Проект «курдистан» и новый очаг войны на Ближнем Востоке

В понедельник, состоялся референдум о независимости в иракском Курдистане.

Как отмечает представитель Высшей независимой избирательной комиссии по выборам и референдуму Ширван Зарари в ходе референдума проголосовало более 3,3 млн человек.

«В голосовании приняли участие 3 305 925 человек, зарегистрированных для участия в плебисците в Иракском Курдистане. Доля пришедших отдать свой голос на референдуме составила 72,16%», — отметил Зарари.

Ранее курдский телеканал Rudaw привел предварительные данные подсчета голосов в некоторых населенных пунктах. Согласно его данным, в отдельных городах Иракского Курдистана за независимость региона выступили более 95% голосовавших.

Приводятся также данные о доле принявших участие в референдуме в отдельных регионах. Так, в Эрбиле пришли к урнам для голосования 84% зарегистрированных для участия в плебисците, в Киркуке — почти 79%, в Дахуке — 90%.

Насколько курдский референдум легитимен

Во-первых, для того, чтобы легитимно стать независимым государством демократическими методами, необходимо было получить официальное разрешение официального Багдада, или хотя СБ ООН, или же заручится открытой поддержкой стран членов СБ ООН. Этого всего не произошло, и Барзани, просто нарушив джентельменское соглашения между Эрбилем и Багдада, а также и Эрбилем и Анкарой захотел стать независимым, в то время как армия Ирака занята ИГИЛ.

Во-вторых, касаемо уже результатов самого референдума. При всем том, что курды составляют большинство региона, численность арабов суннитов и туркоман не настолько мало, чтобы объявлять явку 80% из которых свыше 90% проголосовало «За». А куда тогда делись арабы и туркоманы? Видимо их голоса не в счет. С другой стороны в самом Курдистане есть сильная оппозиция самому Барзани и в лице семьи клана Талабани и которые тоже были «против». Так что же выходит в итоге?

Красивое волеизъявление и самоопределение народа демократическими методами превратились в классические выборы диктаторов на Ближнем Востоке, а насколько они легитимны в ценностях же самого Запада всем известно.

Кто «За», кто «против»!

Процессы развивающиеся в регионе Ближнего Востока, как и во все времена в разных спорных темах, так и сегодня разделил мировое сообщество на два лагеря: тех, кто «За» независимость курдов, и тех кто «против» независимости. Естественно, независимый Курдистан является угрозой территориальной целости таких государств как Сирия, Ирак, Иран и Турция. В случае с последним, данный вопрос стоит более остро, так как большинство курдов проживают именно на территории Турции.

С другой же стороны, среди стран, которые выступают официально или опосредованно «за», более крупные игроки международных отношений таких как США, Россия, Великобритания, страны ЕС, а в частности Германия. Среди стран региона, которые поддерживают независимость Курдистана – это арабские монархии залива и Израиль.

Такое развитие ситуации вполне устраивает эти страны, со многих точек зрения и тут главный фактор – это то, что они подрывают и держать возможных геополитических противников в регионе таких как Иран и Турция постоянно в напряжении. С другой стороны, получают такое государство как Курдистан, которое получает свое право на независимое существование благодаря этим странам, а потому и рабская лояльность «свободолюбивых» курдов обеспечена.

Восточный рынок или геополитическое обострение

Проведение референдума в Курдистане еще не говорит о том, что они объявят свою независимость. Но проводить референдум, и не объявлять о независимости это не много разные вещи, хотя и зачем проводить референдум, если объявления не будет. Скорее всего «дело объявления о независимости» будет вопросом торга между Эрбилем и Багдадом, а также и отдельно между Эрдилем и Анкарой и Тегераном.

Для Эрбиля сейчас самое важное обеспечить свое безопасность, которая охраняется силами обороны автономии Пешмерга, которая финансируется за счет продажи нефти региона, а нефть выходит на мировые рынки через Турцию. Поэтому все официальные лица Курдистана очень и очень осторожно говорили об отношениях с Турцией. Если Турция введет экономическую блокаду, то через месяц, второй, у курдов не будет иного выбора, как вновь сесть за стол переговоров и начать говорить более конструктивно, ибо те же войны Пешмерга кушать хотят.

Но как отмечалось выше, за независимотью Курдистана стоят крупные игроки, и если они решат поддержать курдов в пику Турции и Ирана, то данный факт можно вполне оценивать как начало новой войны на Ближнем Востоке. Война против курдов и его покровителей будет более ожесточенной и намного опаснее, чем это было с ИГИЛ, в силу того, что курды – это местный народ региона, а не сборище террористов как это было в ИГ.

С другой стороны, ради справедливости надо сказать, что Ирану и Турции воевать ради территориальной целостности Ирака не совсем и выгодно. Но а если же посмотреть глубже, то фактор Курдистана может сыграть для этих стран роль «троянского коня», который может взорвать и поставить под вопрос их территориальную целостность. Поэтому профилактические меры должны быть и скорее всего будут.

Ниджат Гаджиев

www.novayaepoxa.com

1808