"Слуга народа" превращается в узурпатора? - Эксклюзивное интервью с Владимиром Яворивським

В любом демократическом обществе, в котором свобода слова существует не как виртуальная конструкция, а реальный механизм, коммуникация власти и населения занимает архиважное значение. Весной этого года украинцы отдали свои голоса за президента Владимира Зеленского, который посредством главной роли Василия Голобородько из сериала «Слуга народа» создал образ такого себе президента «из народа», «своего парня в доску», который прислушивается к их мнению, не понаслышке знает все проблемы своих избирателей и пытается их решить.

— Насколько же образ вымышленного персонажа отвечает образу реального президента Владимира Зеленского, какие коммуникативные мостики прокладывает глава государства между властными структурами и обществом и СМИ и выстраивает ли их вообще — это novayaepoxa.com попытались выяснить вместе с известным украинским политиком и писателем, народным депутатом Украины предыдущих созывов Владимиром Яворивським.

— Владимир Александрович, хотела бы обсудить с Вами стиль общения нового руководства страны в целом и президента Зеленского в частности с общественностью и прессой. Во время избирательной кампании мы видели кандидата в президенты Зеленского только в телевизоре – он доносил некоторые свои мессиджи посредством записывания видеороликов и выкладывания их в социальных сетях. Надеялись, что после того, как его избрали президентом, он станет более доступным для коммуникации. Но не тут то было. Человек пребывает на своей должности уже более 4-х месяцев, но ни единой пресс-конференции мы так и не увидели (за скобки опускаем его встречу с избранными главными редакторами некоторых изданий, суть разговора которой так и осталась за семью замками). Пресс-секретарь главы государства обещала, что будет проведена встреча с журналистами по результатам 100 дней президентства Зеленского – этого тоже не дождались. Правильная ли тактика избрана президентом? Почему, как считаете, он прячется от встреч с журналистами?

— Поскольку на данном этапе я не представляю никакую политическую силу, то могу высказать точку зрения от патриотической творческой интеллигенции Украины. Признаюсь честно, во втором туре я не голосовал ни за одного из кандидатов. За Порошенко не отдал свой голос, потому что слишком хорошо его знаю, а за Зеленского – потому что вообще его не знаю. Вы абсолютно правы – он был и продолжает оставаться абсолютно закрытым для нас – до того, как он стал президентом, его знали лишь как актера-пересмешника, острого на язык и остроумного. Хотя это остроумие я еще объясняю и талантливой работой сценаристов, которые писали тексты для «95-го квартала».

— Как говорят, хорошая импровизация – это всегда подготовленная импровизация.

— Совершенно верно. Поэтому у меня, как у человека, который боролся за независимую Украину и провозглашал ее в парламенте первого созыва, были очень большие сомнения и тревоги в связи с выбором украинцев. Меня судьба Зеленского вообще бы не интересовала, если бы он не был президентом Украины. Но поскольку люди сделали свой выбор и он является главой государства, которое я люблю и будущее которого меня очень волнует, то сегодня я искренне хочу, чтобы Зеленский вошел в историю как успешный президент. Справедливости ради нужно сказать, что в истории Украины были разные президенты: и очень закрытые для прессы, и те, к общению с которыми допускали только «удобных» представителей СМИ, которые создавали «теплую ванну», и абсолютно доступные президенты, которые не сходили с экранов телевизоров и пресс-конференций, Казалось бы, Зеленский, привычный к выступлениям перед большой аудиторией, также будет иметь высокий уровень коммуникации с населением вообще, с гражданским обществом, с журналистами, но на сегодняшний день видим совершенно иную картину – ни одной пресс-конференции проведено так и не было. И даже не уже не обещают провести ее в ближайшее время.

— Недавно журналистскую и не только среду неприятно поразил инцидент с пресс-секретарем Зеленского Юлией Мендель, которая грубо оттолкнула журналиста, пытавшегося задать вопрос сначала главе Офиса президента Андрею Богдану, а потом и самому Зеленскому. На видео не видно, что журналист вел себя как-то по хамски или грубо, в свою очередь, Мендель повела себя достаточно агрессивно. Хотя, на фоне слов того же Богдана, сказанными им однажды, что они обойдутся и без журналистов, у них есть свои методы коммуникации с людьми, это выглядит даже как-то логично… Мендель потом на своей странице в ФБ прокомментировала этот инцидент, мол, прежде всего беспокоилась о безопасности президента. Но разве не служба безопасности должна за этим следить? Нужно понимать, что журналисты – это не те люди, которые забывают подобные обиды и случись еще несколько подобных инцидентов, и рано или поздно, волна возмущения захлестнет СМИ. Как считаете, осознает ли сам президент, что с журналистами, тем более в таком демократическом обществе, как Украина, шутки опасны?

— Да, Вы правы, это неприятное видео возмутило Украину…

— И не только Украину, западные журналисты тоже достаточно критически высказались по поводу этого случая и уточнили, что, к примеру, в Америке такие вещи не допустимы.

— Нужно еще учитывать, что это не просто журналист из толпы, который мог теоретически совершить какое-то нападение на Зеленского, это достаточно известный в Украине медийный работник, который всегда скурпулезно докапывается до истины. В свое время, он ночами дежурил перед Администрацией президента Порошенко, фиксировал, кто из украинских олигархов приходил к нему на ночные переговоры, те от него убегали, прятали лица, но, тем не менее, он всегда находил правду и доносил ее до общественности. Очень принципиальный и честный журналист, он просто исполнял свои профессиональные задания, потому что, поскольку президент практически не общается с прессой, нужно же как-то добывать информацию… Но он ведь не нападал на президента. Это действительно очень не приятный инцидент и я думаю, что команда президента сделает выводы из этого случая, в том числе и кадровые.

— Кстати, тот же журналист, у которого произошел инцидент с пресс-секретарем президента, Андрей Андрушко, докопался до очень не приятной для Офиса президента и для его главы Андрея Богдана информации. Оказывается, уполномоченный Кабинета Министров по вопросам коррупции Андрей Богдан входил в состав украинской делегации во главе с тогдашним премьером Николаем Азаровым, которая летала на переговоры с главой российского правительства Дмитрием Медведевым в Санкт-Петербург 19–20 ноября 2013 года. Уже на следующий день после возвращения делегации из РФ украинское правительство резко изменило геополитический курс в сторону России, остановив подготовку к подписанию Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Что было дальше – все прекрасно помнят – после этого был Евромайдан, избиение студентов на центральной площади Украины – Майдане Независимости и в результате все это закончилось масштабной и драматической революцией Достоинства. То есть, человек, который был причастен к резкому развороту проевропейского курса Украины на пророссийский, сейчас является самым близким чиновником в окружении Зеленского. Это вопрос национальной безопасности, который, после разглашения, будет иметь свои последствия, или все будет спущено на тормоза?

— И тот случай с журналистом, и всплывшая информация о Богдане – это все не допустимо. И если Зеленский закроет глаза на то, что происходит в его окружении, если он считает, что со временем все забудется, то нынешний его головокружительный успех осядет, как пена. А журналисты свое дело сделают – они не прощают таких вещей, и правильно делают. Вы еще не упомянули о том, что есть еще одна неприятная сенсация конца прошлой недели – это заявление секретаря СНБО Александра Данилюка об отставке. Для страны, которая находится в состоянии войны с РФ, это очень опасный звоночек. Мы доподлинно не знаем причин его отставки – сам Данилюк это не комментирует. Но известно, что Зеленский лично вычеркнул секретаря СНБО из списка делегации в Нью-Йорк на Генассамблею ООН, и это было еще до того, как Данилюк написал заявление. Я уверен, что в отставку должен был уйти не Данилюк, а глава президентского офиса Андрей Богдан – его время наступило. Уж очень много негатива сосредоточено вокруг этой личности. Я, конечно, понимаю, что все могут ошибаться в своих кадровых назначениях, но важно так же вовремя делать выводы. Пока что выводов нет, и мы можем только наблюдать за деятельностью президента по его решениям или инициативам, исходящим из его команды. Например, сегодня они сели на настоящее минное поле – это попытка перевести Украину на земельный рынок и снятия моратория на продажу сельскохозяйственных земель. Земля в Украине – это огромнейшее богатство, и если мы не по-хозяйски с ней распорядимся, то будет то же, что с приватизацией нашей промышленности в 90-х годах. Тогда все было спущено на бумажки-ваучеры, которые буквально валялись на улицах, и только сегодня мы поняли, что это была за крупнейшая афера – когда крупнейшие промышленные предприятия перешли в руки большого олигархата.

— Вопрос земли в Украине – это, без преувеличения, вопрос национальной безопасности. Не нужно забывать, что наша страна занимает четвертое место в мире по количеству плодородных черноземов в мире – после России, США и Китая. И если вопрос продажи земли уж это настолько больной для нас, может (это я возвращаюсь к нашему вопросу о коммуникации) – следует спросить у народа, что они думают по этому поводу, а потому уже голосовать или не голосовать за рынок земли?

— Если Зеленский и его партия «Слуга народа» будут и земельное законодательство принимать в таком же темпе «бешеного принтера», как они принимали все другие вопросы до того этого времени – то я смею говорить, что через год-полтора он вообще сможет лишиться своего поста. Никто не спорит, земельный рынок необходим, но вопрос продажи земли должен быть четко урегулирован. Некоторые члены команды Зеленского забрасывают, мол, дома, машины продаются, почему же земля не может продаваться? Но если машина разбилась – можно заработать денег и купить новую, дом сгорел – другой можно построить, а земля не вырабатывается и восстановлению не подлежит – это уникальный подарок природы Украине. И если ее не беречь, если на ней не будет настоящего хозяина – то это уже не та земля, которая может кормить нацию, а если говорить об украинской земле, то она кормит и другие народы. Ведь сегодня перед человечеством какие глобальные проблемы стоят: продовольствие и вода. И благодаря именно обеспечением продовольствием Украина могла бы и сама прорваться на мировой рынок, выйти наконец из кризиса, из того постсоветского болота, в котором барахтается уже третий десяток лет. Вопрос продажи земли иностранцам вообще нужно исключить из повестки дня, ведь если дать им такую возможность, то кто первый сюда полезет? Правильно, Путин, будет прорываться сюда через подставные украинские фирмы-прокладки, вкладывать колоссальные средства, чтобы скупить украинскую землю. Этого нельзя допустить ни в коем случае! Поэтому я согласен с Вами – нужно по этому вопросу провести референдум и нужно, открывая рынок земли, учитывать потребности села. Ведь украинское село сегодня – это не просто место для проживания – это банк культуры, духовности, традиций – невозможно допустить его вымирания путем бездумной продажи земли! Еще один чрезвычайно чувствительный вопрос для украинцев – вопрос языка. Закон «О функционировании государственного языка» наконец был принят депутатами Верховной Рады еще прошлого созыва в конце своей каденции. Большинство украинцев восприняло это как национальную победу. И вдруг из команды Зеленского начинают звучать идеи о пересмотре этого закона. С какой стати? Нет языка – нет нации, это истина. Сложно представить, чтобы, к примеру, в Азербайджане кто-то покушался на функционирование государственного языка и ограничение его использования. Почему же у нас сами же инициируют это? Чтобы понравится русскоязычному избирателю? Но извините, у нас нет никакого ущемления ни русскоязычных, ни представителей других национальностей! Мне кажется, что сам Зеленский еще не во всем разобрался и определился. Поэтому сейчас задание общества – помочь президенту определится в правильном направлении.

— Мы сегодня с Вами разговариваем после поездки Зеленского на ГА ООН, его выступления с самой большой мировой трибуны и после его встречи с президентом самой большой, успешной и влиятельной на земном шаре страны – Дональдом Трампом. Можно сказать, что это был его первый большой выход в свет. Много критики звучит в адрес и выступления Зеленского в ООН, и его поведения во время встречи с Трампом. Понятно, что такие встречи не проходят спонтанно – они требуют серьезной и кропотливой подготовки. Как считаете, во всеоружии ли подошел Зеленский к этой поездке, очень значащей и показательной не только для него как президента, но и для имиджа всей страны?

— У меня сложилось двоякое впечатление, где-то я разделяю Вашу позицию, что эта первая публичная встреча на таком высоком уровне произвела угнетающее впечатление. Но давайте не будем забывать, что выступление с главной мировой политической сцены – это не выступление со сцены «95 квартала», и не каждый с первого раза сможет справиться с такой архисложной задачей. Порошенко это удалось – он на таких и подобных встречах чувствовал себя как рыба в воде. Но не будем забывать, что Порошенко был в свое время и министром иностранных дел, и министром экономики и для него не были новизной такие выступления – слишком он опытный политик. Но очень многое еще зависит и от команды, ее профессионализма. У меня сложилось впечатление, что команда Зеленского его просто не готовила к поездке в Нью-Йорк. То ли он сам этого не захотел и полагал, что легко справиться с такой сложной задачей, то ли команде не хватило профессионализма… То же касается и его скандального разговора с Трампом по телефону, стенограмма которого была недавно обнародована и стала началом запуска процедуры импичмента Трампа. Во время этого разговора Зеленский тоже показал себя не с лучшей стороны. Мне, например, сложно представить, чтобы кто-то из лидеров европейского государства говорил в телефонной беседе с президентом Америки, что скоро у него будет «сто процентов его Генеральный прокурор». Руководитель большой страны всегда должен помнить, что какой бы закрытый разговор не был – он все равно рано или поздно станет достоянием общественности. Поэтому нужно было вести себя умнее и гибче. Но пусть эта история станет для него серьезной наукой. А время само все расставит на свои места.

Ярина Лазько, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха из Киева

www.novayaepoxa.com

1298
virtonnews.com