О ситуации в Сирии, операции «Источник мира», как ситуация будет развиваться российско-турецкие отношения, рассказал в интервью Novayaepoxa.Com эксперт по Ближнему Востоку Харун Сидоров.
— Как вы в целом оцениваете операцию Турции «источник мира»?
— Позитивно оцениваю само проведение операции, а именно как минимально необходимую компенсацию за провал Турцией и сирийской оппозицией амбициозной стратегии в Сирии, результатом которой должно было стать освобождение этой страны от асадитского режима на всей ее территории, за исключением, может быть, алавитского пояса на побережье.
Так как война за эту цель проиграна, сейчас остается только два варианта. Либо повторение 1982 года, когда суннитское восстание было утоплено в крови, но на этот раз с куда большими жертвами, разрушениями и репрессиями. Либо создание для остатков суннитского сопротивления и тех сирийцев, которые не хотят жить под режимом, убежища или плацдарма в виде фактического государства под протекторатом Турции и вдоль ее границы, консолидированного в территориальном, политическом и военном отношениях. Что в свою очередь позволило бы Турции переселить в него сирийских беженцев и выйти из этой истории почти без потери лица, по крайней мере, по сравнению с вариантом полной сдачи тех, кто ей поверил. Что касается хода самой операции, то она ведется эффективно для формата поддержки Турцией (логистика, вооружение, разведка, спецназ, огневое прикрытие) сил Сирийской Национальной Армии, проходящей таким образом «боевое крещение». Если оценивать ее мерками ведения наступательных операций регулярными армиями, да еще и крупных военных держав вроде Турции, то охват территории и темпы наступления будут выглядеть весьма скромно. Что и создает люфт, которым пытаются воспользоваться конкуренты Турции и СНА. Но это вызвано тем, что турки пытаются минимизировать собственные потери и участие, ограничиваясь поддержкой своих сирийских протеже. Насколько такой подход оправдан, можно будет судить по результатам операции.
— Данная операция привела к тому, что курды договорились с Асадом и сейчас курды сдают контролируемые ими города войскам Асада и России. Как вы считаете, Турция просчитывала данный момент, и это было частью плана Эрдогана и Путина?
— Это нельзя было не просчитывать, тем более, что и операция эта готовилась и согласовывалась очень долго, и турецкие разведка и руководство прекрасно знают о давних и тесных связях РПК с Москвой, да и самим асадовским режимом, который в свое время ее выкормил и взрастил на территории Сирии, когда в 80-е годы принял ее боевиков из Турции, щедро снабдив их территориями и базами. Следовательно, вопрос лишь в том, насколько серьезно и решительно будет турецкое руководство в достижении заявленной цели, а именно создании примерно 30-километровой зоны вдоль той части турецко-сирийской границы, которую контролирует РПК.
— Что теперь будет? Насколько возможно столкновение между Асадом и Турцией?
— Эти столкновения уже идут по поступающей информации и возможны и в будущем, если, с одной стороны, Москва не сможет или не захочет удержать своих подопечных из Дамаска в разумных рамках, а турецкое руководство проявит решительность в достижении заявленных целей. Как далеко это зайдет, зависит от настроя сторон.
— Ожидаете ли вы столкновение пророссийских сил с Турцией?
— Я думаю, что это маловероятный вариант, так как для Москвы захват турками узенькой полоски вдоль своей границы хоть и нежелателен, из-за того, что там осядут остатки повстанцев, которых таким образом не удастся полностью зачистить, к чему они с Дамаском стремятся, но все же не критичен. Критично это именно для Дамаска. Поэтому я ожидаю, что Москва будет пытаться сдерживать турок своими дамасскими прокси, но считаю маловероятным прямой военный конфликт между Россией и Турцией, учитывая то, что последняя по сути и так отдала Москве большую часть Сирии.
Анар Гусейнов
www.novayaepoxa.com