Полиция Молдовы в День Независимости, 27 августа, силой разогнала участников антиправительственного митинга, которые ночевали в палатках возле памятника Стефану Великому в центре Кишинева. По словам протестующих, ночь прошла спокойно, но около 5:30 на автобусах привезли полицейских. Сначала правоохранители пытались убедить участников акции добровольно покинуть сквер, после отказа полиция насильно разогнала протестующих. В результате несколько человек пострадали. Ситуацию в Кишиневе для Novayaepoxa.Com комментирует известный украинский политолог Сергей Таран.
— Сергей, что же так напугало президента Молдовы Игоря Додона, что он силой разогнал митингующих?
— На самом деле, Молдова сейчас находится точно в такой же ситуации, в какой находилась Украина лет 7-8 назад. Все споры, которые сейчас происходят в Молдове – это споры не о коррупции, не о реформах, а о том, куда должна двигаться Молдова – на запад или на восток. Это вопрос геополитического выбора, который, казалось бы, для Молдовы уже решен, после избрания Додона стал снова поддаваться сомнению, благодаря каким, собственно, Додон и стал президентом. Те силы, которые выступают в оппозиции к президенту, соответственно, заняли проевропейскую позицию. Это тот же вопрос, который в свое время раздирал украинскую политику до 2014 года и не давал проводить ни реформы, ни борьбу с коррупцией. Если посмотреть на тех , кто выступает, они могут говорить самые разные вещи, связанные с реформами, с борьбой с коррупцией, с теми личностями, которые находятся во власти. Но по сути, этот вопрос сводится к одному — куда идет Молдова. Те протесты, которые были сейчас, они были явно ориентированы не в пользу России. Поэтому это и вызывает раздражение Додона.
— Среди митингующих было много молодых ребят, женщин. Не напоминает ли Вам ситуация в Кишиневе разгон студентов на Майдане независимости в Киеве в 2013 году?? Ведь мы-то знаем, чем закончился насильственный разгон Евромайдана беркутовцами ? Додон не боится повторения сценария и оказаться рядом с Януковичем в Ростове?
— Напоминает. Мы как раз говорим о цивилизационном выборе, в котором всегда тяжело достичь компромисса. В вопросах бюджета, судебных реформ всегда компромисса достигнуть. Но когда речь идет о цивилизационном выборе, как правило, компромисс недостижим. Вспомним украинские события – невозможно было сделать так, чтобы Янукович всех людей, которые виходили на Майдан, убедил, что Европа это плохо. Поэтому это и закончилось таким противостояним . Точно так же и в Молдове произошло именно так. Но закончилось ли оно – это еще вопрос.
— Собственно, ситуация в Молдове выглядит так, что Россия пытается остановить на пути к Евросоюзу теперь Кишинев, как когда-то Киев. Ведь в Кремле неоднократно прозрачно намекали, что в связи с проевропейским курсом Молдова может потерять не только Приднестровье, но и Гагаузию.
— Да. Для России одним из важных инструментом внешней политики является зона конфликта, горячая точка. С помощью горячих точек Россия держит в руках те страны, которые давно бы уже вышли в другое цивилизационное измерение. Я напомню, что Молдова была одной из первых жертв такого подхода – там был искусственно создан Приднестровский конфликт, такие же конфликты были созданы и в Нагорном Карабахе, и в Грузии, потом в Украине. С помощью таких конфликтов Россия хочет манипулировать теми странами, которые пытаются оторваться от ее влияния и заниматься той политикой, которая ближе к европейским ценностям. Ничего нового мы тут не видим. Те вещи, которыми Россия пытается пугать молдаван, не новы. И если вдруг молдаване захотят вестись на эти движения со стороны Кремля, то им от этого будет только хуже. Потому что Россия почувствует, что таким образом можно давить, и раздувать еще больше региональных конфликтов.
— Гагаузскую автономию в составе Молдовы до сих пор считали примером мирного и успешного решения межэтнических конфликтов. Но так ли это? Ведь жители Гагаузии до сих пор плохо интегрированы в молдавское общество. Разговаривают они в-основном на русском языке, предпочитают российские СМИ да и вообще европейскую интеграцию гагаузы ассоциируют не с вступлением в Евросоюз, а с объединением с соседней Россией.
— Я бы так громко не делал таких обобщений. Для России главное не в том, что хотят граждане, а в том, что они чуть-чуть отличаются от молдаван. И между ними можно попытаться раздуть конфликт, но между ними нет межнациональных конфликтов. В Украине война началась не тогда, когда обострились межнациональные отношения, а тогда, когда туда вошла российская регулярная армия.
— Кстати, слышали ли Вы о том, что именно в приграничной к Украине Гагаузии вербовали боевиков на Донбасс?
— Это вполне возможный вариант. Но вербовали не гагаузы, а Россия.
— И возвращаясь к Кишиневу – как Вы считаете – возможны ли продолжения акций протеста? Как будут развиваться дальнейшие события?
— Акции протеста будут продолжаться до тех пор, пока не будет выбран европейский выбор страны. А это возможно после переизбрания президента. Это возможно после конфликтов, потому что большинство страны уже понимает, кто их друг, а кто враг. Но быстро, к сожалению, такие конфликты не заканчиваются.
Ярина Лазько, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха из Киева
www.novayaepoxa.com