Всегда, среди мелких и средних бизнесменов независимого Азербайджана самой обсуждаемой темой была таможенная политика и коррупция в этом институте власти.
Таможня в постсоветском Азербайджане было самым престижным, самым доходным, самым коррумпированным и популярным местом. С распадом СССР Азербайджан из-за своего удобного и стратегического географического месторасположения стала страной транзита по перевозке различных товаров из Ближнего Востока на север, из Азии на Запад, и естественно с севера на юг. Товары были самыми различными, различного рода и назначения. Но среди них одна позицию всегда оставался в руках торговцев среднего звена, и благодаря этой позиции средний класс бизнесменов выживал и не был поглощен крупными монополистами.
Эта позиция обыкновенное челночество, как любили в постсоветских СМИ назвать торговцев текстильными изделиями. Первый период в тренде были Турция, Иран, Сирия. Потом накопившие неплохой долларовый, уже богатые челноки начали освоить страны Азии, где производство шмотки только начало процветать на фоне дешевой рабочей силы в отличие от вышеперечисленных стран Ближнего Востока.
После 90-х рынки и ярмарки по всему бывшему СССР в основном были завалены турецким текстилем. Была и немаленькая доля у сирийских и иранских текстильщиков, но вместе с запуском гигантской китайской легкой промышленности, товары, более низкокачественные и намного дешевые, начали с легкостью вытеснить предыдущих из рынка. Спад местной промышленности в странах бывшего СССР пропорционально привел к сокращению рабочих мест и ухудшению благосостояния народа. Все хаотично торговали. Работоспособная часть населения начала покинуть провинцию и города стали расти с высокими темпами, что привело к краткосрочному строительному буму. Один за другим в крупных городах возникали вещевые рынки, ярмарки, которые занимали площадь чуть ли не среднего города. Все покупали и перепродавали, все торговали. Баку в те годы превратился в самый ходовой рынок всего Кавказа. Разбогатевшие раньше своих постсоветских «коллег» азербайджанские челноки оккупировали все фабрики Поднебесного и все карго-кампании поставляли товары в Баку. Из Бакинских рынков и базаров товары переправлялись на Северный Кавказ, и часть этих товаров поступала даже на московские вещевые рынки.
Так продолжилось до 2005-2006-го года, пока страны между собой не пересмотрели торговые соглашения и стимулировали транспортные маршруты, выбирая для себя самые выгодные варианты. Азербайджан, транскавказская магистраль постепенно стал актуален для транспортировки энергоресурсов, крупных партий сырья из Центральной Азии в Европу. Почти все постсоветские республики наладили прямые поставки продукции легкой промышленности, особенно текстиля и хозяйственных товаров, из крупных стран-производителей, преимущественно из Китая. Барахолки начали терять свою актуальность и оставили свое место крупным застройщикам в различных странах СНГ. но несмотря на это, имеющие тесные контакты с производителями в Турции, Китае, Индии или Пакистане, откуда в основном поступают текстильные изделия в страны бывшего СССР, продолжили работать на уцелевших ярмарках и универсальных рынках, снабжая узкий круг своих постоянных клиентов шмотками. Позже, вместе с развитием городской инфраструктуры во всех крупных мегаполисах начали один за другим возникать крупные торговые центры, так называемые «моллы», мини-города развлечений, где от кинотеатра, филиалов различных ресторанных сетей и текстильных фирм, было все. Детские аттракционы, распродажа электронной техники, кафетерии, парфюмерные магазины, салоны красоты, даже супермаркеты, заставили потребителей провести значительную часть своего досуга именно в «моллах». Теперь большинство населения предпочитает делать покупки, развлечь детей, провести свой досуг именно в «моллах».
«Моллы» разумеется крупные объекты, которых не каждому под силу построить, ещё в центральных районах города, где земля — золото, соток земли стоит несколько десятков миллионов манатов. Теперь какая-то невидимая рука очистит дорогу перед торговцами этих «моллов», арендаторами торговой площадки именно в этих Торгово-развлекательных центрах (ТРЦ). Не буду долго мучить читателя длинным повествованием о «красоте» нашего города и нашей небогатой жизни, познакомлю с проблемой обыкновенного челнока, который больше 20 лет кормит свою семью продавая шмотки в одной из ярмарок нашего города.
Я часто сезонные вещи покупаю у него. Как постоянному клиенту он всегда делает мне скидку. Товары привозит из Турции, качественные и недорогие в сравнении с ценами в «моллах».
— Приветствую, что нового у вас на летний сезон?, — спрашиваю я заходя в его магазин.
— Здравствуйте муаллим! Давно вас не видно. Все хорошо? Читаем ваши статьи, — с улыбкой отвечает мне челнок. — Муаллим пишите и о наших проблемах, может услышат вас…, — добавил он, наливая чай в стаканы.
— А какие у вас проблемы? Разве в стране есть проблемы?, — отвечаю я подшучивая.
— Да нет муаллим, грех жаловаться, все идеально!, — ехидно улыбается мой собеседник.
— Эти летние джинсы сколько стоят у вас? Да практически ничего нового нету. Не привозите товар что ли?, — интересуюсь я увидев одни и те же виды брюк, летних кофточек, маек и футболок на полках и вешалках.
— Ну вот об этой проблеме и говорю муаллим…. Не можем получить новые партии товаров из таможни. Затягивают процесс, хотя заплатили за поступивший товар месяц назад. Искусственно затягивают, а сезон-то, как сами знаете, идет. И ничего не говорят на таможне.
— Как это не дают?! — спрашиваю я с удивлением. — ведь заплатили таможенную пошлину и за транспортировку?, — переспрашиваю я.
— Ну да разумеется, все ребята, работающие на ярмарках, с самого начала сезона заказали товары. Товар поступил в Баку и ждет в таможенном терминале. В кассу занесли оплату, чек тоже есть, но говорят там очередь. А какая очередь, вроде всегда успевали выдать нам товар, теперь не успевают что ли?, — говорит в недоумении торговец.
— А по какой причине затягивают, что говорят?, — спрашиваю я.
— Ничего не говорят, говорят ждите. А мы все знаем, что первыми выдают товары тем людям, которые работают в «моллах». Это сами понимаете, что за политика. Нас всех хотят заставить искать арендные площадки в этих центрах. Этим нас пытаются разорить. Ведь сезонов у нас в Баку всего два. В России и других странах торговцы зарабатывают больше потому, что там 4 сезона и круглый год торговля идет. А у нас, лето и зима. Расходы покрываем в начале лета и зимы. Теперь считайте, этот сезон из-за беспредела в таможне для меня потерян и упущен. Товар получу, а некому будет его продать, а через полтора месяца сезон уходит. Остаток этого товара придется распродать за полцены или найти место куда поставить зимовать, чтобы продать их уже в следующем году…
Смотрю на грустное лицо этого беспомощного гражданина и не знаю, что ответить ему. Короче, взял летние джинсы, остаток с прошлого года и спросил у него:
— Сколько эти стоят?
— 45 манатов, для вас 40.
— Спасибо большое!
Сделал примерку. Расплатился и направился к выходу магазина. На пороге резко повернулся к нему:
— Обещаю, завтра напишу об этом! Но не знаю, поможет ли эта статья решить вашу проблему…
Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com