Эксперт: «Раскрутка Навального как антигероя со стороны властей привлекает к нему недовольных»

О предвыборной ситуации в России, масштабных митингов по всей стране, а также об оппозиционере Алексее Навальном рассказал Novayaepoxa.Com, директор Центра экспертизы социальных проектов Константин Калачев.

Константин Калачев

— Как вы оцениваете предвыборную ситуацию в России и чем эти выборы будут отличаться от предыдущих?

— Наличие высокого уровня поддержки Президента не гарантирует мотивацию к голосованию. Кампания пока лишена интриги, исход ее предопределен. Победитель заранее известен — отсюда угроза низкой явки. Сохраняется неопределенность содержательных доминант кампании. Кампания может быть построенной, как это было ранее, на «образе будущего» и обещаниях, как это уже было ни раз (План Путина, «Майские указы», «Стратегия2020»), но обещания за годы девальвировались.

Гипотетически можно начать кампанию по инновационному сценарию. Главной особенностью, которого является короткий и обозримый горизонт планирования при сохранении всех линий стратегического развития и программное позиционирование. Но пока выбран путь референдумных выборов, в которых главную роль должна сыграть безальтернативность кандидата и его имиджевые характеристики. Как при этом без приписок решать проблему явки — не ясно. Хочется как в Европе, получится, может как всегда. Ориентиры заявлены — голосование за президента более половины от списочного состава избирателей. До вчерашнего дня казалось, что все пройдет тихо, гладко, без эксцессов. Однако антикоррупционные митинги от 26 марта продемонстрировали, что проблемы есть.

Президентская кампания должна стать точкой пересечения внутренней и внешней политики (при существующем сегодня разрыве), их сведения в единый содержательный поток. И наглядно подтвердить, что не только внутриполитический, но внешнеполитический курс выражает мнение российского большинства. Россиянам нужен президент, олицетворяющий силу, уверенность, стабильность и опыт. И Путин сегодня полностью соответствует этому общественному запросу.

Рейтинг президента высок не только благодаря Крыму. Он высок еще и потому, что Путин не дает поводов за него стыдиться (все еще работает сравнение с Ельциным) и делает свою работу. Но есть разрыв между оценкой работы президента и оценкой ситуации в стране. Оценки правительства, региональных и местных значительно ниже. Пока работает тема хорошего царя и плохих бояр. Но недовольство нарастает. Особенно среди молодежи. Недовольство пока переносится на Медведева и других, но рано или поздно может коснуться и самого президента. Это главная угроза.

Повышение явки до уровня не ниже 70 процентов без крайностей административной мобилизации проблематично. А административная мобилизация может стать поводом для протеста. От повторения Болотной в том или ином виде никто не застрахован. Хотя пока гипотетическая возможность массовых протестов и невелика.

— Как вы оцениваете оппозиционера Навального как политическое лицо и насколько у него сильна электоральная база?

— Навальный пытается использовать то, что власть не во всем соответствует запросам общества. Его ставка на контрпозиционирование это забег на длинную дистанцию. Как человек молодой он готов морально и физически пережить нынешнее поколение руководителей. Его кампания критики пока не дает большой личной популярности, но безусловно расшатывает систему. На акцию протеста выходят не только его горячие сторонники, проблематика акций объединяет с ним и тех, кто лично к Навальному относится критически.

В декабре прошлого года президентский рейтинг Навального составлял лишь около одного процента. Но узнаваемость свою он наращивает весьма успешно. Его проблемой становится отрицательная мифология — одни читают его агентом Госдепа, другие инструментом одной из башен Кремля, а некоторые верят и в то, и в другое.

Раскрутка Навального как антигероя со стороны властей привлекает к нему недовольных. Как показали последние события, в первую очередь молодежь.

— Как показывают последние события, основная масса протестующих это молодежь. В чем заключается недороботка правительства, что большинство молодежь, так оппозиционно настроена против действующей власти?

— Почему молодёжь вышла на улицу? Потому что последние годы наблюдала, как их родителей гоняют на митинги за «Крымнаш» и за «Единую Россию», понуждают голосовать на выборах, режут в условиях кризиса зарплаты и нагружают новой работой. Потом та же молодежь натыкалась в сети на информацию о том, как какого-то юношу из хорошей семьи награждают орденом «За заслуги», другого ставят в совет директоров крупной компании, а третий — успешный бизнесмен-мультимиллионер на гос. подрядах в свои неполные тридцать, а четвёртый учится заграницей в элитном заведении.

Потому что у них родители особо приближённые к верховной власти люди. Росли ощущение несправедливости и запрос на уважение. Тема Навального становится водоразделом между отцами и детьми. Дети прекрасно понимают, что в дивный новый мир на правах друзей Владимира Путина и их детей их не пустят. Кадровых лифтов нет и перспектив нет. И они готовы по этой причине воспринимать агитацию Навального.

По соцопросам в декабре Навальный не имел высокого рейтинга, но он и не претендует на базовый электорат Путина. Старшее поколение за него едва ли проголосует. И он работает с молодежью. Дети начали понимать, что их ждут не большие возможности, а судьба их родителей. Как тех отпрысков элитных семей, которые рождены с золотой ложкой, тоже ждёт судьба их родителей. Но уже совсем иная. И тут они смотрят в YouTube фильм Навального о злоупотреблениях власти и роскошной жизни элит. А потом слышат, что у родителей с пенсией могут в будущем быть проблемы, потому что в очередной раз заморожены накопления — государству не хватает денег. Молодежь не за Навального, молодежь за равенство возможностей.

На смену поколению конформистов идет поколение нон-конформистов. Вот главный вывод из последних событий. Завинчиванием гаек эту проблему не решить. Главное сегодня не митинги. Главное дискуссии после них. Расшевелили болото.

Вот, что об этом пишет мой уважаемый коллега Михаил Виноградов: Обобщая высказанные сегодня причины отсутствия гарантированной лояльности среди молодежи и где-то добавляя свои.

1. Поколение, не воспитанное телевизором. Интернет в большей степени уравнивает общение – в том числе затрудняет противопоставление московской и немосковской повесток. Здесь же — неспособность старших поколений имитировать умение работать в интернете. Эстетика собянинского твиттера или депутатских страниц в соцсетях, от третьего лица рассказывающих про хождения в народ и поздравляющих друг друга с праздниками, днями рождения и фестивалями варенья.

2. Старение элиты. Выражено не только визуально, но и через навязчивое желание навязывать свои табу про секс, страхи в части настроений молодежи, ее поведение в интернете, разнообразные «группы смерти» и прочие страхи за то, что молодые могут однажды захотеть что-то решать и что-то выбирать. Конфликт поколений – и в стабильной ситуации мощное оружие, а при таких тараканах и вовсе начинает выглядеть непреодолимым.

3. Самотроллинг РПЦ, трендирующей из уважаемой структуры (типа МЧС) в сторону какого-нибудь ФНПР, за надутыми щеками лидеров которых стоят якобы сотни миллиардов семей трудящихся. Есть мнение, что это надо на перемножить на поправочный коэффициент от введения уроков православия в школах и эффект от борьбы с ловцами покемонов.

4. Лайфньсизация информационного пространства, притягивающего социальных пессимистов и всех не верящих в то, что с страной может случиться что-нибудь путное. Как следствие, постепенное формирование отторжения у склонных даже к робкому к оптимизму.

5. Выдвижение прошлых эпох в качестве целей, к которым надо двигаться. Мечты вернуться в 1982, 1945, 1937 или 1913 год – сомнительное удовольствие для зрителей голливудских фильмов, читавших про беспилотные автомобили не только в «Незнайке в Солнечном городе».

6. Вытирание ног обо все исторические периоды начиная с 1946 года. В силу которого старшие поколения воспринимаются как лузерские и не добившееся ничего великого.

7. Нарастание полуофициальной враждебности к идее самореализации как одной из ключевых ценностей. Точка зрения Виноградова не бесспорна, но интересна. Как власть отреагирует на новые вызовы и угрозы узнаем скоро.

С точки зрения внутренней политики, масштаб и информационно-политический фон акций 26 марта может повлиять на принятие решений по нескольким законам, которые с осени находятся в повестке так называемого «запроса на Оттепель». Это, в частности, судьба статьи в УК РФ об уголовной ответственности за неоднократные нарушения на митинга, судьба «пакета Яровой», который нуждался в корректировке и прочих норм, касающихся контроля спецслужб за интернетом, а также закона «об иностранных агентах».

Трудно представить, что теперь после самых масштабных за последние 5 лет по географии и численности протестов силовики не найдут новых аргументов за их сохранение или усиление. Оттепели не будет. Закручивание гаек более чем вероятно. Как это отразится на президентских выборах — серьезный вопрос.

В ходе новой президентской кампании, прежде всего, необходимо было бы говорить людям правду. Стабильность остается ценностью, но дистанция между властью и населением слишком велика. Россияне заслуживают того, чтобы с ними общались, как со взрослыми людьми. Новая сила российской власти могла бы быть не патернализме, а в диалоге с гражданами. Но протесты, скорее всего приведут лишь к активизации использования образа врага — внешнего и внутреннего и актуализации разговоров про «пятую колонну».

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1037