«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — фраза знакомая каждому.
Произнес ее вождь мировой революции Владимир Ленин в 1922 году. А за три года до этого он подписал декрет о национализации кинодела. Важнейшее из искусств стало контролировать государство. Именно с 1919 года принято отсчитывать историю российского кинематографа. И в этом году нашему кино – сто лет! За этот небольшой срок менялись сюжеты, актеры, режиссеры, но одно оставалось прежним – сила кино. Оно влияет на общество, диктует моду, учит правильно жить. Корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева проследила путь развития искусства от немого «Броненосца Потемкина» до наших дней.
Со «Стеньки Разина» в 1908 году началась эпоха российского кино. Первым шестиминутным игровым фильмом стала «Понизовая вольница».150 человек массовки и 224 метра кинопленки: по сути, это – экранизация знаменитой народной песни «Из-за острова на стрежень».
Раскрашенный вручную «Броненосец Потемкин» открывает эру цветного кино. За Сергеем Эйзенштейном следует Николай Экка и создает цветной «Праздник труда», следом – «Путевку в жизнь». В этом фильме 1931 года герои впервые заговорили. Заканчивается эпоха немого кино.
«Камера! Мотор!» и зритель навсегда влюбляется в Любовь Орлову. Девушки хотят быть похожими на нее, а мужчины восхищаются ее красотой. Творческий, а затем любовный дуэт актрисы с режиссером Григорием Александровым дарит стране музыкальную комедию «Веселые ребята». Ее показывают на Венецианском кинофестивале, Александрову вручают приз за режиссуру, а сам фильм кинокритики того времени включают в шестерку лучших фильмов мира.
«Кино, как одно из важнейших в стране, где 70-80 процентов население было неграмотным, стало средством пропаганды. Куда больше важных, чем газета или книга, было. И действительно очень успешно, потому что кино не просто пропагандирует, люди его творившие создавали идеальный образ», – рассказал главный искусствовед Госфильмфонда РФ Евгений Марголин.
Кинематограф навсегда стал слепком окружающего мира. Темы и герои на экранах менялись с той же скоростью, что история страны. В конце 30-х «Трактористы» Ивана Пырьева рассказывали о коллективном труде, потом в войну все смотрели документальные ленты фронтовых операторов. 40-е еще и золотое время сказок – «Кащей Бессмертный» и «Золушка» моментально разлетелись на цитаты.
В 50-е советское кино впервые завоевало «Золотую пальмовую ветвь» – ее вручили фильму Михаила Калатозова «Летят журавли». В это время снимают лучшие фильмы о Москве, а зрители начинают копировать моду с экранов: платье Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи» становится мечтой каждой советской модницы.
«Это была вершина советского, можно сказать, русского кино на «Мосфильме». Я пришел – тут работали Тарковский, Климов, Гайдай, Рязанов, Бондарчук, Данелия. С точки зрения творчества это был лучший период на Мосфильме», – говорит генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Советские фильмы смотрели и любили не только на родине. Музыкальная сказка Александра Роу собрала множество наград за рубежом, а Стивен Спилберг уверял, что «Морозко» напрямую повлиял на голливудские киношедевры.
«Морозко», как говорят в Чехословакии, теперь Чехии, показывали на Новый год. И однажды, когда чешское телевидение нарушило это правило, и не показало Морозко, чехи вышли на демонстрацию. А когда фильм Рогожкина «Особенности национальной охоты» в той же Чехии вышел в кинотеатры, то он вытеснил оттуда все американские блокбастеры», – отметил историк кино Николай Изволов.
В 1962 году мировая известность приходит к Тарковскому после ленты «Иваново детство». «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова получают премию «Оскар». Героини Алентовой и Муравьевой становятся законодательницами моды. Костюмеры одели на девушек белые носки под босоножки. Мера вынужденная – в дубовой обуви на голую ногу сниматься было невозможно. После выхода фильма зарубежом, американские модницы буквально потеряли голову и тут же побежали в магазины за белыми носками.
В 70-е создается золотой фонд советского кинематографа. То, что и сейчас любят и смотрят. Комедии Гайдая и Рязанова навсегда стали народными. Все потому, что внутри «легкого» сюжета прятался принцип гуманизма. Человек для режиссера всегда был ценен.
Чем ближе конец 20 века, тем настойчивее режиссеры начинают говорить на ранее запрещенные темы – наркомания, коррупция, секс. Тот же «Брат» Алексея Балабанова, отражал мир 90-х. Сегодня же кино может отправлять зрителя в параллельные миры, во многом из-за развития компьютерных технологий. Изменилось само пространство кино, отмечают эксперты. И уже неважно, что происходит на экране, главное – как.
Расцвет сериального производства и интернет-платформ сместил с пьедестала то самое «важнейшее из искусств». Эксперты уверены, время очередного подъема кино не за горами. Как известно, история развивается по спирали.
www.novayaepoxa.com