Пандемия, повышение цен на газ и зависимость от МВФ: что ждет экономику Украины?

Влияние пандемии на экономику Украины, повышение тарифов на газ для внутренних потребителей под диктовкой МВФ и многое другое прокомментировал для «Новая Эпоха» известный украинский экономист Алексей Плотников:

— Господин Плотников, уже год как по всему миру действует жесткий локдаун в связи с коронавирусом. В сети и СМИ публикуются различные таблицы, анализы, статистика, где отражаются цифры, данные и шкала по спаду мировой экономики. Если разделить мировую экономику на три части — Запад, постсоветское пространство и Азия, то какая часть больше всего пострадала от этого глобального кризиса?

— Статистика свидетельствует, что именно страны Запада пострадали больше всего и медленнее восстанавливаются. Далее идут постсоветские государства. И, наконец, азиатские страны, которые имеют все перспективы стать локомотивом экономического роста в 2021 году. Если обратиться к данным январского издания Мирового банка Global Economic Prospects, то в 2021 году ожидается рост мировой экономики на 4% при условии, что начавшееся применение вакцин от COVID-19 будет продолжаться в широких масштабах в течение всего предстоящего года.

Начавшееся было оживление 2020 года в странах с развитой экономикой затормозилось в третьем квартале после нового всплеска заболеваемости – это предвещает, что восстановление экономики будет медленным и непростым. После сокращения в 2020 году, составившего, по оценкам, 3,6%, в 2021 году ВВП США вырастет, согласно прогнозам, на 3,5%. Объем производства в зоне евро, как ожидается, вырастет в 2021 году на 3,6% после сокращения на 7,4% в 2020 году. В Японии, где в минувшем году наблюдался спад на 5,3%, в 2021 году прогнозируется рост экономической активности на 2,5%.

Ожидается, что совокупный ВВП стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, включая Китай, вырастет в 2021 году на 5% после сокращения на 2,6% в 2020 году. Предполагается, что экономику Китая, выросшую в минувшем году на 2%, в этом году ждет рост на 7,9%. Рост экономики стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, за исключением Китая, по прогнозам, составит в 2021 году 3,4%, после сжатия на 5% в 2020 году.

— Подсчитан ли ущерб, нанесенный пандемией экономике Украины? Какие отрасли экономики больше всего пострадали за последний год?

— По предварительным данным, Украины закончила 2020 год с падением, на уровне 5,5%. К сожалению, 2020-й стал годом нереализованных надежд, годом разочарования, прежде всего, в экономической сфере. Страна не перешла на рельсы роста. Да, пандемия в некоторой степени оправдывает падение, но давайте вспомним, что у нас происходило до весеннего карантина: невыполнение бюджета и в январе 2000 года, и в феврале, и в марте. Реальности таковы, что не будь пандемии, страна все равно вошла бы в экономический кризис. Может быть, в иных масштабах, с другими последствиями, но вошла бы.

— Вчера после встречи с представителями МВФ премьер-министр Денис Шмыгаль сказал, что в финансовом институте обеспокоены намерением украинского правительства в ближайшее время принять решение о снижении цен на газ для бытовых потребителей. Становится понятно, что правительство Украины заверило главного кредитора, что об этом не идет и речи. Но история партнерства ряда мировых стран с данной организацией показала, что их чрезмерная зависимость от нее чревата конкретными последствиями. Можно привести десятки примеров. Какие у вас прогнозы относительно будущего отношений МВФ-Украина?

— Снижение цен на газ состоится, но состоится, во-первых, после предварительного повышения, а, во-вторых, на временной основе. В данном случае, с МВФ удалось договориться. Вопрос, действительно, в другом. К сожалению, МВФ все больше приобретает функции «старшего брата», который диктует стране, что нужно делать не только в экономике, но и в социально-политической сфере. Нынешняя власть декларировала стремление минимизировать зависимость от МВФ. Но это, скорее декларации, которые тонут в жесткой зависимости от внешних денег. Роль МВФ в Украине – это роль инструмента внешнего воздействия — как с помощью МВФ достичь своих целей. Сейчас идет ожидание очередного транша и поступает информация, что МВФ меняет свои требования, пытается навязать под этот транш выполнение еще каких-то условий. Думаю, что эти транши используются для достижения целей, выгодополучатели которых находятся за пределами Украины.

— На сегодня какой размер долга Украины перед МВФ и под какие проценты предоставлены вашей стране эти кредиты?

— По имеющейся статистике, Украина должна МВФ где-то 12 млрд дол. Это – не так много, по сравнению с другими внешними долгами Украины. И средняя ставка в 2,5% годовых намного привлекательнее, чем на коммерческом рынке. С одной стороны, сумма долга перед МВФ не такая уж и большая, но, с другой, все новые поступления от МВФ идут на возврат долга перед этой же организацией. Такой замкнутый круг получается. Кроме этого, ожидание траншей МВФ всегда развращает правительство – позволяет более спокойно планировать доходную и расходную часть государственного бюджета.

— По-вашему, капиталовложения в какой сектор украинской экономики могут поднять страну за более короткие сроки: аграрная сфера, оборонная промышленность, туризм или…?

— В течение всех лет независимости более 50% украинского экспорта – это необработанная продукция. Фактически, страна до сих пор имеет структуру экспорта, которая скорее присуща развивающимся странам — химия, металлургия, стройматериалы, аграрный экспорт. На этапе выхода из кризиса, эти отрасли, в очередной раз помогут. Но, в средне-, долгосрочной перспективе, давно пора переориентироваться на продукцию с большим весом добавленной стоимости.

Беседовал: Кавказ Омаров