Трамп закрыл США для мусульман: капитал арабских монархов направляется в Азию

Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает играть важную роль для Королевства Саудовской Аравии, принимая во внимание экономические амбиции Эр-Рияда в паре с его историко- политическими целями, пишет в своей статье на сайте Аль-Джазира Анкит Панда, глобальный аналитик дел и главный редактор «The Diplomat», где он освещает вопросы безопасности, политики и экономики в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В последние дни февраля король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд с делегацией в составе 600 человек, приступил к своему месячному турне по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, в рамках которого король посетит Малайзию, Индонезию, Бруней, Японию, Китай, Мальдивы, а на обратном пути совершит визит на Ближний Восток и в Иорданию.

Саудовские короли редко проводили подобные региональные туры, поэтому столь масштабное турне короля Салмана говорит о том, что его амбиции и цели в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона после смерти короля Абдуллы в 2015 году серьезно расширились.

Королевский суд и СМИ Саудовской Аравии отмечают, что поездка, в первую очередь, касается вопросов энергетики и инвестиций, но в более широком геополитическом контексте месячное региональное турне, которое можно назвать редким явлением, заслуживает особого внимания.

Поездку короля можно разделить на две части: поездка в Китай и Японию заполнит один набор приоритетов, в то время как тур в Малайзию, Индонезию и Мальдивы, найдут ответы на другие пункты.

Китай и Япония

Во-первых, в то время как цены на сырую нефть незначительно возросли, в сравнении с показателями 2015 и начала 2016-ых годов, Эр-Рияд по-прежнему привержен своей долгосрочной цели — снизить свою зависимость от доходов продажи нефти. В этом проекте, Эр-Рияд будет нуждаться в партнерах и инвесторах в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Национальный план трансформации (NTP), разработанный Мохаммедом бин Салманом, молодым и амбициозным заместителем наследного принца Саудовской Аравии, сыном короля Салмана, вторым заместителем премьер-министра и министра обороны, включает около 350-ти мини-проектов (пунктов, предложений) для правительственных органов, для реализации которых будут необходимы прямые иностранные инвестиции.

Действительно, визит короля Салмана следует рассматривать как кульминацию шагов, которые были сделаны заместителем наследного принца в середине-конце 2016года, когда было объявлено о Национальном плане трансформации, а за тем последовали визиты в Японию и Китай.

В Японии и Китае, заместитель наследного принца, который также является министром обороны, получил заверения от премьер-министра Синдзо Абэ и президента Си Цзиньпин, что их страны будут способствовать вложению инвестиций в королевство Саудовской Аравии.

В то же время, Токио и Пекин, будучи крупными нетто-импортерами энергии, рассматривают хорошие отношения с королевством, как принцип их национальных интересов. В октябре 2016 года Китай обогнал Соединенные Штаты в качестве крупнейшего в мире импортера нефти.

Заместитель наследного принца даже в одиночку может достигнуть многого. Ведь Национальный план по трансформации Саудовской Аравии может сыграть решающую роль в развитии экономики страны и создать возможность для предстоящего первичного публичного размещения акций в государственный нефтяной гигант, которым является«Saudi Aramco».

Поиск инвестиций у азиатских тяжеловесов, таких как Китай и Япония, заслуживает особого внимания короля. Не удивительно, что программа турне Салмана включает посещение двух крупнейших азиатских гигантов данного региона.

Что касается Китая, то Саудовская Аравия все больше рассматривает его в качестве более значительного геополитического противовеса США.

В частности, на фоне усиливающейся региональной борьбы против Ирана, которая приняла новый характер в начале 2016 года, Саудовская Аравия казнила видного шиитского священнослужителя Нимра аль-Нимра, тем самым получила определенное влияние в Китае.

Голос Пекина в Совете Безопасности ООН и на мировой арене довольно значим в отношении вопросов, начиная от реализации иранской ядерной сделки 2015 года, которую королевство сильно критиковало, до более широких региональных движений Тегерана. В этой связи Китай становится ценным партнером для Саудовской Аравии.

Однако, Пекин не будет охотно играть вместе с геополитическими планами Эр-Рияда на Ближнем Востоке, так как Китай стремится сохранить свои связи на хорошей основе с обоими государствами.

Малайзия, Индонезия, Бруней и Мальдивы

Следующая группа стран, которые посетит Салман, это — Малайзия, Индонезия, Бруней и Мальдивы, в отношении которых у королевства свои планы.

Во-первых, все четыре страны отличаются суннитским большинством населения, Ислам является государственной религией в двух странах — Брунее и на Мальдивах. Индонезия является светским государством. Малайзия — конституционная страна, но несмотря на то, что она представляет себя, как светское государство, Ислам продолжает играть важную роль в обществе. Все эти страны являются также членами Организации исламского сотрудничества.

Рассмотрение Саудовской Аравией взаимодействия с этими странами строго через призму Ислама, конечно же, будет упрощать степень интересов Эр-Рияда, но в любое время, когда саудовский король посещает страны с мусульманским большинством, панисламистская риторика всегда занимает видное место в повестке дня и эти четыре государства в этом плане не являются исключением.

Более того, несмотря на широко распространенные спекуляции о том, что Саудовская Аравия на протяжении десятилетий, играет главную роль в обеспечении распространения во всем мире суннитских вооруженных группировок, включая Аль-Каиды и ИГИЛ, королевство работает над тем, чтобы упрочить свою позицию в качестве государства в мусульманском мире, которое резко осуждает террор и выступает против терроризма.

В прошлом году Эр-Рияд объявил о создании многостранового исламского военного альянса, номинально объединивший широкий спектр государств с мусульманским большинством населения, которые выступают против ИГИЛ. В январе 2016-го года заместитель кронпринца встретился с министрами обороны Индонезии, Малайзии, заместителем министра обороны Брунейя, чтобы обсудить этот вопрос.

Мальдивские острова, где на душу населения наблюдается один из самых высоких показателей вербовки боевиков ИГИЛ, был также включен в состав альянса. Малайзия поддерживает альянс, но не подписывается на военное сотрудничество. В то же время Индонезия и Бруней поддержали данную инициативу.

Король будет искать пути, чтобы поддержать панисламское сотрудничество в борьбе с терроризмом в данном регионе, а также рассмотрит ряд вопросов, находящиеся на двусторонней повестке дня.

Для продвижения экономического сотрудничества, в соответствии с целями плана НТП, Король Салман и его узкий круг советников также будут искать пути более плотного сотрудничества с региональными экономическими тяжеловесами, такими, как Малайзия и Индонезия. Джакарта, визит короля Саудовской Аравии в которую станет первым за последние 47 лет, ожидает получить входящие инвестиции в размере до $ 25 млрд.

Визит короля Саудовской Аравии совпадает с опасениями, что индонезийский ислам начинает приобретать репутацию исторической толерантности и умеренности на фоне месяцев протестов в Джакарте против китайско-христианского правителя Басуки Чахая Пурнама, также известного как «Ахок». Саудовская Аравия также заявила, что она будет способствовать распространению именно умеренного Ислама.

Радикализация в Индонезии остается ограниченной, но власти страны выражают беспокойство набегами ИГИЛ на данный регион после январского нападения в Джакарте в 2016-го года. За несколько дней до прибытия в страну короля Салмана, боевик — игиловец, связанный с местной террористической группировкой «Jamaah Ansharut Daulah»,привел в действие небольшую бомбу в Бандунге.

В этом контексте, антиваххабитские умеренные суннитские индонезийские исламские группы уже давно жаловались на то, что усилия, финансируемые Саудовской Аравией, направлены на распространение салафистско-ваххабитского течения, как источника жесткой линии ислама.

В Куала-Лумпуре, на первом этапе своей поездки, малазийские государственные нефтяные компании Petronas и Saudi Aramco подписали инвестиционное соглашение на сумму $ 7 млрд., согласно которому саудовские инвестиции будут направлены в нефтеперерабатывающий завод и нефтехимический проект.

Но бытует мнение, что якобы обеспечивая столь необходимую помощь в виде инвестиций Petronas, саудовские инвестиции в Малайзии привлекают внимание общественности. Это обуславливается откровениями о том, что королевство, возможно, было вовлечено в большой скандал «1Malaysia Development Berhad», в результате чего премьер-министр Малайзии Наджиб Разак был обвинен в присвоении почти $ 1 млрд. от государственной компании развития, утверждая, что эти деньги были, своего рода, подарком от Саудовской Аравии.

Глядя на Восток

В то время, как Салман направляется в Азию, взгляд королевства на Восток не является чем-то странным или удивительным, а является частью стратегического плана Эр-Рияда, включающего приоритетные направления плана НТП и широкой глобальной повестки дня в Саудовской Аравии.

Саудовская Аравия, как и многие другие государства региона, находится в центре тяжести глобальной букмекерской политики, что в ближайшие годы будет подталкивать ее смещаться от Запада в сторону Востока.

Кардинальные изменения в драматических планах экономической модели Эр-Рияда в паре с его исторической ставкой, направлены на сохранение позиции королевства в качестве лидера суннитского исламского мира, без дополнительных преследующих связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1083