Российский политолог: «Главная цель Турции в Сирии — расчленить курдскую дугу»

Перемирие в Сирии на грани срыва, сказал Novayaepoxa.Com начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов, комментируя последнее положение дел в Сирии.

«В Сирии, к сожалению, перемирие на грани срыва. В частности, режим Асада продолжает операции по «зачистке» всех анклавов оппозиции в провинции Дамаск и после Вади-Барада ведет операции с применением артиллерии и авиации против района Кабун и иных. В свою очередь, в ответ на подобные действия, «Ахрар-аш-Шам», «Джейш аль Изза» и «Джейш аль Наср» анонсировали наступление в провинции Хама. Однако, пока оно носит ограниченный характер», — отмечает эксперт.

По словам эксперта, в провинции Дераа (Даръа) «Южный Фронт» (ЮФ) Сирийская Свободной Армии, который до того успел провести успешную наступательную операцию против сил режима, был неожиданно атакован с тыла со стороны т.н. «Джейш Халид ибн Валид», — организации аффилированной с Исламским Государством.

««Джейш Халид ибн Валид» смогла захватить 8 населенных пунктов, таким образом ЮФ понес большие потери (до 100 чел) и бои продолжаются», — сказал эксперт.

В продолжении политолог сказал, что одновременно сейчас, курдская группировка PYD продолжает продвижение на стыке провинций Ракка и Дейр-эз-Зор в рамках третьего этапа операции «Гнев Ефрата», направленного на изолирование «столицы» ИГ Ракка.

«PYD вчера удалось окружить крупную группировку ИГ к северо-востоку от Ракка, а также выйти к базе 17 дивизии, находящейся всего в 5 километрах от этого города.

Эксперт также сказал, что несмотря на состоявшееся падение Аль-Баба, действия турецких сил и их союзников заслужили много критических замечаний.

По его слова, в то же время, следует учитывать, что турецкие войска, которые представлены бригадой «коммандос» и, вероятно, несколькими механизированными батальонами тактическими группами (2-4) на танках и БМП, были весьма ограниченными, как и численность бригад ССА вряд ли могла превышала 10 тыс. бойцов.

«Это может оправдать затяжной характер операции. Кроме того, Аль Баб достаточно крупный город, где был крепкий гарнизон ИГ. Но тут возникает вопрос, насколько подобная группировка вообще в состоянии проводить успешную наступательную операцию против такого города как Ракка? Или просто дойти до него? Если выдерживать те темпы, за которые «Щит Ефрата» вышел в предместья Аль Баба, то до Ракка они будут продвигаться месяцев пять. Эти вопросы задает и американское командование и пока не получит на них ясный ответ, а потому и продолжает делать ставку на PYD, хотя и продолжает согласование возможных планов операции с Анкарой», — сказал эксперт.

Политолог также считает, что следует учитывать, что PYD имеет серьезный опыт городских боев, приобретенных во время операции в Манбидж.

«Вероятно, привлечение турецких сил к операции против Ракка возможно только через значительное увеличение численности именно турецкого компонента – механизированных бригад и сил «коммандос». Но турецкая сторона как раз таки и продолжает настаивать на том же формате участия в операции против Ракка, как это происходит в Аль-Бабе. То есть турецкая армия будет только поддерживать силы бригад ССА из «Щит Ефрата», идя во втором эшелоне – о чем говорил турецкий премьер – министр. Но как указывалось выше этих сил явно недостаточно», — добавил Семенов.

По словам Семенова, данное положение дел не устраивает американскую сторону, которому нужен быстрый результат, хотя не исключается ,что вся эта попытка присоединиться к походу на Ракка нужна Анкаре, чтобы под этим предлогом получить легитимный повод нанести удар по курдской государственности в Сирии.

«Отсюда и один из вариантов плана – поход на Ракку через Тель-Абьяд – город, находящийся под контролем PYD – с тем, чтобы расчленить «курдскую дугу» и прервать связь между кантонами Кобани и Джазира. Вот, вероятно, при таком раскладе, Турция будет готова выделить гораздо более внушительные силы. Но тут возникает угроза того, что силы эти в итоге вступят в прямое противостояние с курдами и о взятии Ракка можно будет забыть…», — подчеркнул он.

Говоря же о ирано-турецких отношениях в Сирии, эксперт сказал, что в настоящий момент, ничего не говорит об их резком ухудшении.

«Да, есть некоторые резкие заявления турецких лиц в отношении политики Тегерана, но они никак не выходят за рамки обычной риторики. В то же время, нельзя исключать, что Анкара, ведя разговор с американской стороной о собственном участии в походе на Ракка и стремясь ограничить американскую помощь курдским силам, дает Вашингтону сигнал о том, что в целом турецкое руководство готово встроиться в канву американской линии в отношении Ирана.

Однако следует учитывать, что Анкара вряд ли будет резко менять отношение с Тегераном, не получив каких либо весомых дивидендов со стороны США. И даже, получив их, скорее всего будет все равно пытаться выступать «адвокатом» Тегерана и попытается застолбить за собой роль посредника. Потому вряд ли Анкара пойдет на полный разрыв с Тегераном», — заключил он.

Напомним, что Анкара неоднократно заявила, что PYD (Курдские вооруженные группировки) в Сирии, является ответвлением террористической организации ПКК (Курдская рабочая партия), которая уже более 30 лет ведет террористическую войну против Турции. Установление контроля такой опасной группировки над границей Сирии с Турцией беспокоит Анкару. Одна из целей турецкого командования в Сирии является отрезать террористическую полосу у своих границ и не допустить создания обширной террористической зоны на севере Сирии.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

823