Кыргызский эксперт: «Вступление в ЕАЭС для нас было спасением от катастрофы и революции»

О влиянии Китая в Центральной Азии, и дальнейшего развития ЕАЭС, рассказал Novayaepoxa.Com кыргызский эксперт, Сергей Масаулов.

— Всем известно, что Китай сегодня не имеет себе конкурентов по инвестициям в регионе Центральной Азии. Как вы видите усиление в роли Китая в этом регионе, и будет ли это играть на ослабление роли России в этом регионе?

— Есть довольно серьезные предложения Китая, от которых сложно отказаться, потому что они очень выгодные. Они инвестируют в дорогостроение, в горную промышленность и другие отрасли. Но Китай ведет себя предельно осторожно в Центральной Азии. Каждый раз, когда они пытаются реализовать крупный проект, то они его согласовывают на Севере, потому что они не хотели бы разрешать свои отношения с Россией. Потому что они понимают, что роль России в военно-политическом смысле в Центральной Азии остается высокой. С экономической точки зрения, понятно, что Россия не может делать крупные инвестиции, но сейчас в Кыргызстане началось постепенное предложение по крупным инвестиционным проектам. Проблема в том, что у России есть деньги, но нет больших структурных реформ, если они будут, то и будут внутренние инвестиции.

— В разговоре с казахскими и кыргызскими экспертами, они отмечают, что их страны больше потеряли от вхождения ЕАЭС, нежели, чем приобрели. Как бы вы охарактеризовали ЕАЭС для стран Центральной Азии?

— Вступление в ЕАЭС Кыргызстана было спасением от катастрофы и революции в 2014 году. Понятно, что евразийская интеграция на данном этапе пока ничего не дала. Но пока она смогла только дать то, что изменился статус трудовых мигрантов в России, а это переводы в страну примерно в размере 2 миллиардов долларов. Затем, Россия продолжает поддерживать Кыргызстан на прямую и с 2010 по 2015 годы, Россия выделила Кыргызстану виде дотации 1 миллиард, 700 миллионов долларов. С другой стороны, если ввести пошлину на продукцию из Кыргызстана, это полная смерть для этой страны. Затем, основные товары, которые поставлял Бишкек – это был больше реэкспорт, нежели, чем свои товары. Собственной продукции в Кыргызстане нет, есть молочка, но и она на чужие инвестиции. Поэтому для начала в этой стране надо объявить восстановления аграрного производства. Поэтому говорить о том, что после вступления Кыргызстана, экономике стало хуже не верно. Другой вопрос, какие структуры и предприятия попытались воспользоваться статусом этого союза? Сейчас начинают пытаться швейники, и для этого создаются все условия.

Что же касается Казахстана, то там не много сложнее, потому что от вхождения на рынок российских и белорусских товаров они не много потеряли. Но евразийский экономический союз, только лишь на пути становления и поэтому рано или поздно он станет регулятивном центром распределения труда между членами.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1072