Дания планирует задержать реализацию «Северного потока-2» Копенгаген намерен задержать прокладку второй ветки газопровода «Северный поток».
Такое заявление сделал глава датского правительства Ларс Люкке Расмуссен. По его словам, проект «Северный поток-2» влечет за собой риски и нужно, чтобы он обсуждался на общеевропейском уровне.
О дальнейшей судьбе «Северного потока-2» и о глобальной энергетической войне рассказал в своем интервью Novayaepoxa.Com доктор экономических наук, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко.
— Как вы думаете, ЕС даст добро на строительство данного газопровода?
— Никакого специального «добра» от ЕС в случае с «Северным потоком–2» не требуется. Уже примерно год идет вялая юридическая дискуссия между Еврокомиссией и Германией по этому вопросу. Берлин рассматривает проект «Северного потока–2» как частный, поэтому убежден, что Брюссель никакого права влиять на судьбу проекта не имеет. 10 октября 2017 года это открыто признала еврокомиссар по вопросам конкурентной политики Маргарет Вестагер. Германия обосновывает свой интерес к проекту действующими нормами европейского права, а без ее согласия новые нормы, затрудняющие реализацию «Северного потока–2» или даже делающие его невозможным, приняты не будут.
Вообще, недавнее заявление премьер-министра Дании Ларса Люкке Расмуссена относительно того, что Дания будет интенсивно вредить реализации проекта «Северный поток–2», конечно, войдет в историю европейской дипломатии. Видимо, по аналогии с Гамлетом, принцем Датским, вместо его выбора «быть иль не быть», нынешнее поколение датских лидеров положительно отвечает на вопрос «вредить иль не вредить», поддерживает юридическое крючкотворство и применение неких «правил процедуры» для того, чтобы затянуть дискуссию на максимально долгий срок. Зачем это нужно Копенгагену – отдельный вопрос. У него с Россией давние напряженные отношения, связанные, в частности, с поддержкой Данией чеченских террористов в годы войны 1999-2000 гг.
Постановка вопроса относительно позиции Дании именно как «вредительской» нам представляется правомерной. У Германии, Австрии и ряда других крупных потребителей российского газа уже есть печальных опыт торпедирования Вашингтоном и Европейской комиссией проекта «Южный поток». Теперь об этом открыто сожалеют пострадавшие от него государства, прежде всего, Болгария и Австрия. Поэтому противодействие Дании нынешнему проекту в сугубо правовом поле бесперспективно, оно даже не поможет существенно затянуть реализацию проекта.
— Если ЕС не разрешит, какие альтернативные варианты у России на сей счет?
— Противодействие проекту вполне возможно в политико-дипломатической сфере. Блокирующий реализацию «Северного потока-2» «пакет акций» находится в Вашингтоне. Действительно, существует сценарий того, что Белый дом введет экономические санкции против крупных европейских и даже американских компаний, участвующих в строительстве «Северного потока–2» и использовании связанной с ним инфраструктуры в континентальной части Европы. Если все эти меры будут реализован, то проект будет заморожен надолго. Хотя, конечно, не навсегда.
На сегодняшний день сценарий российско-американской энергетической войны из-за судьбы «Северного потока-2» представляется маловероятным. Буквально на днях министры энергетики России и США обсуждали сотрудничество компаний двух стран в Арктике. Санкции США прямо или косвенно ударят по одним американским компаниям (сотрудничающим с Газпромом и его германскими партнерами), но создадут благоприятные бизнес-условия для других (производителей сжиженного газа, которым США хотят заместить в Европе российский трубопроводный газ), а такое ущемление бизнес-интересов не сойдет с рук Администрации Дональда Трампа. Наконец, в середине июля 2018 года по инициативе Д.Трампа состоится российско-американский саммит, и резкие действия против «Северного потока-2» могут его либо сорвать, либо превратить в поле дипломатической битвы, в ходе которой пострадают другие области двухстороннего сотрудничества, существенно более важные для мировой политики.
Главное же в том, что «Северный поток-2», действительно, преимущественно политический проект. И ничто, ни банковские санкции Европы, ни преследование США своих и чужих энергетических компаний, не заставят Россию финансировать нынешнее правительство Украины, сохраняя или даже наращивая транзит своего газа через эту страну. Киев открыто объявил Россию своим врагом и вот уже четыре года президент этой страны рассказывает собственному населению и всему миру о «российско-украинской войне». Для Кремля Петр Порошенко с его рейтингом седьмого по популярности политика в стране – это классическая «хромая утка», власть которой ускользает с каждым днем. Сегодня он отнесен к категории «нерукопожатных», и шансов на то, что В.Путин будет с ним вести равноправный диалог нет никаких. Поэтому и договариваться с ним о транзите российского газа на сколько-нибудь долгий срок Россия не будет. Скорее, она предпочтет ограничиться минимальными объемами, связанными с поставками в Словакию и соседние с ней страны. Никто сегодня в Кремле не знает, кто станет новым лидером Украины в 2019 году. Как только такая ясность появится, и будет решено, стоит ли восстанавливать транзит, или же «Северный поток–2» останется главным маршрутом для дополнительных объемов российского газа в Европу. Т.е. сегодня у России не альтернативы «Северному потоку–2». Но она может появиться, в том числе в виде новых маршрутов, а также развития дополнительных мощностей по сжижению газа.
— Как будет влиять на работу проектов ТАНАП-ТАП и «Турецкий поток» отмена строительства «Северного потока-2»?
— Если гипотетически допустить, что отмена «Северного потока-2», то загрузка ТАНАП-ТАП и «Турецкого потока» может быть увеличена. В частности, решение о строительстве второй, а также третьей и четвертой ниток «Турецкого потока» может быть оперативно принято и реализовано. Но, повторяю, в отмену строительства «Северного потока-2» я не верю.
— Если все таки не осуществится данный проект, с экономической и политической точек зрения, какими будут потери России?
— Чисто гипотетически, потери будут существенными, они явно превысят один миллиард евро, уже потраченных на строительство и закупки материалов, а также несколько миллиардов упущенной прибыли, поскольку поставка газа европейским потребителям по «Северному потоку-2» дешевле любого другого маршрута, включая украинский. Политические потери для Москвы также будут значительными. Ее нынешние партнеры в Европе и СНГ могут усомниться в ее способности «решать вопросы» и будут охотнее подчиняться требованиям США и ЕС. Так, что нынешние споры о судьбе «Северного потока-2» — это важная часть экономической войны, которую Запад развязал против России в 2014 году и в которой, разумеется, победителей нет и быть не может.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com