Визит Путина в Ашхабад: в каком направлении потекут туркменские энергоносители?

О визите президента России в Туркменистан и вопросов касаемо энергоресурсов рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог, эксперт в области безопасности Григорий Трофимчук.

— Как вы оцениваете визит президента РФ в Туркменистан, и что он предвещает в отношении двух стран?

— Контакты с Туркменистаном традиционно важны для РФ, с учётом особого, известного всем, позиционирования этой страны, которая в российском общественном мнении квалифицируется не иначе как «закрытая». Тем не менее, переговоры и взаимные визиты президентов России и Туркменистана происходят на достаточно регулярной основе, и это неплохо уже само по себе. Так же традиционно переговоры включают в себя весь комплекс двусторонних тем. Однако если отвлечься от официальной повестки дня, то два главных вопроса – те же самые: транспортировка энергоносителей и тревожное соседство Туркменистана с Афганистаном. Поэтому комплексное укрепление безопасности сейчас важнее всего. Но с учётом того неформального статуса страны, о котором сказано, добиваться этого достаточно сложно, при всех положенных заверениях в дружбе. В целом общая обстановка, предвещает, как вы выразились, дальнейшее ухудшение, и двум странам надо понять, что из этого вытекает конкретно для них, причём уже в обозримом будущем.

— Как известно падение цен на энергоресурсы сильно затронули экономику Туркменистана. Сейчас Ашхабад активно продает свою нефть через Баку-Джейхан, а также ожидается что Ашхабад также будет продавать своей газ через TAP. Возможны ли эти разговоры на встрече двух стран?

— Все эти темы, безусловно, будут подняты. Получается так: сейчас обе страны должны продавать всё больше сырья, но оно будет по факту всё дешевле в силу геополитических обстоятельств. Поэтому новые схемы поставок мало что принесут в стратегическом плане. Здесь никого не должно вводить в заблуждение торможение падения цен на сырьё (нефть и газ) в 2016-2017 гг., так как проблемы, из-за которых это случилось, до сих пор не сняты и сняты быть не могут по определению. Естественно, Туркменистану в значительной степени всё равно, что происходит в рамках украинской войны, однако этот фактор, пусть с запозданием, оказывает негативное влияние и на него. Уйти от этой проблемы через нероссийские варианты поставок газа, которые направлены в прямо противоположные стороны, вряд ли удастся. На фоне этих проблем у Москвы с Ашхабадом возникает всё больше неурегулированных моментов по газу, которые становятся всё тяжелее и, в конце концов, могут повлиять на политическую сторону вопроса.

Ниджат Гаджиев

www.novayaepoxa.com

2593