликовали также НАТО и ОБСЕ. К примеру, президент США Дональд Трамп отказался проводить встречу с президентом РФ Владимиром Путиным до тех пор, пока Россия не освободит 24-х украинских военных моряков, задержанных в Керченском проливе, хотя такая встреча планировалась в декабре. О чем это свидетельствует? Неужели Трамп так «воспылал» любовью в Украине?
— Вряд ли Трамп очень волнуется судьбой далёкого и чужого государства. Но он, а точнее, его администрация, понимает, какую угрозу несёт миру всё нарастающая агрессивность и не прогнозированность поведения России. За Украиной уже начинается территория стран НАТО, и там понимают, что в случае падения Украины, Россия рано или поздно начнёт агрессивные действия против стран НАТО. Очевидно, что тоже в гибридном варианте. Кроме того, для Трампа и для США в целом неприемлемо, чтобы агрессивная и цивилизационно отсталая страна, отказывающаяся признавать нормы международного права, позволяла себе требовать возвращения к биполярному миру. В том числе, и распределению третьих стран на территории особых интересов, зоны влияния, подконтрольные регионы. Прежде всего, в Украине США видят вызов своей безопасности в очень обозримом будущем. Начинают это понимать и в ЕС. Но даже от реального понимания короткий путь лежит только к «глубокой озабоченности», которая не помогла в более давние годы Азербайджану, когда под прикрытием России захватывалась значительная часть его территории, не спасла Грузию в 2008 году и ничем бы не помогла Украине сегодня. Потому огромную роль в получении такого активного дипломатического и политического давления на Россию сыграла роль нашего руководства и МИДа. Пётр Порошенко, бывший министр иностранных дел, очень активно ведёт внешнюю политику в вопросе санкций против России и создания антироссийской международной коалиции. Именно потому Путин и его окружение многократно заявляли, что Порошенко для них неприемлем, что они будут разными провокационными методами снижать его шансы и увеличивать возможности более договороспособных оппонентов. В России понимают, что сейчас открыто пророссийского кандидата не изберут, потому большинство российских аналитиков уверены, что Кремль сделал ставку на Тимошенко. В случае её избрания, снизится дипломатическая активность со стороны Украины и, соответственно, жёсткость американского руководства. По крайней мере, на это рассчитывают в Кремле.
— «В центре внимания США при разработке дальнейших шагов военного сотрудничества с Украиной будет предоставление Киеву оружия для усиления обороны на море», заявил вчера специальный представитель Государственного департамента США по вопросам Украины Курт Волкер. Волкер также отменил свою поездку в Москву из-за этой ситуации, отметив, что пошел по примеру Трампа. Это для Украины хорошо, или плохо? Если так обостряется конфликт между США и Россией, не значит ли это, что Украина может стать своеобразной буферной зоной, полигоном между ними?
— На самом деле мы понимаем, что до окончания президентских выборов в Украине, Россия не пойдёт ни на какие уступки не только в плане снижения уровня эскалации военных действий, но даже в гуманитарных вопросах, например, возвращения пленных и заложников. Путин прямо заявлял, что не хочет делать «подарки Порошенко к выборам». В этих условиях любые переговоры, в том числе и от имени США, не могут повлечь позитивных последствий. Даже наоборот, когда с Путиным ведут диалог, он только укрепляется в уверенности своей безнаказанности. А политика умиротворения агрессора на него не действует никак. Это уже доказали попытки Барака Обамы влиять через диалог. Политика, которую навязывает Трампу его команда, предвидит длительные периоды игнорирования с угрожающими предупреждениями, дополнительные этапы диалога и после невыполнения Россией обязательств уход в новый этап молчания и усиления давления. Только такие действия пока реально оберегают Украину от более масштабных нападений на нашу территорию.
— Курт Волкер регулярно встречается также с Сурковым, одним из главных идеологов войны в Украине. Может, Волкер что-то знает, говоря об оружии, ведь он является своеобразным почтальоном между Киевом и Москвой?
— Волкер очень редко допускает высказывание собственной, не согласованной с Госдепом позиции. Но такие случаи он специально определяет. Во всех других обстоятельствах он озвучивает согласованные позиции. Относительно вооружений, Порошенко провёл несколько раундов переговоров, в том числе и с Дональдом Трампом, а также с руководством НАТО. Политически решение об необходимости военной помощи Украине принято, но наполнение его конкретным содержанием и установление сроков определяют наши партнёры согласно своему видению обстоятельств. Все публичные заявления Курта Волкера до их оглашения представляются украинскому руководству. Это было согласовано на более раннем этапе. Потому эта новость не является неожиданностью для украинской стороны. Относительно встреч Волкера с Сурковым, то они практически больше не проходят. Год назад Волкер уже заявил, что не видит смысла вести переговоры с человеком, который не имеет полномочий на принятие решений и даже не осведомлён о реальной позиции своего руководства. Тогда Волкер подчёркивал, что надеется на возобновление переговоров после президентских выборов в России, через нежелание Путина предпринимать в этот период непопулярные решения. После выборов были попытки активизировать переговоры, но они снова зашли в тупик, поскольку Путин «не желает делать подарки Порошенко к выборам», но уже украинским. Положительно, что за это время возрастает давление со стороны США на Россию.
— Глава МИД России Лавров — в своем репертуаре и заявил, что «Украина – нацистская и неонацистская страна». Так же он сообщил, что Украина готовит провокации со стороны Крыма в сторону Киева. Что за этим может стоять?
— К сожалению, такими заявлениями нельзя пренебрегать. Россия действует за принципами Оруэла, когда заявления относительно других чётко определяют намерения самого Кремля. Подобные заявления могут быть реальным стартом пропагандистской кампании для подготовки своего населения и мирового сообщества к неотвратимости полномасштабной войны, а также попыткой наперёд оправдать вторжение в тот способ, как это делал Гитлер перед нападением на Польшу и, соответственно, СССР накануне вторжения в Финляндию. Эта угроза возрастает и через дополнительное нагнетание настроений внутри России, телеканалы массово представляют российских граждан заявляющих, что, мол, «воевать не хотим, но если фашистский режим в Киеве нападёт, то мы ответим всей мощью». Пресс-секретарь МИДа Захарова уже определённое время распускает слухи о готовящемся нападении Украины на Донецк и Луганск (украинские, кстати, города) с применением химического оружия, которое нам «должна поставить Великобритания». И в то же время наша разведка заявляет о наличие на оккупированных территориях как раз российского химического оружия.
Несколько уменьшает ощущение опасности слишком явная идиотичность таких заявлений и то, что их произносят не в военном и разведывательном ведомствах или напрямую от Путина, а в министерстве Лаврова, которого в самой России уже серьёзно не воспринимают. Могу предположить, что такие угрожающие заявления в стиле нацистской Германии озвучиваются и в целях повлиять на часть украинских избирателей, которые боятся войны и готовы на мир любой ценой. Таким образом, могут быть увеличены шансы выгодных для России кандидатов, ведь они все, начиная с Тимошенко и заканчивая представителями Оппоблока, играют на своей готовности мгновенно принести мир в Украину.
— Вчера поздно ночью Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенный Украиной проект резолюции по милитаризации Россией оккупированного Крыма и акваторий Черного и Азовского морей. Россия, естественно, не голосовала. Тарас Вячеславович, по Украине уже принято несметное количество резолюций, но ведь от этого ничего не меняется, обеспокоенность и все…
— Не совсем так. Для того, чтобы понять, чего удаётся добиться дипломатическими усилиями, нужно оценить, что же на самом деле хотел достичь Путин в Украине, начиная войну на Донбассе. Ведь точно его имперские амбиции не ограничивались контролем за несколькими и так депрессивными, а сегодня полностью разрушенными районами Донецкой и Луганской областей. Он начинал с масштабных планов «Новороссии», которая должна была охватить две трети территории Украины. И вводить регулярные войска он вообще не намеревался. Надеялся, что всё сделает силами диверсионных групп и местных сепаратистов. Увидев, что план провалился, в конце августа 2014 года он без объявления войны ввёл регулярные войска на Донбасс. Именно они, а не какие-то «шахтёры» воевали под Иловайском и Дебальцево, а сегодня ежедневно ведут обстрелы наших позиций и населённых пунктов. Но, не смотря на многократное преимущество в вооружениях и живой силе, имея полную готовность для наступательных операций, он так и не решился до этого времени начать воевать в открытую и перейти от позиционной войны к открытой. А за это время страна уже успела создать одну из лучших армий на континенте, выходит из глубочайшего экономического кризиса и прочее. Неужели кремлёвский диктатор добровольно делал нам такие уступки и отказался от почти полного разрушения ненавистного ему Украинского государства? Не смотря на то, что политика санкций развивалась очень медленно, политическая позиция Запада часто сводилась к «глубокой обеспокоенности», действующее давление и угроза нарастающих секторальных санкций, сделали необходимый сдерживающий эффект. А все резолюции, решения, заявления являются тем базисом, без которого некоторые страны уже гарантированно заблокировали бы санкционный процесс. Именно через решения авторитетных международных органов не могут так просто перешагнуть те, кто без никаких мук совести переступил бы через Украину, Азербайджан, Сирию и другие страны, чей суверенитет и нерушимость границ были нарушены, в том числе и при участии России.
— В половине областей Украины сейчас введено военное положение в связи с ситуацией на Азовском море. Президент Порошенко заявил, что если не будет дальнейшего и полномасштабного вторжения войск РФ на нашу территорию, как со стороны суши, так и моря, то военное положение не будет продлено, и по-идее должно закончиться 27 декабря. Какой Ваш прогноз, пойдет ли Россия дальше, ведь украинские власти обеспокоены серьезным сосредоточением танков, ракетных установок вдоль границы и кораблей и вертолетов на море?
— Введено военное положение в тех областях, где существует особенно большая угроза нападения российской армии и продвижения разведывательно-диверсионных групп. За этот месяц уже проведено масштабное перемещение войск в места особой угрозы, передислоцированы технические средства и вооружения. Также проведено слаживание работы гражданских и военных властей, системы логистики, проверено возможности быстрой мобилизации резервистов первой очереди и прочее. Но главное – военное положение служило превентивной мерой в момент, когда по направлению к Мариуполю (так называемый сухопутный путь на Крым) была сформирована ударная группировка российской армии, а в нейтральных водах Чёрного моря впервые с начала войны была совершена атака на наши судна открыто под российскими флагами, не прячась за размытый образ каких-либо сепаратистов, самооборон и прочее. Фактически произошёл акт не гибридной, а открытой войны. Мы понимаем, что целью провокации в Керченском проливе и нейтральных водах Чёрного моря были не три небольших судна, а намного большие ставки. Но, благодаря данным разведки, военные оказались проинформированными и сумели состоянием на день нападения укрепить оборону на сухопутных участках предполагаемого нападения, а также не совершили действий, на которые рассчитывали в Кремле. Можно предположить, что они были уверены, что мы поднимем боевую авиацию; все самолёты в этом районе не имели шансов на выживание, но сами русские, предположительно, планировали совершить частичный подрыв незначимых элементов незаконного моста через пролив. В этом планировали обвинить Украину и представить как официальную причину для открытой войны. Эта провокация провалилась, а реакция цивилизованного мира была очень однозначной. Но даже после провала первой провокации, Россия продолжает нагнетать ситуацию. Это отсрочило угрозу нападения, но не ликвидировало её. Только незначительная часть российской военной техники отведена, но основная масса стоит в боевом порядке. Сохраняется опасность нападения накануне Нового года, когда мировые политики не смогут оперативно отреагировать. Но более вероятно, что в последующие месяцы Россия сосредоточит свои усилия на подрывной работе внутри страны, поскольку в нашем политикуме существует внушительный пул пророссийских или выгодных России политиков и партий. Будут предприниматься попытки повлиять на выборы в Украине. Но при любом их результате нужно ожидать, что рано или поздно военные нападения и даже полномасштабная война могут быть возобновлены. Россия уже не может продолжать вариться в своих внутренних проблемах, она не может не воевать. И под угрозой прямых или гибридных военных действий пребывает любая страна (пока кроме членов НАТО), в том числе и Азербайджан, в которых Кремль видит свои нереализованные интересы.
— Если военное положение будет продлено, это ведь значит, что выборы 2019 года, как президентские, так и парламентские, будут отложены? Может, ситуация с большой возможностью вторжения российской армии сознательно нагнетается, чтобы Порошенко дольше продержался на посту?
— Согласно Конституции Украины, военное положение вводится Президентом страны и подтверждается парламентом. Его срок, территория охвата и форма применения должны быть отображены в соответствующем законопроекте. Президент предлагал ввести его на всей территории Украины сроком на два месяца без ограничений прав и свобод граждан, если не будет совершён акт масштабной агрессии со стороны России. В таком случае срок президентских выборов сдвигался только на один месяц к 31 апреля (вместо 31 марта), что даже более выгодно оппозиции, чем власти. Потому заявления о том, что Президент планировал сорвать выборы, безосновательны. Но в парламенте ряд фракций, среди которых были явно и завуалированно пророссийские, учинили буквально политический шабаш, говоря только о выборах, своём желании попытаться перехватить власть. И ни словом не вспомнив об реальной войне с Россией, на которой постоянно гибнут наши бойцы, об передвижении войск и создании мощного наступательного кулака напротив Мариуполя с участием авиации и ракетных войск. Не вспомнили ни словом даже о судьбе украинских пленных моряков, захваченных в нейтральных водах Чёрного моря после массированной огневой атаки. Тогда Пётр Порошенко согласился сократить срок военного положения на один месяц, поскольку в этом случае сроки проведения выборов не сдвигаются, и предложил неотложно проголосовать постановление с определением даты выборов. После этого все инсинуации уже оказались бессмысленными. Кстати, Президент может единолично только сократить срок военного положения, но не продлить. Для этого необходимо снова провести всю процедуру, включительно с решением парламента. Но непосредственно после этих событий в парламенте международные агентства опубликовали космические снимки и разведданные о концентрации мощнейшей вооружённой группировки в подготовленном к наступлению порядке. Также стало известно, что на оккупированные территории подвезено необходимые для масштабной наступательной операции топливо, боеприпасы, снаряжение и прочее. Не исключаю, что в ходе избирательной кампании Порошенко будет требовать от оппонентов ответа, почему они отказались учитывать эти факты, и не была ли их позиция актом прямой помощи врагу. Однако, это уже вопрос тактики избирательной кампании, которая ещё официально в Украине не началась.
Ярина Лазько, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха из Киева
www.novayaepoxa.com