О последних процессах на Ближнем Востоке, о признании Трампом оккупацию Голанских высот, о позиции Анкары в этом вопросе, о последних санкциях против Ирана и об их последствиях, а также о возможных результатах муниципальных выборов, которые пройдут в Турции в конце недели, рассказал Novayaepoxa.Com политолог, директор Центра Стратегических Исследований Сахибкыран (SASAM) бывший член группы советников кабинета министров Турции Сулейман Эрдем.
— Трамп сделал то, чего ожидали от него все. Признал фактическую оккупацию Голанских высот, этим одобрив сам акт агрессии. Такое решение США может привести к очередному вооруженному конфликту на Ближнем Востоке?
— Это решение Трампа, точно также, как и решение о переносе столицы в Иерусалим, в краткосрочной перспективе не приведет к сильным потрясениям. То есть, это не приведет к новым вооруженными столкновениям между конкретными государствами. Голаны уже давно находятся под контролем Израиля и до сих пор не было предпринято ничего, по освобождению этих территорий. США в одностороннем порядке пытаются признать оккупацию и узаконить, подтвердить этот захват на правовом поле. Но как мы все видели, во главе с Евросоюзом все страны мира не только не признали, но даже осудили такую политику США и Израиля. Так, что это решение не спровоцирует масштабные военно-политические процессы в регионе.
— Позиция Турции в этом вопросе четкая и ясная. Теперь, если Анкара присоединит к своим территориям освобожденные недавно от террористов провинции Сирии, как бы Вашингтон отреагировал на это? Если Турция поступит таким образом, как на это отреагируют Россия и Иран, которые на фоне решения Трампа не словом не обмолвились и можно ли ожидать очередную операцию ВС Турции уже на востоке Евфрата, о котором часто говорят в политических кулуарах Анкары?
— Турция, естественно, не признает решение Трампа. Анкара, проведя эту операцию не намеревалась присоединить к себе освобожденные от террористов земли на севере Сирии. Эта операция была проведена с целью обезопасить приграничные районы Турции, которые периодически обстреливались с этих территорий. Операции «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь» были проведены ВС Турции с целью уничтожить базировавшихся там террористических группировок. Если Турция в ответ на решение США попытается объявить эти земли своей территорией, то разумеется, Вашингтон будет против. Вашингтон и в дальнейшем будет против любых действий Турции в регионе, которые очевидно направлены на уничтожение террористов ИГ, YPG и др. На счет очередной, уже третьей операции, которую Турция собиралась провести уже на востоке Евфрата, могу сказать одно, что США будут категорически против этой операции и больше вероятно, что не допустят её проведения. А на счет позиции России и Ирана, то позиция этих стран будет определяться согласно требованиям времени.
— Такой шаг Трампа (признание оккупации Голанских высот) может провоцировать конфликты между теми странам, у которых существуют территориальные проблемы? Например, как может повлиять провокация США на локальные конфликты на Кавказе, которые когда-то возникли именно из-за территориальных споров?
— Я честно говоря не верю, что решение Трампа всерьез повлияет на геополитическую ситуацию в каком регионе или в мире целом, так как повестка мировых СМИ и политических кругов так быстро меняется, что скоро об этом решении администрации США просто забудет. Можно смело сказать, что этот вопрос уже не актуален.
— Сближение позиций США и России как влияют на отношения Анкары с Вашингтоном? Как другие страны могут извлечь пользу от противоречий вокруг самых важных геополитических вопросов между США и Евросоюзом?
— Влияет очень негативно, скажу вам. Сближение Турции с Россией разрушает союзнические отношения между нашей страной и США. Мы знаем, что сближение Турции и России произошло на сирийской платформе, во-время войны в Сирии. Именно наплевательское отношение США на интересы Турции в Сирии открыло новую страницу в отношениях России и Турции. А то, в начале сирийского конфликта Турция тесно сотрудничала с США, как союзник по НАТО. Но прошли годы и время показало, что у американцев совершенно другие интересы и планы, которые вовсе не совпадают с интересами стран региона, в первую очередь с интересами Турции, которая находится в двух шагах от этой войны. Помощь США террористам из PKK/YPG, что было доказано фактами, которые превратили север Сирии в серую террористическую зону, переполнила чащу терпения Турции и Анкара решила искать новых геополитических союзников, чтобы обезопасить себя от угрозы международного терроризма, под прицелом которого наша страна обнаружила себя после предательства своего соратника по НАТО — США. США сами подтолкнули Турцию к сотрудничеству с Россией и Ираном в сирийском вопросе. Теперь что мы наблюдаем, американская администрация во главе с Трампом не только продолжает портить отношения с Турцией, даже предпринимает шаги, которые наносят огромный урон отношениям США со своими давними партнерами — странами ЕС. Поэтому правительство Турции во всех вопросах должна действовать предельно осторожно и не в коем случае не должно поддаваться эмоциям, которые могут затуманивать разум. Сейчас время провести разумную политику и соблюдать субординацию между крупными игроками геополитических игр и процессов.
— Теперь немного об Иране… из исламской республики поступают тревожные сигналы. Постепенно заканчиваются запасы основных продуктов питания. Согласно отчетам многих мозговых трестов, которые занимаются геополитическими процессами на Ближнем Востоке, дни иранского режима сочтены. Что можете сказать по этому поводу?
— Во всех негативных процессах, которые происходят в Иране и вокруг него, в том числе в его экономике, также виноват и режим, управляющий страной, и естественно, главной причиной такого острого кризиса является санкции Запада. После переноса столицы США и признания Голаны израильской территорией, США пойдут ещё дальше, демонстрируя солидарность с Тель-Авивом и надавят на Иран ещё сильнее. Да, есть опасения по поводу возникновения социального взрыва в Иране. Тогда возникает нужда в смене режима в Иране. Но, навряд ли планы США и Израиля по Ирану ограничиваются только сменой правящего режима. Политика иранского режима, который сеет вражду между мусульманскими странами преследуя моноконфессиональную цель внутри Ислама, выгодна США и их партнерам, в первую очередь Израилю. Наличие Ирана в регионе с его нынешним политическим строем держит в страхе арабские монархии, которые все сильнее «прижимаются» к Вашингтону. Это и есть политика «разделяй и властвуй». Последние санкции скорее всего связаны с тем, чтобы не позволить Ирану перешагнуть за красную черту, которую Тегеран видимо в каких-то вопросах нарушил. А так в целом существующая атмосфера на Ближнем Востоке полностью соответствуют интересам США и Израиля.
— В Турции муниципальные выборы. Про важность этих выборов и говорить не приходится, так как все партии и их функционеры прекрасно понимают, что победа на муниципальных выборах — это гарантия победы в выборах в парламент. Результаты анкет и опросов действительно создает информационный водоворот. По-вашему, правящей партии удастся сохранить мэрии крупных городов под своим контролем?
— Правильно подметили. Результаты анкет и различных опросов общественного мнения запутывают человека. По обзору СМИ не то, что невозможно сделать какие-то анализы, даже можно окончательно запутаться среди этих противоречивых цифр. Во-первых, тут главный вопрос в том, что негативная тенденция в экономике окажет влияние на результаты голосования. Во-вторых не наблюдается особая активность правящей партии для завоевания пассивного большинства населения, тех, кто на предыдущих выборах не проголосовала за нее. Все ходы Партии Развития и Справедливости создают такое впечатление, что правящая партия пытается сохранить свой старый, традиционный электорат. ситуация показывает, что после недавних президентских выборов значительная часть электората правящей партии в связи с экономическим кризисом, волной девальвации, не собирается отдать свой голос ПРС. По результат исследования, проведенного независимыми экспертными группами, если процент недовольных среди собственного электората Эрдогана достигнет 5%, то правящая партия может потерять несколько крупных городов, включая Стамбул и Анкару.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com