Турецко-американское разногласие продлевает жизнь «исламскому государству»  

Сирийский конфликт: что стоит на кону в битве за Аль-Баб?

До не давних пор сирийский город Аль-Баб не рассматривался как особо важный объект, пока он не превратился в стратегический пункт, за который развернулась серьезная борьба между президентом Сирии Башаром Асадом и его союзниками (Россией и Ираном), Турцией, курдской террористической организацией ПДС (Партией демократического союза PYD, сирийское ответвление ПКК) и террористической группировкой исламского государства ИГИЛ, — пишет эксперт по Сирии и приглашенный научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики Фабрис Баланше

Расположенный к северо-востоку от сирийского города Алеппо, административный центр крупного города аль-Бабнасчитывает около 100 000 жителей, в дополнение к 50000 людей, проживающих в его пригородах.

Аль-Баб был взять повстанцами весной 2012-го года, а затем захвачен ИГИЛ в течение зимы 2013-2014 годов, которая устранила другие повстанческие группировки. С того времени город превратился всвоего рода базу ИГИЛ, домом для многих иностранных джихадистов и их семей. Аль-Баб превратился в платформу ИГИЛ, с которой террористы совершали свои наступленияпротив сирийской армии и повстанцев в провинции Алеппо. Одним словом, данный город обладает важным стратегическим значением, захват которого в определенной степени решает перевес сил в процессе осуществления контроля над данной территорией.

Сегодня город и его окрестности (Кабасин, Бизаа, Тадиф) практически окружены. Военная операция под названием «Щит Евфрата» во главе с турецкой армией подбираются к границам города с севера, в то время как сирийская армия, которая быстро продвинулась в течение последних двух недель, движется с юга.

Военно-воздушные силы России также бомбили позиции, расположенные к югу от Аль-Баб, в результате чего это создало возможность для турецкой авиации поражать цели в самом городе. Это говорит о том, что, несмотря на конкуренцию между сирийской армией и объединенными военными силами, принимающими участие в боевой операции «Щит Евфрат» для освобождения Аль-Баб, между ними наблюдается координация и общая область влияния.

Дорога Халеб-Манбиж, к югу от Аль-Баб, может функционировать в качестве границы между силами сирийской армии и военными силами разных стран, принимающими участие в операции «Щит Евфрата». Если операция пройдет удачно, то Аль-Баб, Бизаа и Кабасин перейдут под влияние Анкары и повстанцами, поддерживаемыми Турцией, в то время как сирийская армия возьмет под свой контроль Тадиф.

«Остановка действий курдов»

Цель турецкой операции на севере Сирии — предотвращение связи курдов из кантона Африн и Кобани. После освобождения от контроля ИГИЛ сирийского города Манбиж в августе, курдская террористическая группировка PYD , планировала захватить город Аль-Баб и таким образом объединить свои территории. Спустя время между PYD и турецкой армией началась борьба за осуществление контроля над городом Аль-Баб. Противоборство было остановлено в декабре, когда Турция разбомбила силы PYD, посылая сообщения, что продвижение этих сил необходимо остановить.

Ни в интересы сирийского режима, ни Турции не входил вопрос захвата курдами сирийского города Аль-Баб. Соглашение между Россией и Турцией, подписанное в августе 2016-го года, к которому присоединился и Иран, было достигнуто ценой пренебрежения курдских интересов. Согласно соглашению, Турция прекратила оказание помощи повстанцам в обмен на российский нейтралитет в турецкой операции против курдских террористов.

Восточный Халеб (Алеппо) был освобожден вскоре после заключения вышеупомянутого договора. Согласно складывающейся ситуации, по-видимому, сирийский город Аль-Баб, останется под контролем Турции.

Повстанцы с различными приоритетами

Однако, Турция испытывает сложности в получении контроля над данным городом. С середины ноября 2016-го года военные силы Турции прогрессировали достаточно медленно. Если Турция планирует осуществить контроль над Аль-Баб, ей необходимо перебросить новые силы в качестве подкрепления своих ВС на данной территории. Но ее сирийские формирования (ССА Сирийская Свободная Армия) недостаточно мотивированы в вопросе битвы за аль-Баб, так как основная цель этих повстанческих групп бороться с режимом президента Сирии Башара аль-Асада, а не с ИГИЛ, и, конечно, в их планы не входит сотрудничество с сирийской армией в борьбе за Аль-Баб.

Однако, у президента Турции Раджепа Тайипа Эрдогана фактически нет другого выбора, так как он должен использовать битву за город аль-Баб, чтобы доказать эффективность турецкой армии и арабских повстанческих групп для сохранения надежды, что США откажется от плана превращения PYD в своего главного союзника в вопросе наступления против ИГИЛ в городе Ракка, являющимся другим оплотом террористической группировки ИГ на востоке страны.

Установление контроля над Аль-Бабом также является вопросом внутренней политики для президента Турции, потому что Эрдоган стремится к внутреннему укреплению турецкого государства. Если турецкой армии удастся осуществить этот план, то она, наконец, сможет повернуть в сторону города Манбиж для того, чтобы оттолкнуть PYD на восточный берег реки Евфрат.

Что дальше?

Президент Сирии Башар Асад не доволен созданием зоны влияния Турции на севере страны, менее чем в 30 км от Алеппо. Аль-Баб, как ожидается, уже мог перейти под контроль сирийской армии, которая была всего в 10 км к югу от города с января 2016 года, но российско-турецкие соглашения, похоже, решили иначе.

Как Россия и Турция предвидят будущее сложившейся ситуации? Будет ли позволено турецкой армиипродвинуться еще дальше на юг, а затем отправится в Ракка на южном берегу озера Асад?

Однако, в это верится с трудом, так как прогрессирование сирийской армии к югу от Аль-Баб, кажется, указывает на то, что она также перейдет в наступление по направлению к озеру Асада, чтобы не позволить продвижению турецких ВС.

Если президент Эрдоган захочет отправить турецкие военные силы в Ракку, ему придется атаковать PYD, являющиеся союзником США, которым придется отложить наступление на Ракку. Таким образом, в интересах ИГИЛ находится вопрос продления битвы за Аль-Баб, а также увеличение потенциала турецко-американских разногласий, так как это будет лучшей стратегией для ИГИЛ, чтобы сохранить за собой контроль над Раккой.

Аналитическая служба Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

817