После визита Путина в Азербайджан в армянских СМИ появились материалы, анализы и комментарии возмущенных и раздраженных экспертов о том, что «Путин и на этот раз предал Армению». Армянские эксперты оценивают как «оскорбление» отказ Путина посетить Ираван.
«Кто-то может возразить: ну и что с того, что Путин не приехал в Ереван, ведь несколько дней назад Никол Пашинян уже встречался с ним в России. Действительно, Пашинян 8 сентября в третий раз встречался с Путиным. Но так ведь днями ранее Путин принимал и Алиева! Так почему же он снова поехал на встречу с Алиевым, проигнорировав при этом Пашиняна и Ереван?», — пишут армянские газеты.
Азербайджано-российские отношения, также осложнившиеся отношения между Москвой и Ираваном обсудили с Алексеем Синицыным, главным экспертом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
— Что можете сказать по этому поводу? Некоторые московские, даже бакинские эксперты утверждают, что вопрос вступления Азербайджана в ОДКБ и ЕАЭС уже решен и Баку берет реванш в решении карабахской проблемы, которая была законсервирована Москвой из-за неопределенности в геополитической ситуации на Кавказе.
— Я не думаю, что надо преувеличивать значимость последних переговоров Путина и Алиева. В часовой или максимум в двухчасовой беседе, скорее «сверяют стрелки» по предварительным договоренностям – насколько задействованы министерства в их реализации, как осуществляются контакты между ответственными лицами и пр. и пр.
Визит Путина – это намеренная демонстрация отношения России к нынешнему Азербайджану. Ну, фанат он дзюдо, но не до такой, же степени, чтобы приезжать на соревнование в последний день? И кстати, смотреть их, едва ли ни в семейной обстановке – Путин и семья Алиевых?
Я считаю, что Владимир Путин совершенно осознанно демонстрирует симпатию к азербайджанскому лидеру. А, вот, насчет вступления Азербайджана в ОДКБ я бы не делал скоропалительных прогнозов. Я не вижу причин, по которой Москве нужно втягивать Азербайджан в эту Организацию. Азербайджан и так крупнейший партнер России или, если угодно ОДКБ, на оружейном рынке.
Вряд ли российское ВПК жаждет продавать оружие Баку по внутрироссийским ценам. ОДКБ – заточено на центрально азиатский театр военных действий. Но Москве нужны не столько казахстанские, киргизские, таджикские воинские соединения, сколько возможность оперировать на этих пространствах. Я думаю, что всем понятно, что Азербайджан не может послать свои войска на киргизско-афганскую границу в случае ее прорыва террористами. Поэтому не считаю, что вопрос о членстве Азербайджана в ОДКБ стоит в какой-то принципиальной плоскости.
— Какие изменения произойдут в политике Кремля в отношении Южного Кавказа?
— Если можно использовать компьютерную терминологию, то действия Москвы, которые Вы характеризуете, как «политика Кремля в отношении Южного Кавказа», «зависли». Вряд ли Кремль волнует перспектива вступления Грузии в НАТО, потому что на это не пойдет сам Брюссель. А, вот, Никол Пашинян, действительно, должен вызывать беспокойство. После своей поездки в Нью-Йорк и Душанбе он выступил на своей страничке в ФБ и сказал о том, что «Путин подтвердил свои слова о невмешательстве в дела друг друга». Это же абсолютная ложь. «Переговоры» Путина и Пашиняна продолжались 3 минуты 10 секунд.
Более того российское телевидение выдало в эфир фрагмент этой встречи. Ну, мы же знаем, что есть люди умеющие читать по губам. Если вы говорите – «да», «yes», «bəli» — губы смыкаются. Если говорим – «нет», «no», «xeyr» или «yox» — губы размыкаются. Владимир Путин, для которого его разведывательное прошлое является основой его мироощущения, это прекрасно знает. Еще на первом курсе Краснознаменного института выучил.
Поэтому в диалоге Путин — Пашинян звучало только «да» и «нет». К примеру: «Проблемы ОДКБ будем решать на сессии ОДКБ» — говорит Путин. «Да», — соглашается Пашинян. Но, вернувшись в Армению, Никол Пашинян лжет о каких-то договоренностях с Россией, о содержании мимолетной беседы с Ильхамом Алиевым и пр. и пр. Но, это, видимо, политика популиста.
— Как поступит Москва, если новое правительство Армении упорно сделает ставку на интеграцию с Западом?
— Для армян проблема в том, что интеграция пока не получается. К сожалению, а может быть и к счастью, Трамп не проявляет никакого личного интереса к Армении. Пока в политическом контексте эта страна никак не определена. А ее лидер, т.е. Никол Пашинян воспринимается, как оратор, как популист, как публичный трибун, может быть для кого-то как серьезная фигура. Пашинян это прекрасно понимает, поэтому он так настойчиво стремится провести выборы, чтобы завоевать большинство в национальном парламенте.
Его блок «Мой шаг» победил на выборах т.н. «ереванских старейшин» с 81% за. Вот, победит он на выборах в Национальную Ассамблею, сформирует легитимное правительство, артикулирует свои претензии к Москве, тогда и будет ясна реакция Кремля. А пока все домыслы, пустые разговоры, досужие беседы и пр. пр.
— Как повлияет интеграция Азербайджана в ЕАЭС и ОДКБ на геополитическую обстановку в Евразийском пространстве в целом?
— Почему Вы говорите об этом как о решенном факте? Я могу говорить только о военной составляющей Вашего вопроса. В контексте решения карабахского вопроса ничего не изменится. Для России сейчас нужно сохранить, наконец-то, заработавший коридор перевалки грузов. А, в том числе, и стратегического назначения по линии Иран-Азербайджан-РФ.
Конечно, соблюсти статус Каспийского моря, где не будет никаких третьих сил. И потом, Москва будет очень ревностно относится к азербайджано-израильским контактам опасаясь, что Азербайджан может стать какой-то платформой давления на Иран. Последнее, кстати, зря. Ильхам Алиев однажды сказал, что Азербайджан никогда не будет плацдармом для нападения на третьи страны. Азербайджан умеет держать свое слово.
Нам нужно дождаться выборов в Армении, на которых Пашинян со своим популистским блоком «Мой шаг» одержит решительную победу. Вот тогда Армения должна будет сформулировать и представить свою внешнеполитическую концепцию. Уверен, что она очень не понравится Москве. А отсюда уже будем делать выводы.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com