«Это пространство политически сшили татары и тюрки во времена Золотой Орды. По лекалам и границам Золотой Орды расползлась Россия. Наследники Чингисхана подготовили почву для нынешней России. И вот теперь Москва как бы мстит тюркам. Такая вот черная неблагодарность»
Ажиотаж вокруг закона о «татарском языке» на территории Республики Татарстан продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых тем в общественно-политических кругах России, которую держат в центре внимания ведущие СМИ страны. Со всех сторон известные и неизвестные аналитики, эксперты, общественные деятели, политики, просто блогеры обрушились с критикой на главу Татарстана Минниханова, который инициировал принятие закона об обязательном преподавании татарского языка в средних школах.
Грязную пропаганду против Татарстана, татарского народа, татарского языка и главы Республики прокомментировал в своем интервью «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» татарский эксперт, руководитель проекта Концептуальная площадка «ТатПолит» Руслан Айсин.
— Из-за полезных гуманитарных реформ, проведенных в Татарстане, глава республики Минниханов превратился в потенциальную мишень фашистской пропаганды Кремля. Устами наемных авторов и пропагандистов на страницах российских СМИ и в соцсети рьяно критикуется глава Республики, которого чуть не объявили «предателем» из-за закона «о татарском языке» на территории республики. По-вашему, с каких пор изучение родного языка является предательством?
— Вопрос с изъятием из школьной программы обязательного изучения родных языков, поднятый Путиным год назад, на мой взгляд, имеет сугубо политический подтекст. Кто-то в путинском окружении положил ему на стол справку о том, что якобы языки народов России каким-то нелогичным образом мешают изучению русского языка. Такая постановка не имеет ничего общего с реальностью, не основана на педагогической практике и научном исследовании. Напротив, любой лингвист вам подтвердит, что изучение дополнительного языка не только не мешает изучению родного, но и способствует его глубокому усвоению. Когнитивные способности растут по мере овладения языками и образовательными компетенциями. С одной стороны, это очень понятная тема, и в цивилизованном обществе она даже не всплывает как вопрос для обсуждения. Считается нормой, когда изучается язык местности, культура проживающего на территории народа. Для такой этнически и конфессионально многокомпонентной страны как Россия, пренебрегать этим фактом просто преступление. Стоит здесь напомнить, что всего лишь за один век в 1917 и 1991 годах большая страна крушилась, как бесцементная стена, не в малой степени по причине игнорирования национального вопроса. В итоге «единая и неделимая» в момент оказывалась разобщенной и враждебной самой себе. Очевидно, что национальный вопрос в России воспринимается отдельными горячими головами как то, что надо немедленно и безотлагательно решить ударом топора. Еще Победоносцев, идеолог самодержца Николая Второго, ярый реакционер, чья упёртость и нежелание преобразований в задыхающейся от мракобесия стране привела к революционным событиям 1905 года, в разговоре с философом и писателем Мережковским сказал, что Россия — это ледяная пустыня, по которой ходит мужик с топором. «А не вы ли превратили ее в эту ледяную пустыню?» — ответил ему небезразличный судьбе страны философ. Мережковский был прав. Такие вот реакционеры, ненавистники всего того, что не вписывается в их узкие рамки мировосприятия и есть те самые мужики с топором, которые, не желая понимать и вникать, размахивают топором и крушат все вокруг. Это внутренняя пятая колонна. Они изнутри подрывают единство страны и доверие народов друг к другу. Россия наш общий дом. Здесь нет и не может быть первосортных, второсортных народов или языков. По Конституции все равны и главный документ страны также устанавливает право на получение образования на родном языке и изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации. Теперь представьте, что какие-то силы фактически ведут антиконституционную подрывную работу. И это не громкие слова.
— Особенно примечателен тот факт, что основные «критики» Минниханова в России сами вовсе этнически не принадлежат к русским и не являются рожденными носителями русского языка. Со стороны нападки этих типов, которые считают себя общественными деятелями, независимыми блогерами и журналистами, на главу Татарстана и татарского народа, выглядят более, чем смешными. Господа, тормозите! Вы же сами являетесь НЕ русскими! Вам не кажется, что власть в России специально ведет компанию против Минниханова руками таких наемников?
— Татарстан является одним из самых успешных регионов страны. Республика по всем показателям входит в лидирующую тройку. По своему потенциалу Казань даст фору любому региону и даже целым государствам. Это отмечают все: и Путин, и эксперты, и зарубежные инвесторы. Мне довелось в дни проведения Чемпионата мира по футболу в Казани пообщаться с многочисленными зарубежными болельщиками, которые в один голос говорили, что Казань их приятно удивила, это город европейского уровня, и по сравнению с другими городами России, который они посетили, столица Татарстана возвышается на две головы.
Тут надо иметь ввиду, что Татарстан — это единственный субъект, который еще продолжает отстаивать принципы федерализма, справедливого распределения доходов и налогообложения. Одной из таких серьезных проблем в России является то, что центр забирает себе все, оставляя регионам крохи на существование. «Жирная Москва» — так называют Москву в регионах. Она, к слову сказать, аккумулирует до 85 % всех финансовых ресурсов страны. При этом, Москва ничего не производит, кроме как право ставить печать, издавать указ и командовать. Более года назад президент Татарстана Рустам Минниханов справедливо возмутился тому, что Москва не дает дышать, душит налогами, в таком разрезе, по его словам, регионам нет стимула для развития, так как в этом случае Москва будет забирать ещё больше. Это крайне нездоровая ситуация, которая загоняет экономику в тупик и лишает регионы оптимизма для работы. Россия-это не Москва. Если регионы будут загибаться, то Россия будет иссыхать, как Азовское море и покрывать пространство вокруг себя ледяной пустыней. Эти слова Минниханова определенные круги правящей верхушки восприняли, как вызов. Татарстан всегда был костью в горле у унитаристов и радикальных шовинистов, которые преследуют свои узкокорпоративные цели. Татарстан выступал и выступает за федеративное и конституционное развитие страны. Такая строптивость им не по нраву. Поэтому в конце 2016-го года сначала обвалили крупнейший татарстанский финансовый институт «Татфондбанк», причем Центробанк отказался его санировать, хотя правительство республики выступало гарантом. Но другие федеральные банки, с еще более проблемной долговой историей, ЦБ накачал деньгами и не дал им упасть.
Вторым этапом по ослаблению Татарстана стало не продление летом прошлого года федеративного договора между Москвой и Казанью. Впервые этот основополагающий политический госудаствоскрепляющий документ был подписан в 1994 году между Ельциным и Шаймиевым. Именно этот факт спас страну от расползания по швам. Татарстанская элита тогда предложила Москве оптимальный механизм политического сожительства и динамичного и поступательного развития молодой Федерации. Самая большая страна в мире, которая разнится по климатическим зонам, административно-территориальным единицам, экономическому потенциалу регионов, этническому, религиозному, культурно-ментальному принципу, не может политически пребывать в состоянии унитарной заморозки. Она может быть только федерацией: гибкой, эластичной и подвижной, отвечающей вызовам времени. Это можно сравнить с фюзеляжем самолета, который при полете тоже становится эластично-подвижным, а не зафиксированным конструктом, иначе есть опасность, что он развалится в воздухе. В 2007 году федеративный договор, имеющий статус закона, продлили на 10 лет. Подпись поставил нынешний президент Путин и Минтимер Шаймиев. Однако, спустя 10 лет Москва сказала, что надобности в документе нет.
И третьим этапом по политическому демонтажу татарстанского проекта стало решение Москвы лишить татарский язык статуса полноценного в системе образования. Конечно, этот закон, который Госдума намерена принять этим летом, направлен прежде всего против Татарстана. Москва знала, что это болезненный вопрос для Казани и для татарского мира, для татар России, которые составляют второй по численности этнос в стране. Это пространство политически сшили татары и тюрки во времена Золотой Орды. По лекалам и границам Золотой Орды расползлась Россия. Наследники Чингисхана подготовили почву для нынешней России. И вот теперь Москва как бы мстит тюркам. Такая вот черная неблагодарность. Как мы видим, Москва выстроила целую стратегию. Три точечных удара по экономике, политической субъектности и идеологическому полю были нанесены за эти полтора года. И это не случайность, это целенаправленная работа. Ослабленный Татарстан, по их мнению, не сможет долго сопротивляться и в итоге сдаст свой главный экономический бастион — «Татнефть». «Татнефть» единственная нефтяная региональная компания, не съеденная еще федеральными олигархическо-бюрократическими гигантами. По сути дела, «Газпром» и «Роснефть» поглотили все в округе. Но «Татнефть» и Татарстан пока еще сохраняют самостоятельность. Татарстан — самый лакомый кусок, который еще обезумевшие окологосударственные олигархи не раздербанили в клочья. Санкции и аресты их активов за рубежом возбудили их аппетиты. Вот в этом кроется главная причина наезда на строптивый Татарстан.
— Особенно выделяется из толпы НЕ русских «критиков» Минниханова Арам Габрельянов, главный редактор «Лайфа». Он написал гнусный пост о главе Татарстана, текст который напоминает анонимное письмо доносчика КГБ. По-вашему, что так сильно беспокоит, или у нас есть такая поговорка: «чья собака укусила» армянина Габрельянова, который вдруг решил стать «более русским, чем Кирилл Гундяев», например?
— Последнее время Татарстан привык к информационным наездам, но на днях даже видавшие виды старожилы информационного фронта поразились гнусным постом хозяина фейкометного агентства «Лайфньюс» Арама Габрелянова, в которой он поучает президента Минниханова, как надо учить татарский язык. Опытные люди все сразу поняли. Продажный Габрелянов даже рта не раскрывает без денежной подпитки. В бытность нынешнего спикера Госдумы Володина заместителя руководителя Администрации Путина гражданин Габрелянов числился у него в качестве информационного гвардейца, получал солидные гранты на свой, лопнувший сегодня, медиа холдинг. Лучше бы у себя на кухне разбирался да выплатил долги своим журналистам, а не лез бы татар учить, как им на их исторической родине свой родной язык изучать. Кстати, о детях, сын Арама Ашотовича — его правая рука в медиа холдинге отбыл в ненавистные Габрелянову-старшему Штаты. Молва гласит, что уехал золотой мальчик в страну греха и порока, как всегда подчёркивает Арам Ашотович, не просто так, а после гомосексуального скандала. Комментировать дальше смысла нет. Когда у самого пятая точка горит, не надо забегать на чужой огород и учить порядочных людей уму-разуму. Испортили деньги Арама Ашотовича, также как и его политического кумира, выгнанного с президентского кресла Сержа Саргсяна. Мы, татары, как-нибудь разберемся. Недаром Ленин говорил, что татары в России — самый образованный народ. Зря он не знал Арама Ашотовича, а то бы точно определил самого необразованного человека.
— На фоне этой омерзительной истерии, начавшейся после закона «о татарском языке», как поступит руководство республики? Ведь этим решением не нарушается Федеральное законодательство, которое дает право каждому гражданину РФ изучать свой родной язык.
— Национальные республики выступили против этого антиконституционного закона. Национальная общественность даже объединилась в Демократический конгресс народов РФ, куда вошли представители Северного Кавказа, Поволжья, Якутии, Бурятии, Алтая, народов Крайнего Севера и т.д. Государственный совет Татарстана — единственный из всех региональных парламентов дал негативный отзыв этому законопроекту. Тут еще вот, что важно сказать: говорят, что якобы изучение татарского или башкирского или какого-то другого языка ущемляет русский язык. Бред в геометрической прогрессии. Единственным критерием оценки правильности и качества образования у нас служит итоговая аттестация, проще говоря, ЕГЭ. Так вот, согласно показателям ЕГЭ за 2016 год татарстанские выпускники по баллам заняли второе место, уступив лишь Москве. О чем это говорит? Да о том, что в Татарстане лучшее в России школьное образование. Но этого поборники законопроекта в упор не видят, что еще раз доказывает то, что проблема носит исключительно политический характер и никакие разумные доводы их обух не перешибет. Но Казань считает, что правда, закон и Конституция на её стороне.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com