На днях в Вене при содействии Венской культурной организации «Culture Meeting Point» и Венского университета музыки и исполнительского искусства (Universität für Musik und darstellende Kunst Wien) прошло мероприятие, посвящённое 100-летию видного деятеля азербайджанской музыкальной культуры, выдающегося азербайджанского композитора, ученика Дмитрия Шостаковича Гара Гараева, — сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха.
Стоит отметить, что юбилейные мероприятия памяти Гараева были широко проведены как в Азербайджане, так и во многих странах мира, в том числе и в ноябре этого года прошел большой концерт в венском Концертхаусе (Wiener Konzerthaus).
На этот раз мероприятие, посвященное Гараеву, представило собой научную презентацию «Дмитрий Шостакович — Гара Гараев. Страницы истории» в рамках проекта «Дмитрий Шостакович и азербайджанская музыкальная культура как символ культурной дихотомии Восток-Запад» автора книги «Дмитрий Шостакович и азербайджанская музыкальная культура» (научный редактор известный азербайджанский учёный, музыковед, профессор Эльмира Аббасова) доктора философии по искусствоведению, музыковеда Фарах Таировой (музыкального руководителя венской культурной организации «Culture Meeting Point») и раскрыло исторические связи гениального представителя мировой музыки ХХ века Дмитрия Шостаковича с Гара Гараевым.
На основе исторических фактов, архивных документов, ценных фотографий, которые были продемонстрированы в Вене впервые, была представлена широкая панорама (в форме документальной хроники, летописи) связей Шостаковича с азербайджанскими музыкантами и его непосредственными азербайджанскими учениками Гара Гараевым, Джевдетом Гаджиевым, а также с Султаном Гаджибековым и Эльмирой Назировой. Особый акцент был сделан на Гара Гараеве.
Интересным моментом вечера была передача выступления Шостаковича по азербайджанскому Радио с титрами на немецком языке, где он высказался об успехах азербайджанской музыкальной культуры, подчеркнув особую роль Узеира Гаджибейли, Гара Гараева, Джевдета Гаджиева, Бюль-Бюля, Фикрета Амирова, Ниязи.
В своей речи Таирова подчеркнула, что одна из частей презентации специально посвящена выдающемуся азербайджанскому художнику Таиру Салахову (автору прекрасных портретов Гараева и Шостаковича), который также отмечает в этом году свой 90-летний юбилей. Фарах Таирова также упомянула об 75-летнем юбилее Фараджа Гараева и показала его фотографии с отцом.
В конце вечера была представлена видеозапись струнного квартета ля минор (первая часть Сонатина) Гара Гараева, посвященная учителю – Дмитрию Шостаковичу и получившего с его стороны высокую оценку. Примечательно, что все эти отзывы и другие архивные документы были представлены на экране с немецкими титрами.
Мероприятие завершилось демонстрацией видеозаписи вальса (в балетной версии) из всемирно известного балета Гараева «Семь красавиц».
Интересным моментом мероприятия был рассказ Таировой о фортепианной пьесе Гараева «DSCH», посвященной своему учителю Дмитрию Шостаковичу и вошедшей в сборник, специально приуроченный к 70-летию Шостаковича и выпущенный в 1976 году, куда вошло и произведение Гараева, наряду с 13 пьесами, посвящениями на тему-монограмму «DSCH» композиторов разных стран.
Таирова отметила, что это было первое обращение в азербайджанской музыке к монограмме Шостаковича, которая часто встречается и в музыке самого Дмитрия Дмитриевича. После подробного рассказа об этом посвящении Гараева своему учителю, Таирова также сыграла некоторые эпизоды из этой фортепианной пьесы, особо выделив полифоническое соединение монограммы Шостаковича с азербайджанским национальным ладом «Шуштер», особенно понравившимся музыкантам-слушателям, которые интересовались структурой этого лада, задавали много вопросов по этому поводу.
В самом конце презентации Таирова представила слушателям приветствие дочери великого композитора Зулейхи Гараевой-Багировой (проживающей в Турции), которая не смогла принять участие в этом мероприятии из-за работ, связанных с музеем Гараева, открывшимся в октябре этого года в Баку в доме родителей композитора. В своем письме (текст которого был представлен на экране с немецкими титрами и интересными семейными фотографиями композитора, а также некоторыми фотографиями музея) Зулейха ханум поделилась очень интересными воспоминаниями о Шостаковиче и Гараеве. Таирова в своей речи поблагодарила дочь композитора за предоставление некоторых важных материалов и ценных фотографий из личного архива Гараева.
На мероприятии присутствовали профессора и студенты музыкальных вузов Австрии, деятели культуры, представители разных диаспор, проживающих в Вене, специально приглашенный состав турецкого телеканала TRT в Вене и журнала «Österreich Tagesjournal».
Но особым почетным гостем мероприятия был известный австрийский музыкант и дирижер Густав Бауэр — профессор Венской Консерватории имени Р.Вагнера, долгие годы руководивший Radio Klassik Stephansdom, а также в прошлом, будучи совсем молодым студентом Венской Консерватории, работал ассистентом русского дирижера Геннадия Рождественского — выдающегося интерпретатора произведений Дмитрия Шостаковича. Напомним, что Геннадий Рождественский был специально приглашен мэром Вены в 80-годы ХХ века для работы в Венском симфоническом оркестре и в Венской Консерватории.
В заключении музыковед Таирова отметила, что это заключительная (вторая) часть проекта «Дмитрий Шостакович и азербайджанская музыкальная культура как символ культурной дихотомии Восток-Запад», (первая часть проекта была посвящена 100-летию Джевдета Гаджиева и была реализована в день рождения Шостаковича 25 сентября 2017 года), и напомнила, что следующий проект будет посвящен историческим связям Шостаковича с турецкой музыкальной культурой и его поездке в Турцию по приглашению Мустафы Кемаля Ататюрка.
Фотографии предоставлены организаторами мероприятия
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com