Куклы так похожи на людей. Астанчан ждет премьера – ФОТО

В балетных залах «Астана Опера» не гаснет свет. Здесь создается искусство. Многочасовые репетиции длятся практически до девяти часов вечера. Артисты готовятся к премьере балета «Коппелия» Лео Делиба.

Люди и куклы в этом балете слились в одно целое: так мастерски танцует артистка, что создается иллюзия, что перед нами настоящая кукла. Этот персонаж появился благодаря печальным обстоятельствам. Во время постановки балета Зизи Жанмер — знаменитая балерина, супруга и муза Ролана Пети — получила травму. По словам музыковедов, нужно было срочно искать выход из ситуации.

Тогда-то и появилась эта кукольная Сванильда, которая со временем даже потеснила балерин, заняв главное место в балете. Здесь три куклы, и все Сванильды. Деревянная обречена — в конце она разлетится на куски. Тряпичная Сванильда, составившая пару солисту в легком и непринужденном танце, а также настоящая балерина, изображающая свою мнимую кукольную соперницу.

Над убранством сцены работал лучший сценограф современности Эцио Фриджерио. Сам Ролан Пети описывал его работу так: «Здесь площадь в серо-голубых тонах, стоящие на ней дома растворяются в небесах. Военные мундиры, хорошенькие дамы в шуршащих платьях — все это создает обстановку, напоминающую фильмы Эрнста Любича».

Возможно, в таких романтических красках балет был выполнен, потому что в тот период соединились сердца двух молодых художников — Эцио Фриджерио и Франки Скуарчапино — теперь уже великих личностей в мире высокого искусства. Франка Скуарчапино была тогда ассистентом художника по костюмам Эцио Фриджерио.

Позже ее талант по достоинству был отмечен многими наградами, в том числе премией американской киноакадемии «Оскар» за фильм «Сирано де Бержерак» (1990). Была номинирована на премию «Тони» за лучшие костюмы к бродвейской постановке «Канкан» (1981). В 2019 году Франке Скуарчапино вручили награду Opera Star как лучшему художнику по костюмам. Их творческому и семейному союзу уже порядка 45 лет. Благодаря художникам, мир увидел множество выдающихся постановок, причем, невзирая на возраст, они не спешат останавливаться, с каждым годом радуя новыми работами публику разных стран.

Балетмейстер Луиджи Бонино переносит балеты Ролана Пети на многие сцены мира, а в спектакле «Коппелия» и сам исполняет партию Коппелиуса в течение долгих лет. В «Астана Опера» он приехал по приглашению художественного руководителя балетной труппы театра, Народной артистки России Алтынай Асылмуратовой.

«Этот балет мне особенно нравится, потому что сама танцевала его в свое время. Мне посчастливилось выступать в нем вместе с самим Роланом Пети. Замечательный спектакль, не похожий ни на какой другой, который идет в мире. Он очень компактный, веселый. И хотя в нем занято не так много артистов, все же есть ощущение полнометражного спектакля. Я очень люблю работы Ролана Пети, считаю его одним из самых выдающихся балетмейстеров XX века.

Он всегда имеет свой стиль, оригинален и очень талантлив. Несмотря на то, что этот балет идет уже 45 лет, до сих пор он остается очень востребованным, ставится во всех столичных театрах. К примеру, Луиджи Бонино приехал к нам после премьеры балета «Коппелия» в Мюнхене. Спектакль смотрится очень легко, уверена, что публике он понравится», — отметила Алтынай Асылмуратова.

В главных партиях на сцену выйдут ведущие солисты: Бахтияр Адамжан и Айгерим Бекетаева, Арман Уразов и Шугыла Адепхан. Партию Коппелиуса в первый день исполнит сам балетмейстер Луиджи Бонино, во второй день премьеры зрители увидят Рустема Сейтбекова.

Призрачная любовь

Над партией Франца трудятся Бахтияр Адамжан и Арман Уразов. Для артистов это дебютное выступление.

«Я впервые буду исполнять партию Франца, очень рад, что у нас этот спектакль будет идти в хореографии Ролана Пети, считаю, что это одна из самых интересных версий этого спектакля. Его характеризует особая атмосфера, постановка насыщена актерской работой, здесь совершенно другой стиль хореографии и даже техника отличается своими переходами. Мизансцены, адажио — все поставлено гениально. С нами работает балетмейстер Луиджи Бонино, он переносит спектакли Ролана Пети в первозданном виде, знает все тонкости, все нюансы, которые необходимо воспроизвести в этом балете. Нам, артистам, «входить» в эту постановку очень легко. Уже успели выучить спектакль, теперь дорабатываем определенные моменты», — рассказал Бахтияр Адамжан.

Ведущий солист пошутил, что в этом балете много французского юмора, но у артистов свой, казахский юмор, который непременно пригодится при работе над «Коппелией».

«Если ты определенный жест сделаешь с опозданием в три секунды, то результат будет не тем. Поэтому важна работа с партнерами, вместе нам нужно обыгрывать разные моменты. Во многом нам помогает Луиджи Бонино, с каждым артистом он работает индивидуально, знает, как раскрыть нас, как донести до зрителя суть спектакля. Мы все в предвкушении премьеры, каждый доводит до совершенства образ своего героя. Этот балет игривый, легкий, он будет радовать людей. Мы хотим, чтобы они вместе с нами улыбнулись, посмеялись и подумали над этой историей», — заключил Бахтияр Адамжан.

Его партнерша по сцене — исполнительница партии Сванильды — Айгерим Бекетаева, второй премьерный день в этой роли будет блистать Шугыла Адепхан.

«Еще один драгоценный спектакль! Интересная хореография, красивая музыка. Есть своя изюминка. Луиджи Бонино большое внимание уделяет актерскому мастерству, были трудности и в технической стороне. Очень много комбинаций для стоп, мне пришлось все высчитывать. Луиджи Бонино много рассказывал о Сванильде: она молода и кокетлива. Смысл всего балета во втором акте, где Сванильда притворяется куклой, а Коппелиус признается в любви, открывает всю душу. Мне очень жаль его, когда он узнает в конце, что это все розыгрыш. Для меня большая честь танцевать с Луиджи Бонино», — заметила Айгерим Бекетаева.

Выходить на сцену в партии Коппелиуса после таких грандов, как Ролан Пети и Луиджи Бонино, — ответственность большая и в то же время риск. Нужно представить свою собственную интерпретацию. Какой она будет у Рустема Сейтбекова, мы узнаем только на премьере, а пока артист оттачивает мастерство в зале.


«Я счастлив, что буду исполнять эту партию. Она непростая, здесь нужна как физическая, так и эмоциональная подготовка, то есть актерская игра. Даже с моим большим опытом это непросто, здесь очень много нюансов и работы с предметами. Нужно точно расставить все акценты. Необычность спектакля заключается в том, что идет диалог со зрителем. Этот балет о любви и одиночестве, ведь Коппелиус на самом деле начинает верить в чудо, в то, что он вдыхает жизнь в свою любимую куклу. Постараюсь передать все то, чему научил меня маэстро Луиджи Бонино. Для меня этот спектакль очень важен, ведь я буду танцевать свой 20-й сезон на сцене», — отметил Рустем Сейтбеков.

В мастерской Коппелиуса, или обратная сторона сцены

В цехах театра мастера с точностью стараются воспроизвести бутафорию, декорации и костюмы спектакля, какими их видели зрители на премьере в 1975 году в Марсельском балете. Заместитель директора по художественно-производственным вопросам и эксплуатации здания Виктор Караре рассказывает, что самое главное для театра — достичь высокого качества в создании декораций, реквизита, костюмов и света.

«Это один из первых спектаклей, где Эцио Фриджерио выступает в двух ролях — сценографа и художника по костюмам. Мы проводим очень большую работу по воссозданию оригинала спектакля, уделяем внимание всем направлениям, но особенно декорациям, тем технологическим требованиям, которые актуальны сегодня. Когда-то декорационные элементы делались из деревянных брусков, фанеры, шпаклевок, сегодня это совсем другие материалы, которые позволят реквизиту прослужить очень много времени», — отметил Виктор Караре.

«Делать то, что 45 лет тому назад было ноу-хау, сегодня для нас — шанс окунуться в историю и взглянуть нашими глазами на то время, оценить его. У нас есть несколько решений по созданию движений лифта, куклы, стула на определенную высоту, что, несомненно, придаст постановке зрелищность», — подчеркнул Виктор Караре.

«Одна из кукол должна быть очень легкой, потому что с ней будет танцевать солист. Вторая — механизированная, у нее движется рука с веером. Обе они очень похожи, и создается впечатление, что это одна и та же кукла. Последняя -механическая — в заключительной сцене балета благодаря нажатию определенной кнопки поочередно распадается на части: отсоединяются руки, ноги и голова. Но уже на следующий спектакль она снова может быть собрана и также улыбаться зрителям со сцены.

К созданию костюмов, бутафории и элементов реквизита мы подходили очень деликатно, стараясь сохранить цветовую гамму первоначальных эскизов. Думаю, нам это удалось. Сейчас находимся на завершающей стадии работ, идут активные репетиции. Надеюсь, мы порадуем зрителя оригинальным исполнением», — заключил Виктор Караре.

Ну и, конечно, прекрасна музыка Лео Делиба. Она поэтична, выразительна, образна и пластична. Балетоведы отмечают, что в ней присутствуют элементы симфонизации и четко противопоставлены мир живых человеческих чувств и мир бездушных механизмов-кукол. Композитор умело использует лейтмотивы, характеризующие главных действующих лиц, что способствует и драматургическому единству. Вдохнет жизнь в эту чарующую музыку Симфонический оркестр «Астана Опера» под управлением дирижера-постановщика Армана Уразгалиева.
«Коппелия» — один из популярнейших балетов в мире. Все ведущие театры имеют в своем репертуаре этот веселый, праздничный спектакль, который 22 и 23 ноября по достоинству сможет оценить публика Нур-Султана. Премьера пройдет при содействии Министерства культуры и спорта РК.

Фотографии предоставлены организаторами мероприятия

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

955
virtonnews.com