Если вы любите искусство, в частности керамику, то Стамбульский музей керамики, где представлена богатая коллекция изразцов, включая старинные экспонаты, именно то, что вам нужно. Керамическая плитка, оригинальные изразцы, посуда и многое другое не оставят вас равнодушными и позволят получить колоссальное удовольствие. Итак, обо всем по порядку.
Начнем с того, как добраться до музея керамики, который вместе с двумя другими павильонами входит в состав музейного комплекс: 1-главное здание; 2 — музей Древнего Востока и 3 -Изразцовый Павильон. Стамбульский Археологический музей находится в первом дворе (во внешнем периметре) знаменитого дворца османских султанов Топкапы недалеко от Музея Айя-София. Добраться до музея несложно. Если вы находитесь в районе Султанахмет, то следует воспользоваться скоростным трамваем Т-1 и выйти на станции Гюльхане. Дальше нужно идти, следуя стрелкам и указателям, которые приведут вас к музею.
Отметим, что в Археологическом музее хранится более миллиона экспонатов. Это самый старый и самый большой музей Турции, который был основан в конце XIX века по инициативе видного турецкого живописца и археолога Османа Хамди-бея и открыт для посещения в 1891 году. О нем мы поговорим в наших будущих репортажах, а пока сосредоточим наше внимание на музее керамики. Стоимость билета в Археологический музей составляет 20 лир, что равняется около 11 манат. Это общий билет, с помощью которого вы можете посетить и музей керамики, который открыт все дни недели кроме понедельника.
Что касается изразцового павильона или, Чинили Кёшка, как его еще называют,то он построен ещё в 1472 году в период правления султана Мехмеда II Завоевателя, где в настоящее время размещена коллекция керамики. Раньше здание входило в состав дворцового комплекса Топкапы. Не заметить его или перепутать с другим павильоном просто невозможно, ведь его отличает оригинальная колоннада.
В нижней части здания музея можно увидеть большие керамические кувшины, напоминающие винные сосуды.
Первое, что привлекло мое внимание – это фасадная керамика, которая украшает вход в музей, представляющий красивую арку. Благодаря оригинальной фасадной керамике здание музея напоминает мечети среднеазиатских городов, таких как Самарканд или Бухара, где использован похожий стиль.
Не менее оригинально смотрится керамика, украшающая фасады окон, сделанные по технологии подглазурной цветной росписи. Плитку предварительно обжигали, затем наносили рисунок и в довершении обжигали вновь. Это очень сложная техника, ведь при обжиге красители не должны были смешиваться между собой, что требовало высокого мастерства средневековых керамистов. Здесь использована шестиугольная и треугольная плитка. Данный способ укладки характерен для турецкого города Бурсы. На некоторых плитках прослеживаются оригинальные орнаменты из цветов, листьев, облаков и абстрактных форм.
Однако, наибольшее впечатление на меня произвел михраб (молитвенная ниша) и имарет (восточное название благотворительных учреждений, открываемых обычно при мечетях и поддерживаемых подаяниями прихожан, в которых получают пропитание не имеющие средств учащиеся, а также нищие и бесприютные) религиозного комплекса Караманоглу, построенного Ибрагим-беемв 1432 году. В создании этого уникального керамического шедевра использована техника цветных глазурей.
Отметим, что музей керамики обладает обширной экспозицией, которая включает около двух тысяч образцов плитки и посуды, сделанной из обожженной глины. У посетителей есть уникальная возможность увидеть керамику, датируемую еще 12 веком. Некоторые экспонаты немного потрепало время, однако, на них по-прежнему видны рисунки и узоры, которые неплохо сохранились.
Большинство экспонатов музея плитки в Стамбуле произведены на знаменитых османских фабриках, расположенных некогда в таких турецких городах, как Изник, Кютахья и Чанаккале. Во время посещения музея мы подробно ознакомились с разнообразными техниками декора керамики, включая мозаику, минаи, сграффито, люстр, а также увидели знаменитую технику надглазурной и подглазурной росписи, которая прославила османских мастеров и широко использовалась в декорировании мечетей, например, Голубой мечети, а также облагородила стены помещений Дворца Топкапы.Уникальная технология, а также составы глины, которые использовались для производства, до сих пор остаются под завесой тайны.
Однако, стоит обратить внимание на плитку и посуду, привезенную из знаменитого города керамистов турецкой провинции Бурса — Изника. Керамические изделия появились в столице империи в 16 веке. Тогда для нее было характерно использование голубых тонов — бирюзового и особого сине-кобальтового. Изникская керамика,преимущественно, изображала цветочные мотивы, где главенствовали разные цветы: тюльпаны, гвоздики, гиацинты и т.д. Однако в 17 веке керамикаИзника стала многоцветной. Хотя по-прежнему преобладали голубые тона, мастера стали использовать зеленые и красные краски, причем рисунок стал несколько сложнее. Керамистыстали изображать не только окружающий мир, но и людей и даже военные корабли. Плитка из Изника применялась при отделке жилых помещений, мечетей и мавзолеев в 16 веке во время правления Султана Сулеймана Великолепного.
Определённая часть экспозиции музея керамики в Стамбуле отведена под уникальные изделия из Кютахьи. Для плитки или блюд этого региона характерно применение насыщенного темно-зеленого и коричневого цветов — отличительной особенности в росписи.
Для керамики из Чанаккале характерно подглазурное декорирование. Часто на белом фоне изображались мечети или корабли. Позже керамика стала употребляться в личных целях. Коллекционеры ценят керамику из Чанаккале за необычные формы. В Стамбульском музее керамики можно увидеть нескольковидов такой керамической посуды.
Одним словом, музей керамики Стамбула представляет собой небольшую сокровищницу, где хранятся настоящие произведения искусства, каждое из которых заслуживает особого внимания и изучения.
Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com