45,9% украинцев считают, что Украина должна идти в интеграционном направлении вступления в Европейский Союз, а вступление в Североатлантический Альянс поддерживают 41,4% населения. Однако, Альянс пока не собирается принимать Украину в сои ряды.
Как будут развиваться отношения Брюсселя и Киева мы попросили прокомментировать доцента кафедры политологии Опольского университета (Польша) Людмилу Кашко.
— Вы как специалист в области отношений НАТО и Украины, насколько приблизились стороны в свете нынешней геополитической ситуации?
— О приближении отношений говорили, говорят и будут говорить всегда, только отношение самой организации к Украине и Украины к НАТО постоянно меняется, но не кардинально. Происходящая ситуация в восточной части Украины приводит к тому, что сам Альянс не имеет желания вмешиваться прямолинейно в военную ситуацию украинского народа, давая возможность решить свои проблемы самой Украине.
— Недавно прошла информация о том, что Украина стала аспирантом НАТО, насколько эта информация соответствует действительности?
— То, что Украина появилась в списке стран, которые изъявили желание быть в составе НАТО, это не означает, что Украина автоматически станет членом Альянса. Это опять выглядит в глазах Альянса- как строка в тексте, записанная в первом пункте стратегических целей внешней политики Украины. Опять пройдет очередной саммит НАТО в Брюсселле, опять просмотрят рапорты проделанной украинской стороной работы и обсудят важность конфликта, который начали называть в Польше с 2015 года гибридной войной, осознавая, что зарубежная политика России всегда была характерна прагматизмом и проводилась и ведется долгосрочным путем. Как и долгосрочный путь Украины в реформировании политики безопасности и не только.
— Но несмотря президент Порошенко не исключил проведения референдума в Украине по вступлению в НАТО?
— Киев надеется на многое, а сам народ разочарован. Важно то, что не видно работы в области натовской политики среди населения страны. Нужно помнить о важности принципа консенсуса. И вопрос- захочет ли сам Альянс приблизиться к Украине (когда Украина сама доджна позаботиться о своем суверенитете и территориальной целостности),когда на территории есть военный конфликт, зная непредсказуемость России. Что касается референдума считаю: надо провести работу с населением всей страны –проинформировать что такое НАТО разными способами, начиная от занятий о безопасности в школе и заканчивая старшим населением, а потом проводить честный референдум. Учтут ли это в Брюсселе ? – не думаю. Кроме того НАТО это не только военная организация, но и для того, чтобы стать ее членом нужны еще политические реформы. А в Брюсселе к сожалению все знают о коррупции в Украине.
— А как вы оцениваете польско-украинские отношения?
— Польша очень помогла Украине как сосед в разных политических моментах, как во времена «Оранжевой революция», как в последующей революции, так и на войне на Донбассе. Проблемы возникают между нашими народами в так называемых исторических предрассудках. Массовый выезд украинского народа в Польшу на так называемую трудовую и учебную миграцию шокирует. Можно проследить как развита транспортная логистика между нашими странами. Поляки ценят труд украинцев и понимают ситуацию, которая так похожа на те 90-е годы в Польше, когда они (поляки) ехали в Германию и не только заработать на то, что сейчас имеют. Плюсом поляков есть то, что большинство вернулось и возвращается в свои польские дома, города – инвестируют заработанное в своей стране….жаль, что в Украине сейчас пока все идет в одном дорожном направлении- из страны.
— Вы также были одним из создателей Центра Восточного партнерства , как рассматриваете этот проект?
— Центр Восточного партнерства при Опольском государственном университете был создан 25 октября 2012 года за акцептацией Сената (ученого совета) университета как продолжение проекта Восточного партнерства, который был принят в 2008 году. Главной задачей нашего центра было открыть университет на сотрудничество з шестью восточными странами- соседями, это: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдавия и Украина. Это не только обмен студентами, научными кадрами, общие конференции, олимпиады и.т.п, а также общие проекты. Я бы назвала это адаптацией к новым изменениям в научной области мультикультурализма и европейской интеграции, развитие сотрудничества в консорциуме. В будущем планируется создать общие дистанционные платформы обучения. Есть ли в этом проекте будущее? Идея была в создании и двойных дипломов-чтоб студент обучался в своей стране, получив диплом университета в своей стране, и диплом европейского стандарта, который принят во всех странах ЕС. Это огромный опыт для молодого поколения, разнообразные программы обмена — это и увидеть новые страны, почувствовать реально –шенгенскую зону (без границ), это узнать новые культуры и традиции и увидеть новые тенденции в сферах выбранного студентом обучения. Вернуться в свою страну и внедрить новые технологии для ее развития. Это как сказка, сценарий которой возможен в реальности, только все зависит от самих стран, их реформ и евроинтеграции.
— Но кажется, в последнее время Варшава забыла о проекте?
— Возможно от партнеров нет отдачи и дисциплины, ЕС дает финансы, но и требует взамен большой работы в области евроинтеграции.
Беседовал: Заур Расулзаде
www.novayaepoxa.com