О ситуации вокруг цен на нефть, о том, как будет развиваться ситуация на фондовых биржах дальше, рассказал Novayaepoxa.com профессор СПбГУ Станислав Ткаченко.
— Мнения экспертов о причинах подобного падения разнятся. Как вы считаете, главная причина — это коронавирус или же недоговоренности между Саудовской Аравией и Россией?
— Я склонен рассматривать оба предложенных в вопросе варианта как поводы, но не как реальные причины для нынешней паники, способной стать началом глобального кризиса. В этот список поводов для падения цены на нефть я бы еще добавил проводимую ведущими центробанками планеты политику дешевых денег; засилье финансовых спекулянтов, торгующих контрактами на виртуальную нефть; а также все более успешные проекты производства энергии из альтернативных источников, снижающие спрос на сырую нефть.
Очевидно, что первый шаг в этой ценовой войне сделала именно Россия, и она не могла не предвидеть раздраженную реакцию Саудовской Аравии на развал сделки ОПЕК+. Пока я не могу рационально объяснить поведение России, поэтому нужно подождать еще немного времени, чтобы стало понятно, чего же Россия как инициатор нынешнего кризиса добивается.
— Можно ли считать это план нефтяных стран против производственников сланцевой нефти?
— Если кто-то в Кремле считает, что нынешнее падение цены нефти приведет к краху добычи сланцевой нефти в США, то этот человек ошибается. Даже если разорится большинство компаний США, занимающихся добычей сланцевой нефти на территории этого государства, то сами уже пробуренные и введенные в эксплуатацию скважины никуда не денутся. У разорившихся компаний их купят другие компании. Конечно, пострадают инвесторы, но их относительно немного и их влияние на глобальную экономику минимальное. Новые владельцы месторождения сланцевой нефти либо дождутся повышения цены нефти до приемлемого уровня и начнут добычу. Либо они сумеют снизить издержки и возобновят производство нефти еще раньше. Уверен, что причины действий России нужно искать в какой-то другой сфере, к реальной экономике никакого отношения не имеющей.
— Как это будет отражаться на экономике России, Азербайджана и других нефтяных стран?
— Ключевых вопросов по рассматриваемой теме несколько, и от ответов на них зависит будущее экономик наших государств. Как долго протянется нынешняя паника и перерастет ли она в затяжной кризис нефтяной отрасли планеты? Удастся ли Азербайджану и России сохранить потенциал нефтедобычи в будущем, включая поток инвестиций в геологоразведку и бурение новых скважин? Смогут ли производители нефти в наших странах снизить издержки, не допустив значительного снижения собственных доходов и поступлений в госбюджет?
Главный вопрос: сможет ли (захочет ли) международное сообщество отреагировать на сегодняшнюю панику так же, как осенью 2008 года. Напомню, что тогда реакцией на ипотечный кризис и череду банкротств финансовых корпораций стало учреждение Большой Двадцатки и выработка скоординированных мер, позволивших избежать разрушительных торговых войн и валютных девальваций. Сейчас надо внимательно следить за действиями США, Китая, Японии, ЕС и России. Если их лидеры выскажутся за срочную встречу G20, то есть шанс, что кризис будет остановлен «на взлете», и он не окажется для мировой экономики слишком разрушительным.
Анар Гусейнов
www.novayaepoxa.com