Путь от зачина до кульминации ирано-израильского сюжета занял без малого сорок лет. За это время были разные повороты в истории жесткого противостояния, которое можно выразить одним выражением – безнадежный антагонизм. Были разного рода попытки выйти на контактный уровень, наладить диалог. Но все усилия умирали, не родившись.
Непримиримые уже критической черты, и все дело идет не только к жесточайшей эскалации с участием Тегерана и Тель-Авива, но и к непредсказуемой интернационализации конфликта, после чего и до мировой недолго. После массированного ракетного удара по базам сирийско-иранских военных, что в сорока километрах от расположения российских войск, Иордания спешно заявила, что с ее территории огонь не велся.
Зная не сладкий нрав войны, потенциальные соучастники ночной атаки будут отмежеваться, чтобы быть от греха подальше. Однако в атмосфере сильно запахло жаренным, и сила, стоящая за дерзкой атакой на базу близ Хомы, где погибло свыше 60 человек, включая иранских высокопоставленных офицеров, подвела ситуацию к максимальной температуре кипения. Тегеран устами верховного лидера Ирана Али Хаменеи ответил, что ответ точно будет.
Очевидным является намерение некоторых сил превратить новую войну в явь. Это в знойном ближневосточном регионе не самое лучшее, из того что можно ожидать. Скорее даже самое худшее, даже если Тель-Авив предусмотрел все варианты и отходные. И при таком раскладе он понесет потери, и в этом не может быть сомнений.
Иран, несмотря на его внушительные географические и ресурсные параметры, также станет уязвимым, ибо регион Персидского залива напичкан американской военной техникой высокого класса. Массированная атака на Исламскую Республику со стороны недругов непременно приведет к внушительным разрушениям и людским потерям. В Тегеране по этому поводу не могут не отдавать себе трезвого отчета.
Все обстоит довольно серьезно, и каждый из двух, а может и нескольких, участников приближающегося столкновения понимает неизбежность больших издержек. Но тогда кто же готовит себя в выгодополучатели от разыгрываемого огненного сценария?
В этом и кроется интрига. США долго готовились к сведению давних счетов с Ираном. Комплекс неполноценности, въевшийся в сознание американского истеблишмента с 1979 года, когда янки не только были вынуждены согласиться с потерей благоприятного иранского плацдарма, но еще и претерпели унижение в связи с годичным пленением своих дипломатов, наконец-то приступают к долгожданному реваншу. Похоже, их абсолютно не пугает взрывоопасная атмосфера региона. Однако этому не стоит удивляться.
Они физически далеки от места грозных действий, потому с головой идут на новые авантюры против одного из стойких звеньев в «оси зла».
Возможен ли иной сценарий? Если бы террористический состав, запущенный в регион в конце нулевых, достиг поставленных целей, то на вряд ли сегодня мир с напряжением наблюдал бы за развитием тревожного тренда. Однако он заглох на сирийской станции ввиду участия в процессах Ирана и России. Не случайно иранский генерал Касем Сулеймани, дважды и тайно посетивший Москву в 2014-2015 годах, почти ультимативно поставил перед Кремлем вопрос об участии в военном сценарии против ИГИЛ. Его предостережение в адрес России «не хотите поломать хребет ИГИЛу в Сирии, тогда встретитесь с ним на Северном Кавказе», похоже, возымел эффект, и в конце августа 2015 года Москва включилась в процесс.
План создания Исламского халифатского государства рассыпался ввиду настойчивости восточной коалиции, которая, ударив по террористической сети, спутала карты США и ее внушительной западной коалиции. Теперь Вашингтон, наконец-то, решается запустить план «Б», к которому привлечены не только Тель-Авив, но и монархии Персидского залива совместно с Лондоном. Не исключается и участие Парижа, хотя официальный Брюссель до последнего будет отговаривать Францию от чреватой затеи.
Итак, израильский премьер пытается убедить мир в не добропорядочности Ирана, который-де, обманывал сообщество, тайно ведя разработки ядерного оружия. Его сенсационную презентацию с выкраденным тайным иранским ядерным досье не только Тегеран, но и западные политтехнологические центры не только подвергли сомнению, но даже высмеяли. И на то есть веские мотивы. Досье с увесистым материалом не портфолио, чтобы его с легкостью выкрасть.
Трамп в Вашингтоне с одной стороны неистовствует, а с другой демонстрирует невиданную браваду, утверждая, будто непреклонен в решении наказать нарушителя. Однако напрашивается аналогия с блеф-историей в ООН, когда государственный секретарь США Колин Пауэлл, размахивая ампулой с белым содержимым, фактически объявил войну саддамовскому Багдаду.
Чем все завершилось, известно. Точнее, не завершилось, а продолжается. Речь о военно-политическом хаосе, что вверг огромный и богатый регион в пучину неопределенности с бесконтрольным воспроизводством новых рисков и опасностей. Огненный смерч все больше угрожает новым, пока еще не затронутым войной, странам. Если начнется силовое противостояние Израиля с Ираном, то ареал беспорядочных и разрушительных процессов может настолько расшириться, что придется думать о предотвращении глобальной войны.
Америка верна испытанным традициям по столкновению своих друзей со своими врагами. Это ее конек ввергать непокорных в пламя войны, потому что их ей никак не жалко. Но война войне рознь. Как бы на этот раз себе не испортить.
Политолог Тофик Аббасов, специально для Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com