Воспоминания: «Этот поступок Микаила Абдуллаева показал его истинное отношение ко мне…»  

Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com (Новая эпоха) представляет вниманию своих читателей очередной материал в рамках авторского проекта Рустама Гасымова под названием «Воспоминания»

Проект «Воспоминания» посвящен ярким азербайджанским личностям, не так давно покинувшим этот мир. В рамках данного проекта родственники, друзья, близкие и коллеги делятся своими воспоминаниями, интересными случаями и впечатлениями о человеке, которому посвящен материал, одним словом, строками, наполненными теплотой, любовью и ностальгией о каждом герое проекта.

В нашем сегодняшнем материале воспоминаниями о Народном художнике СССР, лауреате высоких государственных премий, азербайджанском живописце и графике, создавшим иллюстрации к произведениям азербайджанских классиков, художнике, оформившем зал станции метро «Низами Гянджеви», где он создал мозаичные панно на основе сюжетов произведений Низами и сам портрет Низами, Микаиле Абдуллаеве делится известный азербайджанский фотограф, заслуженный работник культуры АР, член Союза журналистов АР и ОФА Мир-Алекпер Агасиев, который на протяжении долгих лет фотографировал многих выдающихся азербайджанских деятелей культуры и искусств. Это были: Рашид Бейбутов, Микаил Абдуллаев, Саттар Бахлулзаде, Ниязи, Ариф Меликов, Омар Эльдаров, Таир Салахов, Гусейн Алиев, Тогрул Нариманбеков, Сулейман Рустам, Эльмира Шахтахтинская, Наби Хазри, Сулейман Рагимов, Насиба Зейналова и многие другие.

Сделанные Агасиевым фотографии великих азербайджанцев, вошли в золотой фонд азербайджанского фотоискусства, став частью истории.

Мир-Алекпер муаллим рад, что ему посчастливилось работать с азербайджанскими корифеями, а с некоторыми дружить. Фотографии великих азербайджанских деятелей культуры, снятые Агасиевым, вошли в золотой фонд азербайджанского фотоискусства, став частью истории.

В этом материале Мир-Алекпер Агасиев рассказывает о своем общении с Микаилом Абдуллаевым, с которым он не просто работал, делал его фотопортреты, но и дружил на протяжении многих лет, и каждая встреча, каждая беседа с мэтром азербайджанского искусства оставила в его душе теплые воспоминания, которыми он с нами поделился.

«Народный художник СССР, лауреат международной премии Джавахарлала Неру, депутат Милли Меджлиса, выдающийся азербайджанский художник Микаил Абдуллаев был прекрасным человеком. Несмотря на свои регалии и достижения, он всегда оставался простым, добрым и чутким, который каждый день с красным блокнотом в руках ходил по городу. В своей записной книжке он не только рисовал, делал наброски, которые впоследствии становились сюжетами для будущих картин, но и записывал просьбы и обращения людей, которые подходили к Абдуллаеву, видя его на улице, и рассказывали о своих проблемах. Он никому не отказывал и внимательно выслушивал каждого, кто к нему обращался. Если вопрос можно было решить только с помощью правительственного номера, так называемой «четверки», то он шел к председателю Союза художников, в кабинете которого находилась эта вертушка, и выполнял просьбы людей. Если же проблема решалась обычным телефонным звонком, то он отправлялся к себе в мастерскую, где каждый день с 15:00-16:00 часов занимался решением проблем простых людей и только под вечер переходил к творчеству.

Работал он, как мы знаем, очень продуктивно, создав целую галерею прекрасных картин, пополнивших копилку азербайджанского изобразительного искусства. Многие из этих шедевров я видел у него в мастерской, когда приходил к нему, чтобы сделать фотопортрет мастера. Представьте себе, что в 1984-ом году Микаил Абдуллаев написал мой портрет акварелью, который вошел в юбилейный, десятый выпуск «Халг Аманаты» («Народное достояние»), посвященный жизни и творчеству М.Абдуллаева. Цель данного проекта — сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия азербайджанского народа.

Вообще, во всех книгах о Микаиле Абдуллаеве использовались и продолжают использоваться только мои фотографии, которых было сделано довольно много. Во время фотосессий Абдуллаев исполнял все мои просьбы, был очень терпеливым и не столь щепетильным, как, например, Рашид Меджидович Бейбутов. Он ждал, пока я установлю свет, выберу необходимый ракурс, создам композицию и только после этого приступлю к съемке. Он никогда меня не торопил, понимая, что качественная работа не может быть сделана впопыхах. Необходимо продумать всё, вплоть до мелочей, только тогда ты сможешь создать нечто стоящее.

В его мастерской всегда царила какая-то особенная светлая аура, располагающая и вдохновляющая на творчество. Зайдя в его творческую обитель, я словно попадал в другой мир, мир художника, Мастера, другую реальность, где царит искусство, пахнет масляной краской, стоят холсты, мольберты, картины, зарисовки, этюды… Возможно, поэтому на снимках мне удавалось передавать элементы творческого настроя Мастера! Один только взгляд Микаила Абдуллаева уже говорит о многом. У него было благородное лицо, а в глазах виднелась мудрость, жизненный опыт, доброта…

Если говорить о нашем общении, то Микаил муаллим любил беседовать, рассказывать интересные истории, обсуждать прочитанные книги. Я мог слушать его часами, настолько увлекательно он рассказывал, причем всегда вспоминал что-то новое и познавательное. К слову, у Мастера была отличная память. После каждой нашей беседы на душе чувствовалась некая легкость, одухотворенность, возвышенность. Он прекрасно разбирался и знал восточную поэзию, читал, анализировал, находил интересные книги.

Вообще, Микаил Абдуллаев был настоящим интеллигентом, очень образованным и бескорыстным человеком. У него была одна интересная особенность. Например, когда Микаил муаллим видел на улице знакомого человека, то он не просто здоровался с ним, а начинал рассказывать какую-то историю о нем. Это придавало некую изюминку общению с мастером. Если собрать все эти истории, то будет материал для нескольких книг.

М.Абдуллаев был мыслящим, не скованным никакими условностями и рамками художником, который великолепно владел композиционным даром и мастерством кисти. Он никогда не останавливался на достигнутом, и продолжал работать, экспериментировать, реализовывать новые идеи. Даже не будучи искусствоведом, видно, с какой ответственностью и серьезностью он подходил к написанию работ, которые стали шедеврами азербайджанского искусства. Не случайно произведения Микаила Абдуллаева украшают музеи многих стран мира, а также находятся в частных коллекциях любителей и ценителей искусства.

В своих портретах он блестяще передавал харизму, внутренний мир и характер изображаемого человека. Это был не просто талант, а результат огромной работы над собой, свидетелем чего я неоднократно становился, находясь у него в мастерской и наблюдая за работой живописца. Например, В 1973-ом году во время празднования юбилея Имадеддина Насими — портрет, написанный Микаилом Абдуллаевым, был официально признан, как образ азербайджанского поэта. И это не случайно, Микаил муаллим подробно изучил биографию и творчество Насими, и только потом приступил к работе. Именно такой комплексный подход позволил Абдуллаеву создать образ Насими, передать дух и подчеркнуть особенность выдающегося поэта и мыслителя Востока.

О нашей дружбе и его отношении ко мне говорит следующий случай, который запомнился мне на всю жизнь, показавший его истинное отношение ко мне. Когда моя мама скончалась, на протяжении сорока дней Микаил муаллим каждый день был у нас дома. Казалось бы Народный художник СССР, депутат, зачем ему это?! Однако, Абдуллаев был не просто замечательным художником, но и Человеком с большой буквы, обладавшим большим сердцем и душой. Несмотря на все регалии и премии, он оставался простым и добрым человеком, заботился о своих друзьях и близких, проявлял внимание и находился рядом в трудную минуту.

Светлая память!

Фотографии из личного архива Мир-Алекпера Агасиева

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

3918
virtonnews.com