Сирийский кризис: испытание для турецко-российских отношений

После турбулентности в турецко-российских отношениях из-за того, что в ноябре 2015 года Турция сбила российский реактивный истребитель, в настоящее время страны могут вновь столкнуться с новой проблемой, опять же из-за Сирии.

У Турции имеются небезосновательные опасения по поводу растущего веса в политическом и военном отношении сирийских курдов, их самой сильной политической партии — Партии демократического союза (PYD) и ее военной ветви – так называемых Народных оборонных подразделений (YPG), — пишет в своей аналитической статье специально для «Arabnews.com» Яшар Якис, бывший министр иностранных дел Турции и член-учредитель правящей партии АК.

Когда бойцы Свободной сирийской армии (FSA), поддержанные Турцией, освободили сирийский город Аль-Баб от ДАЕШ, расположенный на севере страны, официальная Анкара заявила, что после этого она повернется в сторону Ракки и города Манбиж. Это не произошло потому, что США по-прежнему предпочитают проводить операцию в Ракка без Турции. Российские войска захватили несколько сел к западу от Манбиж и передали их сирийской армии, поэтому продвижение Турции в направлении Манбижа было остановлено.

Затем последовало создание нового военного российского штаба в Манбиж. Анкара не могла сделать ничего, кроме как выразить словесный протест, принимая во внимание значение, которое она придает поддержанию прочных отношений с Москвой.

Российская армия предприняла еще одну инициативу в северо-западной провинции Африн, где курды объявили о создании еще одного кантона. Турция настолько чувствительна к этому вопросу, что основной целью запуска операции «Щит Евфрата» было отделение курдских кантонов Джазира и Кобани от Африна.

20 марта русские войска основали военный штаб в деревне Кафр-Джина в Африне. Ранее эта деревня была «очищена» от ДАЕШ турецкими войсками. Настолько близкое присутствие России к турецкой границе значительно ограничит свободу передвижения Анкары в Сирии.

20 марта пресс-секретарь YPG Редур Халиль заявил, что русские будут обучать курдских боевиков современным приемам ведения войны. В Минобороны России заявили, что в Сирии не планируется создание дополнительных военных баз, но центр примирения, расположенный в провинции Алеппо недалеко от Африна, используется для предотвращения нарушений режима прекращения огня. Будь то штаб-квартира или центр примирения, российское заявление не успокоило беспокойство Турции.

Эта штаб-квартира, вероятно, будет использована для того, чтобы вытеснить поддерживаемую Турцией оппозицию из Идлиба, где они собираются. Тогда этим оппозиционным силам придется выбирать между поиском убежища в Турции или на сирийских территориях, контролируемых поддерживаемой Турцией отрядам Свободной сирийской армии. Как долго Свободная сирийская армия сохранит контроль над этим регионом, сегодня предсказать нельзя, поэтому оба варианта представляют потенциальную головную боль для Анкары.

У YPG есть огромное преимущество в поддержании прочных связей как с США, так и с Россией, в дополнение к ее рабочим отношениям с сирийским режимом. Она может укрепить свою автономию в Сирии, если будет держать под контролем свое сильное желание и устремление.

Будет ли Анкара в состоянии найти баланс между своими связями с Россией и США – остается открытым вопросом, ведь обе сверхдержавы традиционно являются верными сторонниками курдов. И Вашингтон и Москва уверены, что курдский фактор, вероятно, будет процветать в регионе. Поэтому они не хотят упускать из виду преимущества поддержания хороших отношений с курдской организацией независимо от того, какую форму она может принять.

28 марта турецкая делегация во главе с заместителем заместителя министра иностранных дел Каном Эсенером отправилась в Москву для обсуждения этих вопросов. Ни одна из сторон не ожидала существенного прогресса. Данный вопрос будет иметь успех, если стороны смогут сохранить разделенный характер своих отношений и не позволить ухудшению отношений в одной области негативно влиять на улучшение отношений в других областях.

Турция должна будет сбалансировать свои небезосновательные опасения в отношении безопасности касательно присутствия в Сирии курдов и настаивать на том, чтобы рассматривать YPG как террористическую организацию. Интерес Турции заключается в обсуждении сбалансированной сделки с сирийскими курдами, по возможности путем вовлечения сирийского режима в данные переговоры. Если сделка будет заключена без участия режима, он может оспорить ее на любом этапе.

Такая сделка может способствовать решению проблемы Турции с ее собственными курдами. Это также освободит турецко-российские отношения от тяжелого груза, который мешают более тесному сотрудничеству между странами. Чем раньше наступит пробуждение Анкары по отношению к курдской реальности в Сирии, тем лучше.

Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

945