О ситуации на Ближнем Востоке, операции Турции на севере Сирии и возможном взятии города Тель-Рифат, рассказал в интервью Novayaepoxa.com главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын.
— Турция удачно завершила операцию «Оливковая ветвь», но так или иначе Эрдоган заявил о том, что Турция на этом не остановится и как новые цели объявлены города Таль-Рифат и Манбидж. Насколько реальна возможность взятия этих городов турецкими войсками и отрядами Сирийской Свободной Армии?
— Претензии курдских формирований из PYD/YPG на «независимость» под американским флагом, их упрямое нежелание считаться с политическими реалиями привели к гибели многих курдских боевиков, потере Африна да и, фактически, всего курдского анклава в провинции Алеппо. Сам Африн сдавали практически без боя.
Несмотря на призывы лидеров курдских «Отрядов народной самообороны», их вооруженные формирования, как собственно и население, ушли на территорию, которую контролируют войска Асада. А многие пошли еще дальше – в самопровозглашенную «Роджаву», т.е. Сирийский Курдистан к востоку от Евфрата.
— А почему же так произошло, где были американские покровители PYD/YPG?
— Они попросту «списали» афринских курдов. Основные курдские подразделения «Сирийских демократических сил» (SDF) так и остались в районе Манбиджа. Отдельные малочисленные добровольческие отряды выдвинулись к Африну, но без тяжелого вооружения, что само по себе предопределило поражение курдов.
Судя по тому, что подразделения российской военной полиции спокойно расположились южнее Таль-Рифата, турецкие батальонные тактические группы и «зеленая пехота» протурецкой оппозиции вполне способны войти в этот город с самыми минимальными потерями.
Сложнее дело обстоит с Манбиджем. Еще недавно американцы даже слышать не хотели об уходе курдов из этого города, а значит и с западного берега реки Евфрат. Но все их действия сейчас необходимо рассматривать в контексте глобального противостояния Запада и Москвы. А его реалии таковы, что американцы перенацелили курдов от борьбы с ИГИЛ и прочими террористами на боевые действия с войсками Асада. Источники в Минобороне Сирии сообщают, что 25 марта в Дейр-эз-Зоре на встрече Комитета по управлению восточными территориями Сирии три шейха местных племен с подачи американских советников настойчиво потребовали от сирийских военных уйти уже с восточного берега Евфрата.
Вся пикантность ситуации заключается в том, что отряды этих шейхов, которые вошли в состав курдских подразделений SDF, раньше воевали в составе ИГИЛ. Сотрудничество курдов с ИГИЛ только кажется невероятным. Во всяком случае, начальник российского Генштаба Валерий Герасимов сообщил о том, что американцы собрали 400 боевиков ИГИЛ из города Эш-Шаддад, находящегося под контролем курдов, и сейчас тренируют их действовать в составе курдских сил. Поэтому нельзя исключить, что курды по приказу коалиционного командования будут отведены с западного берега Евфрата на восточный, чтобы вместе с откровенными террористами атаковать сирийские войска. Манбидж достанется тогда протурецкой оппозиции.
— Некоторые СМИ сообщали о том, что Турция также начинает операции в иракском Синджаре. Как вы оцениваете эти операции и насколько они эффективны в плане войны с курдами?
— Курды со своими непомерными амбициями стали разменной монетой в непродуманных играх как старой, так и новой американской администрации. Последняя, кажется, вообще не понимает во что играет. Так что, наступление на Синджар вполне возможно и если оно начнется, то никто курдским пешмерга помогать не будет. Официальный Багдад, как и раньше официальный Дамаск, выразил «решительный протест» против действий Турции на своей «суверенной» территории. Но этим все и ограничится.
Никто курдам помогать не будет и они сами уже начали понимать это. Не случайно же лидеры РПК заговорили о том, что они давно вывели свои подразделения из Синджара и там остаются только небольшие формирования езидов. Однако из штабов союзной Турции Сирийской свободной армии «протекла» информация, что наступление на Синджар начнется только, если «Турция и США не придут к взаимопониманию по вопросу выхода курдского ополчения из Манбиджа». Это значит, что судьба иракского Синджара зависит от судьбы сирийского Манбиджа.
— Некоторые эксперты отмечают, что все эти операции Турции в Сирии, приведут к расколу в треугольнике Анкара-Москва-Тегеран. Есть ли такая вероятность?
— Из-за курдов? Это невозможно. В Иракском Курдистане началась антииранская кампания в поддержку «Демократической партии Курдистана Ирана», одного из командиров которой некого Кадира Кадири 7-го марта якобы убила иранская разведка. Так что у Ирана своя головная боль, как из-за собственных курдских сепаратистов, так и из-за их иракских собратьев. А в отношении России и так все предельно ясно – сирийские курды сами отказались от взаимодействия с Москвой в пользу проамериканской коалиции.
— В условиях, когда теперь все страны имеют по своему «сирийскому куску», как вы видите дальнейшее развитие ситуации?
— Еще слишком рано говорить о том, кто станет главным бенефициарием сирийской войны. Мы только что прошли ее самый опасный момент. Вы обратили внимание на то, что операцию «Оливковая ветвь» обсуждали, в основном, только в самой Турции? Все внимание арабской, российской и, главное, западной политической прессы было сосредоточенно на Восточной Гуте. Там решалась судьба Дамаска.
Все же видели, как постпред США при ООН Никки Хейли предупреждала мир о готовности американцев нанести удар по правительственным кварталам сирийской столицы, если «Асад применит химическое оружие». Инсценировать подобное «применение» было бы проще простого, тем более, что и «доказательства химатаки» никому особенно не нужны. Тогда бы под прикрытием ракетно-бомбового удара американцев в Дамаск ворвались отряды профессионалов из западных частных военных компаний, а за ними и «непримиримые оппозиционеры». Благо от их позиций в Восточной Гуте до резиденции Асада было менее 10 километров.
Однако сначала Москва провела «боевые испытания» своих многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-57 в Восточной Гуте, которые превратили в кирпичную пыль позиции западных ЧВК, а потом и Герасимов заявил о возможности ответного удара по носителям американских «Томагавков», не говоря уже о самих крылатых ракетах.
Сейчас проблема Восточной Гуты полностью закрыта. Но остался террористический анклав Идлиб, куда согнали едва ли не всех сирийских и международных террористов. Остались и курдские вооруженные формирования, ставшие заложниками больших игроков. Вот, когда будет решаться судьба Идлиба, тогда и начнутся споры, торги, разногласия или наоборот – поиски компромиссов. Но все это будет немного позже, к наступлению лета.
Беседовал: Ниджат Гаджиев
www.novayaepoxa.com