Пола Висханова: «Шамиль пытался навязать чеченцам шариат, искоренив древние адаты»

На вопросы «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» отвечает чеченский публицист,  докторант Российской Академии Народного хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ, кандидат социологических наук, доцент Висханова Пола Гаибовна.

— Пола ханум, начнем с современной Чечни. Что изменилось в республике со времен войны? Я не имею в виду косметические, вообще, что изменилось в сознании чеченского народа?

— Как известно, агония развала Советского Союза, породила деструктивные движения на территории всего государства, в том числе и в Чеченской Республики. Следовавшие за движением сепаратизма две военные кампании 1994 -1995 и 1999-2000 гг. поставили чеченский народ перед угрозой полного уничтожения, это вызвало необходимость поиска правовых, конституционных путей разрешения кризиса. И, выход был найден- президент России, впервые, за всю историю Чечни предоставил чеченскому народу право выбора, как дальше жить? 15 ноября 2002 года Путиным В.В. был подписан Указ о проведении референдума по принятию Конституции ЧР. Как раз в это время, 19 ноября я была назначена руководителем отдела периодической печати министерства печати и массовых коммуникаций Чеченской республики, так что находилась в эпицентре событий. 23 марта 2003 года в Республике прошел всенародный референдум по принятию Конституции ЧР, законов о выборах Президента и Парламента ЧР. За принятие Конституции ЧР проголосовали почти 96% избирателей из числа принявших участие в голосовании. В тот день чеченский народ определил свое настоящее и будущее — жить и процветать в братской семье народов Российской Федерации.

— Война за независимость Ичкерии первые годы сплотила чеченцев. Потом во-время второй войны что-то стало с монолитным чеченским обществом и одновременно началась внутренняя борьба, что привело к падению Ичкерии. Вам не кажется, что такой большой морально-психологический разрыв между сторонниками независимости и их противниками сокрушает единство народа? Ведь есть люди которые симпатизировали ичкерийцам…

— Обострение экономического кризиса, обнищание большинства населения, вызванные развалом союзного государства, породили межнациональную напряженность и конфликты. Обострилась проблема национального самоопределения отдельных субъектов, функционирующих в новом этнополитическом пространстве. Благодаря высоким темпам демографического роста к началу 90-х гг. ХХ века чеченцы превратились в самый крупный этнос Северного Кавказа. Создались предпосылки роста этнического самосознания, переосмысления своей роли и отношения к российской истории. Реальное чеченское общество имеет отчетливо выраженный кланово-трайбалистский характер. Тейповая структура, которая смогла устоять, несмотря на все потери, в годы советской власти из-за урбанизационных процессов и в связи с неоднократными переселениями как в имперское, так и в советское время, способствовала созданию неких полюсов в борьбе за высшую власть в Чечне. На поверхности сыграло роль разделение по принципу «коммунисты и национал-демократы». На Общенациональном Съезде чеченского народа, состоявшего 24 – 25 ноября 1990 г.,уже произошел раскол- сошлись лоб в лоб две группировки:

– «Традиционалисты» во главе с Леча Умхаевым. За ним стояли движение «Даймокх», лидером которого он был, и один из самых крупных тейпов Чечни. К нему примыкал также Саламбек Хаджиев, тогда депутат ВС СССР и бывший министр Нефтехимпрома СССР. Они выступали как сторонники эволюционных реформ.

– «Националисты» (экстремисты). В этой группировке были представлены Вайнахская демократическая партия Зелимхана Яндарбиева, движение «Гулам», партия Исламский путь (Б.Гантемиров). В мае – июне 1991 года состоялся второй съезд чеченского народа, где националисты во главе с Яраги Мамадаевым и председателем Вайнахской демократической партии Зелимханом Яндарбиевым окончательно победили. Дудаев был избран председателем исполкома ОКЧН, что привело к расколу и уходу из ОКЧН почти всей интеллигенции во главе с Лечей Умхаевым и Саламбеком Хаджиевым. Победители разделили между собой начальственные кресла. И поначалу все были довольны друг другом.

Таким образом, раскол в чеченском обществе произошел сразу. Некоторые крупные роды не поддерживали Дудаева. Дудаев не мог уже соблюдать межтейповый баланс, имея в представительной власти всех своих антагонистов,его поддерживало всего 12 депутатов из 41. Это и привело к апрельскому указу президента Дудаева о роспуске парламента. Такое перемещение привело к событиям 4 июня 1993 года, когда была разгромлена Центральная избирательная комиссия, которая, по решению разогнанного парламента должна была провести 5 июня 1993 года референдум о доверии Дудаеву и парламенту. Избирательную комиссию разогнали. Что дальше? Новые формы межтейповых разбирательств. 5-го же июня 1993 года в Грозном прошли прямые столкновения правительственных сил и оппозиции. Уже тогда Дудаев с помощью бронетехники разгогнал митинг сторонников проведения референдума. События развиваются очень быстро. Как результат – не просто кровь, а кровники, которых пытались усадить за стол переговорного процесса. Внутренней оппозиции из России стали поступать деньги, оружие, боеприпасы, боевая техника.

Отдельные стычки между боевиками Дудаева и отрядами оппозиции проходили в августе-октябре 1994 года. Но, что намного хуже, Дудаев резко обострил и без того накаленные межтейповые разногласия. Они обретают новое качество. Представители четырех тейпов вызывают Дудаева на суд шариата. Дудаев отказывается прийти.

Дальнейшие события всем думаю, известны…

Вы задали конкретный вопрос о внутренней борьбе во время второй войны приведшей к падению Ичкерии. Опять таки придется вернуться в прошлое… Переход к религиозному правлению в Чечне фактически привело к двоевластию. Начавшийся при Яндарбиеве в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации. Оказавшись под жестким прессингом радикального духовенства, особенно ваххабитского толка и оппозиционных полевых командиров, А.Масхадов 3 февраля по чеченскому телевидению зачитывает указ о введении полного шариатского правления в Чечне. Следом, Верховный Шариатский суд, возглавляемый Батукаевым, издал фетву, приостанавливающую деятельность Парламента Ичкерии. Президент призывает все органы власти и духовенство оказать содействие исполнению этого указа. Совершив такой шаг, Масхадов не смог успешно вести игру на поле оппозиции, так как ни он, ни общество не были готовы для этого, он не сумел перехватить инициативу у исламистской оппозиции во главе с Басаевым, которая ставила цель создания объединенного исламского государства Ичкерии и Дагестана. Введение в Чечне полного шариатского правления, давало политическим экстремистам и религиозным радикалам возможность установить религиозные порядки в расколотом чеченском обществе. Против игр Масхадова с шариатским правлением открыто выступил муфтий Ахмат Кадыров, не скрывающий свою позицию о непрофессионализма членов шариатских судов. На шариатских судах выносились многочисленные приговоры, в том числе, и расстрелы. Ситуация сложилась такая, что верующие осуждали их деятельность, высказывались в пользу светских судов, считая их более справедливыми. По замыслу Масхадова, введенное им в Ичкерии шариатское правление должно было автоматически превратить его в духовного лидера чеченского народа, сохраняя за ним духовную и политическую власть. Однако в Конституции Ичкерии такой политический институт как Шура не был отражен. Встав во главе Шуры, Масхадов сам себя лишил должности президента, фактически совершил государственный переворот, изменив форму государственного правления. Шариатское правление в Чечне, попытки ваххабизации во многом закрытых чеченских и дагестанских традиционных обществ и создания «кавказского халифата», экстремизм исламистов, порождавшие противоречия, столкновения между верующими разных духовных ориентаций и между ними и органами государственной власти — привели к неоправданным человеческим страданиям, явились серьезными факторами угрозы для общества и государства и, стали главной причиной раскола чеченского общества в тот период.

Но гражданской войны в Чечне, подобной афганской, не произошло, ибо в целом чеченцы понимают, что “новые” оппозиционеры “восстали” против законной власти не ради народных интересов, а ради достижения своих корыстных, меркантильных целей.

Народ в целом неоднозначно отнесся к принятому указу. В основном высказывались такие мнения: указ принят поспешно, общество не готово жить строго по канонам шариата. Часто высказывается точка зрения, что прежде следовало бы искоренить преступность, обеспечить работой мужчин, тем самым освободив женщин от торговли на улицах и базарах. Поскольку сложно создать такие условия в современной Чечне, чеченская женщина сохраняет за собой роль главного добытчика хлеба для своей семьи, хотя по шариату ей положено быть при своих детях. А это нарушение норм шариата. Кроме того, в обществе, где царит шариат, ведется самая беспощадная борьба с преступлениями, а Чечня от них не искоренена.

К тому же, традиционный образ жизни чеченцев, их обычаи, социальные отношения большей частью основаны на адатах (обычном праве), чем на канонах шариата. Противоречий между чеченской реальностью и установлениями шариата, в рамках которых чеченцам предстоит жить, немало.

Обратимся к историческому прошлому. Еще в период Кавказской войны Шамиль пытался навязать кавказским горцам, в том числе и чеченцам, шариат, искоренив древние адаты, но эта его попытка фактически провалилась. Адаты оказались настолько укорененными в жизни горцев, что шариат, утверждаемый Шамилем, вынужден был приспособиться к их традиционным этнокультурным особенностям. Некоторые функции, связанные с регулированием части семейно-бытовых конфликтов, религиозно-погребальных обрядов и др. принадлежали шариату. А чеченский этикет, подчеркнутое гостеприимство, взаимопомощь, военная доблесть, кровная месть и пр. все большей степени базировались на нормах адата.

Летом 1999 года религиозно-политическая оппозиция во главе с Басаевым предприняла попытку устранения с должности Масхадова. Решительное противодействие Руслана Гелаева предотвратил переворот в Ичкерии. В связи с попыткой переворота в Грозном возник антибасаевский митинг, на котором присутствовало более 15 тысяч человек. Митингующие демонстрировали поддержку Масхадова и предлагали ему начать решительную борьбу против ваххабитов. Однако, даже имея такую поддержку населения, он не решился принять меры против оппозиции. Впрочем, оппозиция не желала отказаться от плана переворота в Дагестане, в августе 1999 года Хаттаб, Басаев и подконтрольные им военные группировки под предлогом оказания помощи окруженным ваххабитам Дагестана вошли в Ботлихский и Цумадинский районы . Масхадов осуждал провокационный поход в Дагестан, это подтвердил и Гелаев, выразивший резкое недовольство походом Басаева и Хаттаба в горный Дагестан, однако, он не решился объявить свою позицию в российских и зарубежных СМИ, требование руководства России осудить «агрессоров» и выступить против них Масхадовым тоже было отвергнуто. В СМИ, с подачи руководства страны, нагнеталась чеченофобия, в ходе которой чеченцы изображались в качестве главных врагов России, а силовые структуры в Москве и во многих городах начали преследования чеченцев. Военное командование России после разгрома ваххабитов в Дагестане перенесло боевые действия на территорию Чечни. Идеологическим обоснованием новой войны в Чечне явился тезис о необходимости ликвидации международного терроризма, свившего гнездо в Чечне, а президент Масхадов был приравнен к Хаттабу, Басаеву и другим террористам.

Применение шариата как публичного права в масхадовской Ичкерии и части Дагестана породили больше проблем для общества, которое многими десятилетиями, во времена советской власти, формировалось вне исламско-идеологической системы. Боясь быть обвиненными в вероотступничестве, многие граждане-мусульмане не решались публично выступить против введения шариата. Этот шариат, без учета современных сложных экономических, политических и этнокультурных реалий, существующих на Северном Кавказе насильственно навязывался местным традиционным обществам. Шариатское правление в Чечне, попытки ваххабизации во многом закрытых чеченских и дагестанских традиционных обществ и создания «кавказского халифата», религиозно-политический авантюризм и экстремизм исламистов, порождавшие противоречия, столкновения между верующими разных духовных ориентаций и между ними и органами государственной власти — привели к неоправданным человеческим страданиям, явились серьезными угрозой для общества и государства.

— Проблему эмиграции из Чечни часто поднимают на страницах влиятельных СМИ. В сети есть многочисленные группы, созданные чеченскими мигрантами в Европе, на Западе, мониторинг которых ещё раз доказывает, что отток населения из Чечни только усиливается. Что делается в республике для предотвращения этой опасной тенденции? Ведь помимо Европы, работоспособная часть населения республики стремится в другие регионы России.

— Некоторые СМИ любят муссировать вопросы эмиграции из Чечни, но, что отток населения усиливается — это бред. В ходе двух военных кампаний многие жители вынужденно покинули республику, некоторой части удалось устроить свою жизнь и, они , в первое время, особенно не торопились возвращаться домой. Это касается и тех, кто уехал в другие регионы России, и в страны ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас, по мере того, как благоустраивается жизнь в республике, восстановлены старые и построены новые жилые объекты, восстанавливаются обьекты промышленность, агропромышленный комплекс, создаются новые отрасли экономики, как скажем, туризм, люди возвращаются. И, не только чеченцы, но и представители русскоязычного населения, вынужденно покинувшие родные места. Более того, в республику приезжают работать высококвалифицированные специалисты.. К примеру, в местном университете с 2011 года функционирует кафедра туризма и индустрии гостеприимства. На этой кафедре работают специалисты высокой квалификации, приглашенные из известных учебных заведений страны Москвы, Санкт- Петербурга, Ростова. Это- Дашкова Елена Валерьевна– кандидат философских наук, доцент кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» Южно-российского государственного университета экономики и сервиса и Института сферы обслуживания и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», в настоящее время- заведующая кафедрой «Туризм и индустрия гостеприимства», зам. декана факультета географии и геоэкологии по научно-организационной работе ЧГУ; Мирошниченко Петр Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» и заведующий кафедрой «Туризм и индустрия гостеприимства» Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса» (г. Шахты Ростовской области), с 2016 года доцент кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» ЧГУ ; Ивлиева Ольга Васильевна-доктор географических наук, профессор Южного федерального университета, с 2011 г. – по настоящее время – профессор кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» Чеченского государственного университета; Ивушкина Елена Борисовна- доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой «Информатика» Института сферы обслуживания и предпринимательства Донского государственного технического университета( г. Шахты) , Почетный работник науки и техники РФ. В настоящее время — профессор кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства»; Висханова Пола Гаибовна, кандидат социологических наук, доцент, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В настоящее время — доцент кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» ЧГУ; Горностаева Жанна Викторовна, кандидат экономических наук, профессор из Института сферы обслуживания и предпринимательства ДГТУ. В настоящее время — профессор кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» ЧГУ.

Приезжие специалисты работают во всех отраслях экономики и социальной сферы, в органах государственной власти республики. Министр здравоохранения ЧР- Эльхан Абдуллаевич Сулейманов, азербайджанец по национальности, заместители министра ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Иванов Николай Иванович и Курашева Екатерина Игоревна — русские, в аппарате правительства и парламенте еще с 2000 года продолжают работать представители других национальностей и никто пока не покинул республику, они себя чувствуют здесь вполне комфортно… Очень много приезжих специалистов заняты в строительстве, некоторые занимаются бизнесом. Уезжают из Чечни в основном те, у кого есть проблемы с органами правосудия, а писать можно всякое, бумага стерпит…

— Я прочитал вашу статью «Слово о чеченской женщине» и честно говоря до сих пор нахожусь под её влиянием. Это было одним из лучших текстов, посвященных женщине, которую я прочитал за всю свою зрелую жизнь. Понятно, что трудности объединяют людей, а хорошая жизнь и достаток делают человека немного безразличным в отношении ко многим вещам. В годы войны и депортации у людей была надежда только на Аллаха и на самих себя. Помогли друг другу и выжили благодаря совместным усилиям. А на фоне глобализации, переформатирования всех и всего, какую роль играет современная чеченская женщина в чеченском обществе?

— Когда говорят о чеченской женщине, почему-то ее представляют восточной женщиной, «патриархальной», забитой, гаремной… Это совсем не так! Я позволю себе сказать, что Кавказ, это не Восток! Кавказ — это стык Востока и Запада, это особая культура, особая цивилизация. По Большому Кавказскому хребту проходит граница между Востоком и Западом.Именно выход России на Кавказ позволил ей быть евразийской страной, потому, что за Кавказом начинается Азия. Кавказ — это особый, потрясающий альянс европейской интеллигентности и азиатской патриархальности.

Чеченская женщина, ставя перед собой и обществом вопросы морали, чести и достоинства, видят свой оплот в священном Коране. Думаю, не для кого не является секретом- ислам заинтересован в том, чтобы женщина развивала свою личность, поскольку это даёт ей возможность лучше воспитывать своих сыновей и дочерей и участвовать тем самым в формировании сильного, здорового поколения. Главная миссия Женщины – Дитя. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь… Историческая традиция чеченского народа определила для женщины гораздо более значительное место, чем это принято во всем исламском мире, в чеченском обществе женщина обладала универсальной свободой, пожалуй, недопустимой в те времена ни для одной женщины ни в одном государстве мира. За замужней женщиной никогда не устраивали мелочной опеки, так как она обычно не давала для этого повода- потому, что выходила замуж по любви и пользовалась уважением в семье мужа и немалыми правами. Двоеженство в чеченском обществе было редким явлением. Наряду с внешней красотой в женщине ценились и чисто мужские качества: активная жизненная позиция, ум, смелость, мужество, твердость воли, верность слову, терпеливость, сдержанность. В одной из древних чеченских легенд, рассказанной чеченским писателем Ахмадом Сулеймановым, говорится: «… когда враг нападал на чеченскую землю и мужчины готовились ее защищать, перед началом боя впереди войска выходила на белом коне самая красивая, самая достойная девушка в белом наряде. И бой начинался только после того, как она пускала первую стрелу в сторону врага». Каждая чеченка была личностью. С мнением женщины считались все. На страже ее чести и достоинства стоял в Чечне и Мехк-Кхел ( представительный орган), который сурово карал за оскорбление женщины не только поступком, но и словом. Так высока была роль женщины в истории нашего многострадального народа. Чечня сегодня- большая стройка. Фантастическими темпами идет развитие всех отраслей экономики и социальной сферы, ежедневно мы слышим сводки о введении в строй новых обьектов промышленности, образования, здравоохранения, культуры…

Именно сейчас, когда современное чеченское общество переживает глубинный катарсис, для реализации женского потенциала открылись неограниченные возможности. Чеченские женщины, как и во всём мире, менее коррумпированы, более ответственны, они обладают высоким уровнем образованности и психологически выносливее мужчин. Сегодня невозможно переоценить тот вклад, который внесли они в дело восстановления и развития республики. Они трудится во всех отраслях национальной экономики: в образовании, в науке, в здравоохранении, в строительстве, в гостиничной и туристской индустрии, в бизнесе и т.д. Особенно много их в социальной сфере и бизнесе. Они подают пример ответственного, заинтересованного отношения к делу, умны, талантливы, предприимчивы и со стойкостью, терпением и выдержкой исполняют свой гражданский долг. А дома — заботливые, любящие, добрые и нежные матери, сестры, жены.

Если бы она была другой, кто бы тогда растил и воспитывал таких стойких, сильных и крепких, отчаянных и мужественных кавказских мужчин?
О высокой оценке роли женщины в чеченском обществе говорит и тот факт, что Указом Главы Чеченской республики Кадырова Рамзана Ахматовича в сентябре 2009 году учрежден День чеченской женщины, который отмечается ежегодно в третье воскресенье первого месяца осени.

— Если тщательно проанализировать все кавказские войны, причины их возникновения и причины их затягивания, то невозможно не обратить внимание на очень важную деталь, даже я бы сказал главный фактор, который всегда позволял горцам вести войну на длительное время, это образ настоящей кавказской женщины. Привожу пример из вашей статьи: «Наши предки ценили и уважали ту, которая берегла их очаг, их дом, охраняя его от исчезновения своим трудом, обеспечивая настоящий тыл горцу». Да, именно надежный тыл и дал уверенность воину, который отправился на войну, на поход. Оставшиеся дома дети, пожилые родители воина, который отправляется на войну, на поход, была под надежной опекой жены, которая никогда их не бросит, сама будет работать, выполнять самую трудную физическую работу, но прокормить детей. Я думаю без этого никакой воин не мог бы спокойно воевать на фронте. Сегодня, что делается для пропаганды таких ценностей, традиционной культуры среди молодежи?

— Вспоминаются слова грузинского писателя Александра Казбеги, который писал: «Чеченская женщина свободнее всех женщин и поэтому честнее всех. Никогда не допустит она никакой непристойности, хотя имеет право свободно общаться с мужчинами». Я повторюсь, в чеченском обществе женщина обладала универсальной свободой, выходила замуж по любви, пользовалась уважением в семье мужа и немалыми правами. Высоко ценились не только внешняя красота женщины, и чисто мужские качества: активная жизненная позиция, ум, смелость, мужество, твердость воли, верность слову, терпеливость, сдержанность. До нас дошли источники по истории Чечни, в которых ученые пишут, что чеченская женщина никогда не была ни товаром, ни частью гарема. Она несла людям жизнь, мир, покой. Чеченцы уважали ту, которая берегла их очаг, их дом, охраняя его от исчезновения своим трудом, обеспечивая настоящий тыл горцу. Как можно забыть, как с начала 90-лет, в дудаевско-масхадовский период, когда не выплачивались не зарплаты, ни детские пособия, ни пенсии, на стихийных рынках вдоль длинных дорог Чечни, и в зной и в стужу, как памятник стояла чеченская Мать!

Каждая, спасая свою семью от голода и холода, она спасла чеченское общество…»Вы – наш самый надежный тыл. Вы – душа нации! И так было всегда. Во все времена.»- так любил говорить первый президент Чеченской республики, Герой России Кадыров Ахмат-Хаджи. Поэтому бессмертен подвиг женщин Дади-Юрта, Гордали и других, которые наравне с мужчинами защищали родину, отстаивали свою честь и достоинство, погибали. Мы никогда не забудем подвиг чеченских женщин, которые в годы тяжелой сталинской депортации сохранили нашу нацию, воспитывали детей в любви к родному языку, народным традициям, которые поддерживали в своих сыновьях и дочерях веру в возвращение на родину. Я всегда буду помнить подвиг своей матери- Межидовой Мести Байраковны, которая спасла в годы депортации от голодной смерти несколько десяток детей-сирот, потерявших родителей во время эпидемии тифа. Она смогла помочь детям, потому что ее, молодую учительницу пожалела и устроила на работу русская женщина, с которой случайно свела ее судьба. Помню ее фотографии того периода, она такая истощенная, похожа на узницу концлагеря, отказывала себе в еде, спасая чужих детей и родню мужа…Папа, который ехал отдельно с правительственным составом, долго искал семью, он знал, если мама жива, она никогда не оставит его родню, так и было…

Мое эссе «Слово о чеченской женщине» было посвящено памяти моей матери, чья достойная жизнь служила для меня, можно сказать путеводной звездой. Бывшая учительница, затем директор библиотеки, она оставила любимую работу и посвятила свою жизнь нам, восьмерым детям. Сегодня в нашей семье трое из четырех сестер- кандидаты наук, а братья, которым мама внушала , что мужчина должен быть защитником семьи, родины, служат в силовых структурах. В нашей семье один генерал, двое полковников и младший брат-подполковник, сейчас он перешел работать в систему энергетики. Среди племянников- судьи, прокуроры..Мой дедушка по матери работал председателем сельского совета в своем селе и, приезжие в 30- годы русские учительницы жили в их семье, они были приняты как родные. Мама выросла в этой атмосфере интеллекта и духовности, что она потом передала и нам. А какой образец мужества и стойкости проявили наши женщины во время военных действий в Чеченской Республике! Спасали, защищали, заслоняли собой родных, близких и даже незнакомых людей от смерти, голода, холода, лишений. Здесь не могу не назвать имя Зарган Эпендиевой, которая закрыла своим телом русского солдата-срочника, раненного напавшими боевиками на рынке, где торговала Зарган и, оставщуюся навсегда в коляске от ранений, получивших тогда. Десятки женщин-врачей остались вместе со своими пациентами в лечебных учреждениях и погибли на боевом посту — в больницах рядом с больными и за операционным столом. Наши женщины заслуживают уважения, почтения и восхищения! В дудаевско-масхадовский период, когда несколько лет в республике не выплачивали зарплату, тысячи женщин — учительницы, врачи, библиотекари, врачи, сотрудницы детских садов ни на один день не остановили работу, воспитывали детей в любви к родному языку, передавали подрастающему поколению всю красоту и благородство чеченских национальных традиций и обычаев, сохраняли тепло домашних очагов. Мне тоже пришлось более 4 лет выживать, днем работая в министерстве образования Чеченской республики в должности начальника отдела высших учебных заведений, я ночами вязала, пекла кондитерские изделия- эти мои увлечения помогли выжить нашей семье в тот период. Мы сделали все, что в наших силах, чтобы остановить утечку высококвалифицированных специалистов из республики, направляли и устраивали в ВУЗы России молодежь. Здесь не могу не назвать Кинилева Владимира Георгиевича, министра высшего образования России, который всегда нас поддерживал, при его содействии были выделены льготные места для выпускников школ Чечни, благодаря этому тысяч молодых людей остались в живых, стали специалистами. Низкий поклон всем российским чиновникам, ректорам многих ВУЗов, которые поддержали нас ! Начало военных действий вынудило многих специалистов покинуть республику…

— Проводится ли мониторинг среди школьников и студентов. Вот агитация по популяризации спорта и пропаганда боевых видов спорта идет на самом высшем уровне. Как дело обстоит с пропагандой литературы в Чечне? На каком уровне стремление молодежи к получению образования?

— В рамках реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения республики , органы государственной власти совместно с институтами гражданского общества ведут постоянно эту работу. Особенно нужно отметить, что здесь задействованы и министерства образования, культуры, печати, комитет по делам молодежи, республиканские СМИ, муфтият, творческие союзы- писателей, художников, композиторов, молодежные и религиозные общественные объединения, студенческие организации. В отношении подрастающего поколения в медиапространстве, в интернет- ресурсах на многих сайтах ведется комплексная работа с одной лишь целью — овладеть их подсознанием, чтобы использовать в своих корыстных целях. Учитывая, тот факт, что во «всемирной паутине» Западом ведется активная деятельность, направленная на развал нашей страны и, что главной мишенью западных спецслужб сегодня является молодежь, руководство республики уделяет этому вопросу пристальное внимание. Депутаты местного парламента систематически выезжают в свои районы на встречи с представителями молодежи. В республике большим авторитетом пользуется молодежный парламент. Воспитанием подрастающего поколения в духе любви к Отечеству, религии, национальных обычаев , традиций и культуры занимаются и в образовательных учреждениях Чечни, принцип советского образовательного стандарта — обучать воспитывая, воспитывать обучая, прочно вошел в образовательную систему республики. Наряду с этим библиотеками республики ведется большая работа в целях привлечения школьников к чтению художественной литературы, проводятся встречи с местными писателями, читательские конференции. В Национальной библиотеке им.А.Айдамирова- в главной библиотеке республики, стало традицией проведение презентации новых художественных произведений. Выход в свет новых книг, выставки художников становятся большим событием в культурной жизни Чечни. Молодежные каналы и республиканские СМИ, особенно телеканалы проводят конкурсы на познавательные литературные темы. В городах республики, да и в районных центрах в книжных магазинах и библиотеках можно найти литературу по любому направлению. Тема духовно-нравственного воспитания молодежи стала самым приоритетным направлением деятельности руководства и общественности республики, выпускники наших школ поступают и успешно учатся во многих ведущих ВУЗах России, а студенты местных учебных заведений выезжают на молодежные форумы, научные конференции. В республике тоже участилось проведение мероприятий всероссийского и международного характера. Образовательная система , молодежные обьединения быстро интегрируются в образовательное пространство России. В Чечне престижно быть патриотом, получить хорошее образование в лучших ВУЗах, в цене стали интеллект и благородство и, это- здорово, это вселяет уверенность в завтрашнем дне, что оно будет » …светло и прекрасно».

— Вы в своей статье приводите пример матерей, которые родили на свет таких людей, Ахмат-хаджи Кадырова, Тайми Биболата, Кунту-Хаджи Кишинского, Байсангура Беноевского шейха Мансура и других. Я конечно понимаю ситуацию, но только мне интересная одна деталь: вот шейх Мансур воевал против российской империи, точно также, как и лидеры Ичкерии, а сейчас спустя столько лет Шейх Мансур для чеченцев — герой, а лидеры Ичкерии нет. Как вы думаете, придет время, когда в этом списке появятся имена и фамилии Джохара Дудаева, Аслана Масхадова, Зелимхана Яндарбиева и др.?

— Десятки поколений выдающихся чеченских матерей внесли свой вклад в нравственное воспитание, основанное на идеалах справедливости, совестливости, они дали жизнь тем, чьи поступки и мысли прославили наше Отечество. Разве можно предать забвению имена женщин, подаривших миру Ахмат-Хаджи Кадырова, Тайми Биболата, Кунту-Хаджи Кишинского, Шейха Мансура, Байсангура Беноевского, Александра Чеченского, Петра Захарова, Асланбека Шерипова, Хампашу Нурадилова, Мовлида Висаитова, Гаиба Межидова, Зияудди Мальсагова, Муслима Гаирбекова, Лечи Магомадова, Махмуда Эсамбаева … и многих других сыновей чеченского народа! Голоса этих женщин подчас почти не слышно, но они уверенно звучат в народной памяти. Их жизнетворчество бессмертно! Аллах знал женское сердце – знал, что оно полно любви, милосердия и постигает всё святое гораздо легче, чем мужское. Их основа – уважение к многовековому прошлому, ориентация на самобытный исторический опыт, высокая духовность нашего народа, сохранённые и приумноженные благодаря женщинам. Сегодня же ясно одно: нет в мире силы выше и чище, чем сила Любви, сила Жизни, которую Аллахом и судьбой доверено нести в мир женщинам!…

Чеченский народ никогда не забудет имена выдающихся своих сыновей — Шейха Мансура, Байсангура Беноевского и многих других выдающихся сыновей… Эти люди действительно были героические личности, они отдали свою жизнь за свободу и независимость своего народа! Их имена останутся навечно в памяти народной! А появятся ли в этих списках имена Джохара Дудаева, Аслана Масхадова, Зелимхана Яндарбиева и других деятелей, которые ввергли свой народ в жестокую кровопролитную войну, растянувшуюся на десятки лет, очень сомневаюсь…

Беседовал: Кавказ Омаров