Азербайджанский политолог: «Арабские страны не представляют угрозы Израилю»

На днях израильский министр Аюб Кара опубликовал в своем микроблоге Twitter сообщение, согласно которому «премьер-министр Биньямин Нетаньяху и президент США Дональд Трамп примут план президента Египта Абд аль-Фаттаха Ас-Сиси о создании Палестинского государства на территории сектора Газа и Синайского полуострова, а не в Иудее и Самарии».

Источник в канцелярии министра Аюба Кары подтвердил СМИ, что речь идет о подлинной публикации. «Министр Кара вел беседы на эти темы с высокопоставленными лицами в Израиле и в регионе. Министр убежден, что сейчас, когда к власти в США пришел новый президент, готовый к творческому подходу к проблемам Ближнего Востока, появилась возможность продвигаться по пути сближения с суннитской коалицией: Саудовской Аравией, Иорданией, Египтом. Министр убежден, что в рамках этого процесса, мы неизбежно придем и к реализации плана создания Палестинского государства на Синае и в Газе».

Фикрет Садыхов

На вопросы Yenigac.Ru отвечает известный азербайджанский политолог Фикрет Садыхов.

— Фикрет муаллим, как, по-вашему, на такое предложение отреагирует Египет?

— В принципе я не знаю, насколько здесь причастен Египет, так как вопрос, связанный с предоставлением независимости Палестинскому государству, решается непосредственно самими палестинцами, палестинской автономией и Израилем, которые по сути уже давно ведут спорадические переговоры и в конечном итоге должны прийти к какому-то решению. Если речь идет о той части Палестины, где сформировалось умеренное правительство во главе с Махмудом Аббасом, то реализация этого плана реальна. Что касается другой части страны, где монопольную власть контролирует организация ХАМАС, то с ними вряд ли можно будет о чем-либо договориться. Однако, я считаю, что этот вопрос достаточно реальный и он может быть обсужден.

— Как вы думаете, что может подтолкнуть Палестину принять такое решение?

— Прежде всего, соглашения с Израилем, где должен быть заложен пункт о гарантии обеспечения безопасности палестинцев, о признании их прав, об их участии в различных международных структурах. Кстати, уже сегодня палестинцы от структуры, возглавляемой Махмудом Аббасом, являются наблюдателями в ООН. Помимо этого, Израиль должен будет отказаться от своей поселенческой политики, ведь не секрет, что еврейское государство ведет строительства ряда домов на палестинской территории, что вызывает сильное отторжение и недовольство палестинского населения. Более того, даже в европейских странах и на Западе, включая США, не раз раздавались голоса(это началось уже в период администрации Обамы) о том, что данная политика Израиля противоречит политике мирного урегулирования палестинской проблемы, в частности и палестино-израильских отношений в целом. Если эти вопросы в какой-то степени будут отрегулированы или, во всяком случае, будут даны какие-то гарантии их цивилизованного решения, то, я думаю, что данный план может быть приемлемым вариантом для соглашения между палестинским и израильским государствами.

— Как мы знаем, в настоящее время территория Египта не отличается особой безопасностью, так как на неконтролируемых участках орудуют боевики «исламского государства» и других террористических группировок. Можно ли создать новое государство в таких условиях?

— В принципе, создавать какие-либо государственные образования на территории Египта, думаю, было бы неправильным, потому что даже те гарантии, которые могут быть даны и отражены в соглашении, на практике, могут быть просто не реализованы. Однако, здесь есть и другой фактор. В данный момент сама страна Египет контролируется военными, которые поддерживают стабильность в египетском государстве. Возможно, расчет делается именно на эти силы. Но это, в определенной степени, носит временный характер. Никто не может гарантировать то, что данный контроль будет продолжаться бесконечно или на многие годы. События, так называемой арабской весны, это подтвердили. Как мы знаем, на Ближнем Востоке происходили и продолжают происходить такие события, которые вряд ли могут стать основой для гарантированного проживания палестинского населения уже, как бы в соответствии с этим соглашением, о котором мы говорим.

— По мнению Кара, с принятием этого плана будет проложен путь к миру с суннитской коалицией. Если это действительно произойдет, какое влияние окажет данное сближение на Палестину и Израиль?

— Судя по происходящим событиям на Ближнем Востоке, сегодня представители политических сил, представляющие суннизм, не являются серьезной угрозой для Израиля. Гораздо большей опасностью для израильского государства является шиитское крыло, которое возглавляет Иран. Вообще, сегодня самой большой угрозой для Израиля является именно Исламская Республика Иран, ведь эти государства не признают друг друга, регулярно обмениваются взаимообвинениями. Израилю следует опасаться угрозы, исходящей от Ирана, нежели от суннитского блока. Если мы возьмем суннитские режимы на юге Аравийского полуострова и княжества Персидского залива, то они являются прозападными, и не могут представлять угрозу для Израиля. Другие же арабские страны по сей день еще не определились, в них нет стабильности, у них происходят конфликтные ситуации. Я имею в виду Ирак, Сирию, Ливию и т.д. В этих странах даже нет определенности, поэтому говорить о том, что кто-то из этих ветвей суннизма или шиизма возглавит эти режимы и будет представлять угрозу для Израиля как-то просто преждевременно и фактически не определенно.

— Может ли расцениваться принятие данного плана, как своеобразная капитуляция Палестины и победа Израиля, ведь в этом случае определенная часть палестинцев будет переселена на территорию нового государства?

— В политических компромиссах всегда существуют определенные потери, но, во всяком случае, с обеих сторон. Палестинцы долго шли к этому вопросу, но до сих пор не пришли к каким-то окончательным результатам. Более того, само палестинское движение разделилось на умеренных и радикалов, которые заняли разные позиции. Если речь идет об умеренных силах, то, я думаю, что в какой-то степени, при всех тех элементах потерь, они могут приобрести союзников и партнеров в лице ведущих государств, создать условия для экономической и гуманитарной помощи, а также признания их в качестве единственного представителя палестинского народа и включение их в состав разных международных структур. Правда, это все очень зыбко, ведь теоретически это звучит хорошо, а как будет на практике, еще не известно. Тем не менее, палестинцы должны, если они идут на какие-то компромиссы, продемонстрировать и волю и принципы, и обязательно выставить определенные условия с тем, чтобы их интересы были сохранены».

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1018