Сделка по S-400: возражения НАТО и корни геополитического соперничества

«Возможное оборонное соглашение между Турцией и Россией могло бы усилить их военное сотрудничество, но не сможет помочь наладить отношения между странами»

Джан Касапоглу

Недавно турецкие власти выразили заинтересованность в покупке у Российской Федерации передовых систем противовоздушной обороны и комплексы ЗРК С-400. Усилия Турции по укреплению своих обороноспособных стратегических военных возможностей не являются чем-то новым. В течение нескольких лет Турецкая Республика стремился создать свою систему противоракетной обороны большой дальности, поскольку в настоящее время она полагается лишь на баллистические ракеты, развернутые НАТО, — пишет в своей аналитической статье специально для Аль-Джазира турецкий военный эксперт Джан Касапоглу, эксперт Центра исследований экономики и международной политики EDAM в Стамбуле. Он также является внештатным сотрудником Оборонного колледжа НАТО в Риме.

В 2013 году Анкара подала заявку китайской компании на закупку систем противоракетной обороны, что вызвало резкую реакцию со стороны своих союзников по НАТО, и от сделки на сумму 3,4 млрд. долларов пришлось отказаться. На то время другими претендентами на контракт были Соединенные Штаты с системами «Patriot» и французско-итальянский консорциум с SAMP / T Aster-30 Block-1. Было известно, что Россия проявила интерес к тендеру, но она не была включена в окончательный список.

На этот раз, несмотря на напряженные турецко-европейские отношения и еще неясный план США в отношении Сирии, более вероятно, что Анкара пойдет на эту крупную военную сделку не с НАТО, а с Москвой.

Какие преимущества получит Турция от этого соглашения?

Сделка по S-400 по своей природе означала бы гораздо больше, чем покупка боевого танка или полезного вертолета. Прежде всего, С-400 — это оборонительная система стратегического оружия. Другими словами, главной целью таких закупок будет контроль над воздушным пространством Турции и даже прогнозирование некоторых средств противовоздушной обороны за пределами турецких границ, а также защита важнейшей национальной инфраструктуры Турции и первоочередных экономических, военных и государственных объектов Турции от авиационных и ракетных угроз.

Кроме того, в случае получения большего количества новейших технологий, Анкара получит важные ноу-хау в области распространения ракетных технологий, которые она добивалась и в тендере 2013 года. Кроме того, это могло бы еще больше усилить сотрудничество между Турцией и Россией в области обороны.

В отличие от неудавшейся сделки HQ-9 с Китаем, на этот раз турецкие официальные лица гораздо более реалистичны, зная, что если сделка с Россией будет идти по плану, система S-400 не будет интегрирована с архитектурой противоракетной обороны НАТО. Эта перспектива реалистична, потому что такая интеграция была бы не просто военно-техническим вопросом, а скорее политическим решением и решением в сфере безопасности. В настоящее время турецкие руководители знают, что это может позволить Москве получить доступ к бесценной информации о предельных (критических) возможностях НАТО.

С военной точки зрения отсутствие интеграции в архитектуру НАТО означало бы некоторые проблемы. Противоракетная оборона — это сложная миссия, которая требует развитой сети управления, датчиков, разведки, систем обнаружения целей и наблюдения.

Похоже, что Анкара проводит стратегию двойного оборонного планирования, сохраняя свою ключевую роль в усилиях НАТО по противоракетной обороне посредством радара X-диапазона в Куречике, одновременно реализовывая свою национальную программу с более гибкими вариантами передачи технологий. Несмотря на то, что подобная перспектива может быть достигнута, она станет значительным бременем для турецкой дипломатии и военной экономики.

С технической точки зрения, в договоре с НАТО нет правила, которое бы запрещало государствам-членам закупать российское оружие, и есть союзные страны, которые в настоящее время обладают этим вооружением. Хотя нахождение российского стратегического оружия в арсеналах стран-членов НАТО представляется проблематичным для союзнической согласованности, что может быть невыгодным для России.

Известно, что в ходе совместных учений прошлого года НАТО использовало S-300 из Словакии, произведенные Россией, а Греция несколько лет назад на острове Крит провела испытания S-300 с НАТО-вской установки ракетного обстрела. Таким образом, если Турция решит в будущем предоставить свои будущие S-400 и связанные с ними радары для учений НАТО, это поставит Москву в невыгодное положение, поскольку это предоставит НАТО доступ к российским технологиям, их изучению, благодаря чему, военные инженеры полностью поймут схему, как сконструированы, устроены и работают данные ракетные системы России и смогут использовать полученную информацию для пользы НАТО.

Проблема для НАТО

Однако, некоторые соглашения о сотрудничестве в сфере обороны между странами НАТО и Москвой были отменены после украинского кризиса, и в особенности аннексии Крыма. Самым значимым событием стало аннулирование соглашения о морском десанте между Францией и Россией. Сделка о продаже двух французских авианосцев класса «Мистраль» стоимостью более 1 млрд. долларов была достаточно прибыльная.

Если бы продажа «Мистраля» была реализована, Москва получила бы значительную способность для проектирования амфибий. Если бы данная сделка осуществилась, возможно, сегодня мы бы говорили о «российских мистралях», размещенных у берегов Латакии в Сирии. Однако, признав реакцию своих союзников по НАТО, Париж в 2015 году отменил сделку, и тогда именно Египет купил эти суда.

В геополитическом плане любая натовская страна, покупающая стратегическую мощную российскую систему вооружений, будет восприниматься как проблематичная. Если речь идет стране-члене НАТО — Турции, которая граничит с Ближним Востоком, Кавказом, Черным и Средиземным морями и проводит трансграничную антитеррористическую кампанию в Сирии, вопрос набирает еще большую важность из-за особой фланговой роли Анкары в устранении многих современных угроз безопасности и борьбы с терроризмом.

Примечательно, что Турция может стать одним из немногих стран, владеющих системами S-400, что также будет иметь большое значение для Анкары. Кроме того, завершение такой сделки со страной-членом НАТО ознаменует одно из самых серьезных достижений для оборонной промышленности России.

В политическом плане эта сделка — неприятная новость для Альянса, но президент США Дональд Трамп называет НАТО «устаревшим». Более того, варианты дружественных отношений Турции с НАТО, на самом деле не отвечали требованиям Анкары. Сделка с США по поводу «Патриот» не включала передачу технологий, а европейская линия «Астер-30» не соответствовала ожиданиям Турции по передаче технологий и совместному производству.

Будущее турецко-российских отношений

На данный момент самым важным сдерживающим фактором для укрепления турецко-российского сотрудничества в области обороны будет не возражения НАТО, а естественные геополитические расхождения между Анкарой и Москвой.

Ясно, что Турция и Россия связаны своими геополитическими императивами, которые не были совместимы на протяжении всей истории. Эта горькая правда недавно дала о себе знать в вопросе тесного сотрудничества Москвы с группами PYD / YPG в Сирии, которые представляют серьезную угрозу национальной безопасности Турции из-за их принадлежности к террористической организации РПК.

Аналогичным образом новая волна военной эскалации между Азербайджаном и Арменией может легко втянуть Анкару и Москву в нагорно-карабахский конфликт. Или, в случае, если сирийский режим баасистов попытается продвинуться в Ракку с элементами YPG при поддержке России, такой шаг может вызвать новую напряженность в отношениях двух стран.

В целом, турецко-российское сближение прагматично исходит из напряженных отношений Анкары с Западом. Даже если будет заключена сделка на S-400, турецко-российские связи не будут значительно улучшены. Корни геополитического соперничества двух стран достаточно глубоки, чтобы военная сделка в значительной степени смогла изменить нынешние шаткие отношения между Анкарой и Москвой.

Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

888