В Сирии начинается совсем новая история

С тех пор, как официальная Анкара заявила о намерении начать операцию «Оливковая ветвь» против курдов Сирии, Россия и Иран сразу дали знать о своем несогласии. Их позиция была продиктована желанием подчеркнуть уважение к суверенитету Сирии, а также в рамках Астанинского процесса выйти на новый уровень дипломатических усилий ради отработки слаженного плана де-эскалации.

Теперь, когда Турция все дальше продвигается на юг, испытывая нарастающие трудности, Тегеран раскручивает маховик критики в отношении западного соседа, призывая его свернуть военную операцию. Доводы Ирана прежние, и острием они направлены против попыток расчленить Сирию методом создания там самоуправляющихся анклавов, подконтрольных США, а также отстоять Башара Асада, насколько это возможно.

Тофик Аббасов

В последние дни неодобрительные оценки со стороны Тегерана не только участились, но и обрели угрожающий характер. Из чего следует, что в иранских кругах разгадан основной смысл многоходовки, за которой стоит не только Турция, но и США с Израилем. Ближайшее окружение верховного лидера Исламской Республики, включая президента Хасана Роухани, фактически дали понять основным игрокам о начале второй наступательной операции объединившихся против Дамаска сил. Все они с самого начала кризиса были настойчивы в неотвратимости ухода Башара Асада с последующим переформатированием не только Сирии, но и всего региона. И в этом плане черным по белому расписан новый порядок для беспокойного региона, но уже без участия шиитских сил, поддерживаемых Тегераном.

Если с первого захода этого добиться не удалось, то теперь, как видно, запущен более действенный механизм перераспределения ролей, который больше отвечает интересам и ожиданиям США и его партнеров. В Иране склонны видеть в этом ряду и Турцию.

Формально Вашингтон был и остается в стане государств, осуждающих Анкару за излишнюю антикурдскую прыть. Американцы даже пытались успокоить президента Эрдогана в том, что усиление курдов на севере никак не угрожает интересам турецкого государства, и что, мол, они всего лишь присматриваются к стабилизационным трендам, не имея за душой никаких сепаратистских устремлений. Однако Турция, как была непоколебима в желании покончить с курдским фактором, на том продолжает настаивать, хотя статистика ее потерь угрожающе растет. Издержки абсолютно не пугают Анкару, которая формально не дистанцируется от Астанинского процесса, давая понять Москве и Тегерану о продуманности своей антитеррористической концепции.

А что же не устраивает Тегеран, который тоже по большому счету является противником плана Запада по закладке основ курдского государства в беспокойном регионе?

Иранцы, постепенно переходя на язык предупреждений, похоже, разгадали невидимую сторону игры, в которой Вашингтон достает каштаны из огня руками Эрдогана. На первый взгляд это немыслимо, поскольку перепалка Эрдогана с Трампом по теме курдов носила довольно ожесточенный и бескомпромиссный характер. На Западе по этому поводу даже стали расписывать сценарии ухода Турции из НАТО и ее вхождения в антизападный блок со всеми вытекающими последствиями. Однако на иранцев такого рода прогнозы не только не произвели впечатления, но и насторожили их. Уж больно многое напомнило историю из серии «свежо предание, а верится с трудом».

В Тегеране осознали, что США от своих первоначальных целей не только не отказались, а принялись их доводить до ума альтернативными путями. Фактически американцы не мешают туркам в реализации плана отвоевания стратегических территорий, чтобы в последующем использовать их в противостоянии против Асада. Там в дальнейшем могут быть размещены так называемые силы умеренной оппозиции, часть из которых подконтрольна Анкаре, а часть западной коалиции.

При таком раскладе рождение марионеточного правительства не составит большого труда. И не стоит сомневаться, что новоиспеченное правительство под эгидой западников и Турции отвергнет союз сил, которые бились ради Асада. А в этой колонне, конечно же, окажутся все шиитские соединения и части, доселе выступавшие гарантами защиты интересов Тегеране в знойном пятачке.

Исламское государство пало, однако на его руинах США совместно с подручными силами воссоздают новую политическую конфигурацию, способную раз и навсегда покончить с влиянием Ирана на исторический Леванте. При таком повороте свержение Башара Асада станет неизбежным, а дальнейшая судьба Сирии, да и Ливана будет решаться без участия Ирана, который пролил кровь, оставив на полях сражений многомиллиардные траты.

После череды волнений и потрясений, выпавших на долю Ирана, его выдворение из Сирии может стать для правящего режима не только горьким разочарованием, но и военно-политическим фиаско. Дабы избежать этой участи, иранский истеблишмент готовит свой ответ.

Он, скорее, будет обращен не против Анкары, а больше против США и Израиля. Не случайно советник рахбара Али Акбар Велаяти несколькими днями ранее прямым текстом сказал, что «если американцы сами не уйдут из тех мест, что были освобождены нашими силами, мы их заставим уйти». Причем был сделан намек на возможное рождение новой коалиции, которая будет бить уже не по террористам, а по их покровителям, которые до сих пор умело маскировались.

Острый поворот дает основания полагать, что до наступления долгожданной развязки в сирийском сценарии может наступить новая завязка с не менее жгучей кульминацией. И это, в самом деле, будет совсем другая история.

Политолог Тофик Аббасов, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха

www.novayaepoxa.com

2005
virtonnews.com