На вопросы Novayaepoxa.Com отвечает российский аналитик, кандидат политических наук Камран Гасанов:
— Господин Гасанов, последние процессы в России находятся на первой полосе мировых СМИ. Отравление Навального, его возвращение на родину и тот самый его нашумевший фильм о «дворце Путина», массовые беспорядки, тюремный срок… Что на самом деле происходит в России?
— Отвечая на первый вопрос, могу сказать, что в России сейчас происходит попытка революции. Алексей Навальный сознательно решил приехать в Москву, зная, что его здесь арестуют. Потому что если бы он находился в Берлине, как многие другие оппозиционеры, как, скажем, Ходорковский тот же самый. Они понимают, что их единственный инструмент будет только Youtube, и ни о каких протестах речи не будет. Их постепенно будут забывать, как забыли Ходорковского. Они не будут иметь рычагов давления на власть. Единственный рычаг давления это улица, митинги и пикеты с привлечением всё большего числа молодёжи, оппозиции и их сторонников. Со стороны власти я наблюдаю попытку транзита. Владимир Путин, судя по всему, это моя субъективная оценка, готовится сменить своё кресло в 2024 году. Возможно, он уйдет в Госсовет, который был как раз создан для этого транзита. А на своем месте оставит преемника. В 2024 году, на мой взгляд, будут решающие события: президентские выборы. Возможно, новым президентом станет Мишустин, который будет целиком и полностью погружаться во внутриполитическую ситуацию. Экономической и социальной он уже занимается. Как раз главная претензия, которая была все эти годы к власти о том, что Путин больше занимается геополитикой, а не внутренней ситуацией. На этот вопрос будет четкий и жирный ответ. Навальный, я думаю, как раз в 2024 году выйдет из тюрьмы. Интересно, когда он выйдет: до президентских выборов или после. На мой взгляд, после президентских выборов из-за чего будет такая амнистия в отношении оппозиции. Но власть будет всё ещё прочной. Тандем Путина и Мишустина будет закреплять стабильность в России, в которой заинтересованы все граждане. Сейчас я вижу, протесты идут на спад. Сам штаб Навального отказался от массовых протестов, потому что они действительно бессмысленны, так как любые протесты будут разгоняться. Они по сути подставляют молодёжь под дубинки и в будущем это может вызвать как раз-таки негатив против самих же инициаторов протестов, так как будут аресты, будут разгоны митингов и увольнения и отчисления из ВУЗов участников в не санкционных митингах.
— Как будут развиваться отношения России и США после избрания Байдена? Чем новая американская администрация отличается от прежней, в контексте выстраивания отношений с Россией, разумеется и со странами постсоветского пространства?
— Второй вопрос о российско-турецком мониторинговом центре оцениваю позитивно, потому что это позволит закрепить итоги 44 дневной войны, перемирие и дальнейшее разрешение ситуации мирным путем. Турция и Россия понимают, что всё это должно решаться в рамках территориальной целостности Азербайджана. Хотя позиция относительно статуса, об этом официально не говорят, но я думаю, здесь есть расхождение. Турция целиком и полностью поддерживает азербайджанскую сторону, Россия же считает, что вопрос статуса еще должен решаться. Но для российско-турецких отношений это еще один камешек в строительстве совместной работы по укреплению лично своих позиций в мире, по укреплению российско-турецкого партнерства, значение которого с приходом к власти Байдана, растёт.
— Российско-турецкий центр по мониторингу в Карабахе начал свою работу. Как оцениваете сотрудничество Анкары и Москвы в дальнейшем и окончательном урегулировании конфликта в Карабахе?
— Понятно, что в деградации российско-турецких отношений заинтересована те страны, которые страдают от укрепления этих отношений. Это прежде всего Соединённые Штаты, которые хотят вернуть Турцию в отцовское лоно, в НАТО, чтобы Турция отказалась от систем ПВО С-400. Евросоюз тоже заинтересован, хотя и не пускает Турцию в свои ряды, но хочет всегда держать ее на коротком поводке и навязывать ей свою демократизацию, которую при укреплении российско-турецких отношений от Турции не дождёшься.
Франция видит в Турции противника, и чем больше Россия сближаться с Турцией, тем меньше рычагов давления у Франции остается на Турцию. А Армения естественно считает Турцию историческим врагом, а Россию историческим защитником, поэтому когда страны сближаются, по мнению армянских политических экспертов, армянское руководство оказывается в минусе.
— Как мы знаем, вокруг этой темы — российского-турецкого сотрудничества именно на Южном Кавказе — есть много спекуляций, особенно в армянских СМИ, и у всех распространителей одна единственная цель — навредить отношениям Турции и России, которые за последние несколько лет стремительно развиваются. Крайнее недовольство США и Франции последними действиями России в Карабахе наводит на определенные мысли. По-вашему, можно сказать, что за этой спекуляцией стоят определенные политические круги этих стран?
— За исключением отдельных промежутков времени как Гражданская война в России, Революция, Первая мировая война, развал Советского Союза, в общем и в целом, именно эти три названые вами страны играли решающую роль в регионе. Карабах и Южный Кавказ являлись ареной борьбы этих стран. Но сегодня мы видим, что существует некоторых консенсус между этими странами. Хотя, конечно, каждая из этих стран хотела бы иметь больше влияния в этом регионе, подчинить под свои интересы все эти закавказские республики, тем не менее, есть какая-то рассудительность и этому есть очень простое объяснение. Иран, Россия и Турция находятся под давлением и санкциями Запада, поэтому они понимают, что если они будут ругаться между собой, то будут таскать каштаны из огня для Брюсселя и Вашингтона. Я считаю, что у Турции и России укрепляются позиции, и Иран тоже хочет сесть в последний вагон этого закавказского поезда и не утратить своих позиций и тоже получить свои выгоды от этих проектов. Таких, как открытие границ между Турцией и Арменией, между Азербайджаном и Арменией. Однако, возвращаясь к теме Байдана и его намерению смягчить сделку с Ираном, не исключено, что в обозримом будущем Иран вернётся ко временам Шаха, если там произойдут внутренние трансформации в сторону либерализма на фоне смягчения санкций, и тогда Иран будет выступать проводником американских, глобальных интересов. Там уже американцы, иранцы и Евросоюз могут действовать в тандеме. Потому что Запад понимает, что он сейчас выйдет из этого региона за долгое время окончательно. Несмотря на тесные отношения с Грузией с Арменией, всё равно в регионе главными решалами являются Турция и Россия. Но они будут продолжать попытки вернуться в регион, а это возможно при одном условии: при ослаблении Турции и России. Это может произойти при подтачивании их экономических ресурсов. Такой вариант я пока не допускаю, так как Турция очень тесно сотрудничает с Азербайджаном, а у России есть военное присутствие во всём регионе. Этот вариант как минимум в ближайшие десять лет кажется фантастическим.
— Если проанализировать исторические события на Южном Кавказе за последние 200 лет, то с уверенностью можно сказать, что все войны на Кавказе — это результат столкновения трех держав за владение этим регионом — России Турции и Ирана. Сегодня и Иран подключился к процессу налаживания конфликта в Карабахе, и глава МИД Ирана совершил турне по столицам всех региональных стран — посетил Баку, Москву, Ираван и Анкару, что практически полностью лишает Запад возможности маневрирования в регионе. К каким последствиям может привести новый геополитический расклад на Южном Кавказе на фоне крайнего недовольства США и европейских государств?
— Байден уже избрался, и отношения уже меняются. То, что обещал Байден, то и реализуется. В плане безопасности Байден настроен прагматично и рационально, что выгодно России. Во всем остальном стоит ожидать ужесточение давления. В своем выступлении по внешней политики он, в принципе, ясно и четко дал понять, что Америка намерена наказывать Россию за »вмешательства в выборы», за ее действия в Украине, будет добываться освобождения Навального. Приоритет, я думаю, будет сделан на две вещи. Первое это, раскачивание ситуации внутри России с целью сменить здесь власть, потому что демократы в этом плане настроены бескомпромиссно. Они будут всячески пытаться оказывать финансовую поддержку оппозиции. С другой стороны, они будут противодействовать российской политике в постсоветском пространстве. Прежде всего, деятельности России на Украине. Будет увеличена военная и экономическая помощь Украине, чтобы она чувствовала себя независимой от России, чтобы связи с Россией становились всё более разорванными. В остальных странах в постсоветском пространстве, я ожидаю, что администрация Байдена будет проводить ту же политику демократизации, что и в России. Тем режимам, в которых достаточно долгое время правят в постсоветском пространстве, как Беларусь и даже Казахстан, несмотря на транзит власти, не говоря уже про Туркменистан. Азербайджан это тоже не обойдет стороной. В отношении Армении я ожидаю увеличение поддержки на фоне обиженности Армении на Россию за Карабах. Как говорят некоторые эксперты, будут попытки превратить Грузию и Украину с Молдавией в неформальных членов НАТО.
Беседовал: Кавказ Омаров