«Нам пришлось выбрать 20 конкурсных работ из более 500 заявок»
С 19 по 21 октября в Баку впервые пройдет Международный фестиваль анимационных фильмов ANİMAFİLM, для участия в котором подано более 495 заявок из 63 стран.
Накануне этого события Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com – Новая Эпоха удалось побеседовать с учредителем и директором данного проекта Рашидом Агамалиевым, который рассказал, как зародилась история ANİMAFİLM, какие мероприятия войдут в программу фестиваля, как шел отбор стран-участников и фильмов.
— Рашид, добрый день! В первую очередь мне бы хотелось познакомить наших читателей с Вами. Расскажите немного о себе и предысторию зарождения данного фестиваля…
— Я вырос в Баку и уже 8 лет живу в Чехии, где получил образование по трем специальностям:киновед, английский филолог и кинопродюсер. Всю свою взрослую жизнь я занимался игровым и документальным кино, как режиссер, ассистент режиссера, монтажер. Но последние два года я увлёкся анимационным кино, и в частности изучением истории азербайджанской анимации. Ввиду того, что я закончил киноведческий факультет, мне всегда хотелось написать что-то об азербайджанском кино. Помню, как в Чехии мы организовали совместную выставку азербайджанской и чешской анимации, где показывали мультфильмы обеих стран. В связи с этим было необходимо сформировать представление об азербайджанской анимации у чешского зрителя. Поэтому я решил написать статью, во время работы над которой понял, что собранного мною материала, интересных историй и исторических фактов настолько много, что можно написать об этом книгу.
Однако начав писать книгу, я понял, что в одиночку ее не осилю. Одному человеку было просто нереально справиться с таким количеством материала. Я обратился к другим киноведам, как к азербайджанским, так и своим друзьям из Чехии, Ирана, Турции и России. Таким образом, мы начали работать над книгой большой командой. В результате у нас получился сборник из 400 страниц, где рассказывается об истории азербайджанской мультипликации с 30-х годов прошлого столетия до сегодняшнего дня. Общее число авторов составило 13 человек. Среди них Заслуженный деятель искусств, президентский стипендиат, видный деятель азербайджанской кинематографии Айдын Казымзаде, известный киновед-писатель Севиндж Азимова, занимающаяся научным изучением истории азербайджанской мультипликации, затем Айгюн Асланова, Алия Дадашева, Кямаля Рзаева, Лейла Новрузи, Дадаш Мамедов, Андрей Хованец, Каролина Чижкова, Ольга Агамалиева, Эльчин Оруджев, Геннадий Тищенко и я.
Одним словом, данная книга стала международным проектом, над созданием которой трудились авторы из Азербайджана, Ирана, Турции, России и Чехии. Думаю, в этом есть свой плюс, один из них объективность и непредвзятость. Ведь каждый автор выражает свою точку зрения, в каком-то смысле мы друг друга дополняем. Наряду с этим, некоторые исторические факты в книге не сходятся. Я в этом вижу преимущество, нежели недостаток, так как в будущем наша книга может послужить отправной точкой для дальнейшегоразвития и изучения азербайджанской анимации. Несмотря на столь большой объем, она не составляет даже половины того, что можно было бы написать. Можно написать второй том, третий и т.д. История национальной анимации не может уместиться в одну книгу. Информации много, поэтому в этом направлении непахотное поле для последующих научных трудов. Книга «Азербайджанская анимация» — это не энциклопедия или каталог, а издание, написанное в научно-популярном стиле, которое будет интересно и профессионалам, и широкому кругу читателей, включая детей.Книга издана на азербайджанском и русском языках. Благодаря исследованиям азербайджанских и европейских киноведов, читатель узнает много нового о развитии этого вида искусства в Азербайджане. В книге впервые опубликованы уникальные материалы, предоставленные режиссёрами и художниками азербайджанского анимационного кино.
— Как зародилась идея провести в Баку ANİMAFİLM?
— Работая над книгой, я убедился в том, что сегодняшнее состояние азербайджанской анимации оставляет желать лучшего, причем она проигрывает даже в сравнении с соседними странами, где процесс идет гораздо лучше. Даже наши соседи сняли три полнометражных фильма, в то время как у нас ни одного, хотя для этого имеются все необходимые возможности: и потенциал, и кадры, и условия.На мой взгляд, анимации не уделяется достаточного внимания, а это ведь одно из составляющих развития нашего общества. Все начинается с детей, которые сегодня большее количество времени проводят в интернете и социальных сетях, либо за телевизором. У них есть потребность смотреть мультики, но ввиду отсутствия национального продукта им приходится смотреть мультфильмы иностранных производителей. Поэтому малыши смотрят российские, американские или турецкие анимационные фильмы, которые оказывают большое влияние на детей: идет формирование речи, мировоззрения, мышления. В связи с этим некоторые дети начинают говорить на других языках, в то время как родной язык страдает. Конечно, знать иностранные языки хорошо, но нужно начинать с родного, а уже потом переходить на иностранные. Принимая во внимание все перечисленные аспекты мы и решили провести Первый Международный фестиваль анимационных фильмов в Баку.
— Какова основная цель фестиваля?
— Главная цель – развитие творческой и производственной деятельности режиссеров, кино — и анимационных студий страны, смотр различных жанров профессиональной анимации зарубежных режиссеров, обмен международным опытом. Привлечь внимание к национальной анимации, чтобы впоследствии качественно поднять существующий уровень, так как два этих проекта, и книга и фестиваль, направлены на развитие нашей мультипликации. Мы уверены, что если в стране на регулярной основе будет такая международная платформа, то у местных кадров появится возможность общаться со своими зарубежными коллегами, делиться знаниями, что должно дать положительный результат и принести свои плоды. Одним словом, начать стимулировать местных специалистов снимать анимационные фильмы, чтобы впоследствии представить их на международных фестивалях.
К сожалению, у нас в стране нет учебных заведений, где будущие кадры могли бы получить специализированное образование по специальности мультипликатор. Например, в Чехии мультипликацию можно изучать в пяти разных институтах. Аналогичные институты имеются также в соседних странах, но у нас в стране их нет, что меня сильно удивляет, ведь имеются все необходимые условия. Этот пробел нужно восполнять, так как без специализированного образования нам не удастся получить квалифицированные кадры в данной сфере. Очень надеюсь, что наша книга и фестиваль окажут положительное воздействие на азербайджанскую анимацию, а сам фестиваль станет настоящим событием для профессионалов, а также праздником для детей. Анимация – это искусство, которое необходимо развивать.
— Как шел отбор стран-участников и фильмов? Назовите, пожалуйста, главные критерии отбора и кто им занимался? Каким фильмам отдавалось предпочтение?
— Для участия в Международном фестивале анимационных фильмов было подано более 495 заявок из 63 стран, среди которых Франция, США, Иран, Германия, Великобритания, Италия, Канада, Испания, Япония и т.д. Признаюсь, такое внимание мультипликаторов к фестивалю нас приятно удивило, ведь у нас не было большой пиар компании в виду отсутствия средств. Нам помогли социальные сети и английский сайт Animation Festivals www.animation-festivals.com. Это большая база всех анимационных фестивалей по всему миру, где можно совершенно бесплатно поместить объявление о фестивале, что мы и сделали. Думаю, именно поэтому к нам стали поступать заявки со всего мира. На самом деле, провести отбор было задачей не из легких, так как нам пришлось выбрать 20 конкурсных работ из более 500 заявок. Ввиду того, что фестиваль проводится впервые, одно из ограничений накладывалось на длительность фильма, которая не должна была превышать 20 минут. На данном этапе мы не замахиваемся на полнометражные картины. Второй критерий – обращение внимания на технику, которых в анимации достаточно много, поэтому в каждом отобранном фильме должно быть не менее 70% анимации, так как сегодня во всем мире очень модно совмещать игровое кино с анимацией, что, например, достаточно умело и гармонично делает наш турецкий конкурсант в своем фильме, что выливается в интересный синтез.
Если говорить о сценариях, то их было прислано гораздо меньше – 15. Были работы из Эстонии, Голливуда, которые не былиотобраны, так как больше подходили для художественного фильма, нежели для анимации. Однако львиная доля работ пришлась на Азербайджан и Иран, которые и вошли в шорт-лист. Меня приятно удивило, что сценарии, присланные из Ирана, были написаны на азербайджанском языке.
— А что касается конкурсной программы?
— У нас будет международное жюри, которое выберет победителей по трем основным номинациям: лучший короткометражный анимационный фильм (до 20 минут), лучший азербайджанский короткометражный анимационный фильм и лучший оригинальный сценарий для короткометражного анимационного фильма. По каждой из номинаций будут выявлены лучшие и отмечены сертификатами «Золотой кораблик», включая «Приз зрительских симпатий».
Отмечу, что на фестивале будет вручена награда за вклад в развитие азербайджанской мультипликации. Ее получит знаменитый режиссер, чьи мультфильмы мы любим и смотрим, но его имя пока останется в секрете.
В состав жюри входят: Эльчин Хами Ахундов (Азербайджан), Джахангир Сулейманов (Россия), Кетеван Джанелидзе (Грузия), Мухаммед Газала (Египет), Андрей Хованец (Словакия), сценарии – Ефим Абрамов (Израиль), Лейла Новрузи (Иран), Севиндж Азимова, Айгюн Асланова, Кямаля Ровшан (Азербайджан).
— Какие мероприятия войдут в программу фестиваля?
— Мы ожидаем почетных гостей (специалистов в области анимационных фильмов) из 20-ти стран. Один другого краше. Например, один из них – Джангир Сулейманов, который окончив в Баку курсы мультипликации, в 90-х годах прошлого столетия иммигрировал в Санкт-Петербург, где сделал очень серьезную карьеру режиссера-мультипликатора, автор самых лучших на сегодняшний день российских мультипликационных сериалов. Думаю, это самый опытный азербайджанский мультипликатор в мире, и для нас большая гордость принимать его на нашем фестивале. Ему будет посвящена отдельная ретроспектива, где он покажет свои лучшие фильмы.
У нас будет насыщенная программа, причем не только конкурсная, но и внеконкурсная. В связи с тем, что фестиваль посвящен азербайджанской анимации, то на всем протяжении фестиваля мы решили устроить ретроспективные показы лучших национальных анимационных фильмов, начиная с 50-60-х годов и заканчивая сегодняшним днем. Показы будут осуществляться с участием самих авторов в киноцентре «Низами», Центре современного искусства YARAT, «Музее живописи XX-XXIвеков» и Центре современного искусства в Ичери шехер. Помимо азербайджанской, зрители смогут также посмотреть ретроспективы российской, грузинской и иранской анимации.
В рамках фестиваля пройдут тематические вечера, семинары и мастер-классы, презентация книги «Азербайджанская анимация», которую можно будет приобрести в столичных книжных магазинах и на сайте «Anima.az», реализованы детские программы и другие мероприятия. В честь 120-летия Национального кино гостям будет представлена выставка «ReAnimasiya», экспозиция которой наглядно расскажет историю развития национальной анимации. Это оригинальные работы, относящиеся к производству анимационных фильмов у нас в стране: эскизы, раскадровки, декорации, целлулоид, используемый в рисованной анимации, фото со съемок, кадры самих фильмов и многое другое.
— Расскажите про тех, кто помог Вам реализовать данный проект в материальном плане…
— Организатор фестиваля ООО PERİ FİLM. Главные спонсоры: YARAT, BUTA FILM, Центр современного искусства, BRK — Клуб художников (BRK – Birləşmiş Rəssamlar Klubu), киноцентр «Низами». Однако, у нас есть определенные материальные проблемы. Мы неоднократно обращались в Министерство культуры, но не получили никакой финансовой поддержки. Надеюсь, что наш проект, который мы планируем проводить на ежегодной основе, в будущем привлечет внимание соответствующих структур и организаций, ведь это очень важно, если мы хотим развивать национальную анимацию. Такой фестиваль нужен стране, ведь это будущее наших детей. Я видел, как самый большой в мире фестиваль анимационных фильмов во Франции ежегодно посещают более 10 000 человек, и мне хочется, чтобы и у нас было нечто подобное. Ведь это большой праздник.
Если говорить про книгу «Азербайджанская анимация», то на ее издание мы собрали средства с помощью «Crowdfunding». Это достаточно популярный способ сбора средств для реализации важных проектов, одним словом народное финансирование. Книга – это не коммерческий проект, так как все вырученные за нее средства мы планируем пустить на производство анимационных фильмов. Она была напечатана на народные деньги, поэтому мы хотим, чтобы они продолжали жить и служить народу, но уже в форме мультипликации – ответить добром на добро.
Отдельная благодарность заслуженному художнику Азербайджана Вугару Мурадову, который также поддержал нас в этом проекте и с удовольствием согласился на использование его работы для постера фестиваля.
— Рашид, большое Вам спасибо за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи в реализации своих проектов.
— Спасибо большое за поддержку.
Полезные ссылки и информация:
Открытие Фестиваля ANIMAFILM.
Место проведения: Музей «Живопись Азербайджана ХХ-ХХI веков»
Дата проведения: 19.10.2018, 18:30-21:00
Ограничения по возрасту: от 12 лет
Адрес: Баилово, Площадь Национального Флага, Баку, Азербайджан, AZ 1003 (комплекс Центра современного искусства «YARAT»)
Карта: здесь.
Вход свободный.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать на данном мероприятии. Регистрацию можно пройти по ссылке.
Ссылка на сайт фестиваля.
Ссылка на мероприятие в социальной сети Фейсбук.
Ссылка на мероприятие в социальной сети Инстаграм.
Рустам Гасымов