Кремлю удалось ослабить влияние крупных кланов на политическую жизнь кавказских республик — Чечня исключение

На вопросы Информационно-аналитического портала Novayaepoxa.Com отвечает российский политолог, эксперт по Кавказу Наталья Захарова:

— В предыдущем интервью мы с вами обсудили постпандемическую ситуацию в России и влияние карантинного режима на социально-экономическую жизнь регионов Северного Кавказа. Давайте немного поговорим о приоритетных направлениях в регионе, которые могут привлечь зарубежных инвесторов. Какие конкретные сферы в регионе являются более благоприятными для привлечения иностранного капитала?

— Сырье, товары, средства производства лёгкой и пищевой промышленности и политика — то, во что сейчас выгодно складываться на Северном Кавказе. Если рассчитывать на долгосрочные программы, то имеет смысл вложиться в покупку земли — это и динамично набирающий обороты аграрный сектор, и политика сразу. Сейчас российское правительство очень внимательно следит за чистотой бизнеса, это распространяется и на южные регионы, поэтому выстраивание сотрудничества с российским бизнесом как никогда безопасно и оправданно.

К Северному Кавказу имеет смысл присмотреться и мелкому бизнесу, здесь масса возможностей для фрилансеров и малого предпринимательства. Но наиболее благоприятный период для инвестирования будет все-таки осенью, после того, как в сентябре в России пройдут выборы в Государственную Думу РФ и выборы глав регионов, в том числе Чечни, Дагестана, Северной Осетии и Карачаево-Черкессии, в шести регионах юга страны сменятся местные парламенты.

— Мы говорим об иностранных инвестициях и в это время прекрасно понимаем проблемы, которые отталкивают российские компании от этого региона. Об арабских инвестициях на Северном Кавказе говорят постоянно. И не только арабские инвестиции, регион находится в поле зрения и крупного турецкого бизнеса, и при этом пока не наблюдается осуществление каких-либо проектов. Некоторые связывают эту инертность с неуверенностью у иностранцев, что они просто не уверены, что ситуация когда-то не взорвется. Что можете сказать по этому поводу?

— Арабские инвесторы регулярно приезжают на Северный Кавказ России, впрочем, как и представители других регионов — Китая, Австрии, Испании. В реализации конкретных проектов преуспела только Чечня, выстроив с ОАЭ пятизвездочную гостиницу «The Local» и Международный университет. Рамзан Кадыров выступает персональным гарантом успешности и стабильности проектов. В 2019 году глава Чечни анонсировал совместное с саудитами овцеводческое предприятие в одном из районов республики, но COVID нарушил все планы. Арабы активно экспортируют товары с Северного Кавказа, но вкладываться в местные проекты не спешат, ситуация может измениться, когда в производственный сектор СКФО придёт крупный российский бизнес федерального уровня, что для любого иностранного инвестора вступит маркером инвестиционного благополучия региона.

— Почти всеми регионами Северного Кавказа управляют определенные кланы или союз определенных кланов, между которыми разделены все доходные сферы народного хозяйства. Не сумевшие найти свое место в правительствах этих регионов наиболее влиятельные фигуры и их кланы практически остались в стороне от этого процесса или просто выдавлены из своих регионов, что создает опасную ситуацию — скрытую конкуренцию, даже вражду между кланами. По-вашему, это не создает почву для будущих вооруженных конфликтов?

— Кремль как следует проредил клановость на Кавказе, исключением пока держится Чечня. И принципиально важным моментом является не то, что кланов стало меньше. Не меньше. Но административно-политическая структура на юге России существенно сменилась с период нулевых, выстроена серьёзная вертикаль власти. И кланы это прекрасно видят, поэтому борьба идет не на улицах оружием, а в кулуарах чемоданами денег. Снижение уровня безработицы в Дагестане, в России, во всем мире сейчас зависит от того, как скоро мы выйдем из пандемии COVID. УЕФА отменил ограничение по количеству зрителей на футбольные матчи, в Ростовской области разрешили заполнять трибуны открытых стадионов на 75%. Ямал, Омск, Дагестан постепенно снимают ограничения с ресторанного бизнеса. Но это еще даже не начало возращения к доковидной экономике. Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко уже предупредил, что вакцинированным может понадобиться повторная вакцинация, потому что эффект со временем пропадает, а COVID ещё не отступил. Накануне Правительство РФ расширило число тех, кто может получать максимальное пособие по безработице и продлил период упрощенной регистрации безработным. Первый шаг к победе над безработицей — преодоление эпидемии.

— Северный Кавказ, особенно как одна из самых крупных республик региона Дагестан является аграрным и имеет потенциал развития скотоводства, бахчевых культур и пищевой промышленности, что могло бы содействовать снижению уровня безработицы в республике. Но проблемы в полном завершении земельных реформ, споры и несогласия опять-таки между районами, селениями и отдельными группами до сих остаются, что мешает созданию полноценных фермерских хозяйств. Как видим и тут сталкиваются интересы различных кланов… Со стороны создается впечатление, что эти проблемы никогда не найдут своего решения. А как вы думаете?

— Земельный вопрос в Дагестане — самый горячий вопрос всех времён. Но и прежнее правительство Владимира Васильева, и нынешнее — Сергея Меликова, делают серьезные шаги по изменению ситуации. И этот вопрос касается не только фермерства, но и вообще всех сфер жизни дагестанцев: строительства, образования и других. Несколько дней назад Меликов на встрече с Советом по науке и образованию республики озвучил обращение группы дагестанцев на «прямую линию с Путиным»: в одном из районов Дагестана построили прекрасную школу, но никак не могут запустить её в работу, потому что школа оказалась на землях, не предусмотренных для возведения таких объектов, на землях отгонного скотоводства. Школа стоит пустой уже несколько лет, ветшает. Руководитель региона распорядился, чтобы региональные вице-премьер и Минобр решили вопрос с открытием школы к сентябрю. По решениям вопросов с землей сейчас ведется серьезная системная работа, но кардинальные перемены стоит ожидать не раньше осенних выборов главы региона.

— Смена глав в республике каким-то образом сказывается на социально-экономической жизни Дагестана? Или как любят говорить на Кавказе: «Чем отличается Васильев от Абдулатипова — кто лучший?»

— Любые смены глав любого уровня несут новые ожидания, страхи, надежды, восторги, разочарования. Та же ситуация и с Васильевым, и с Меликовым. Самостоятельность регионов невелика, руководители прежде всего заняты реализацией федеральных программ, поэтому категорических отличий нет.

— Несколько лет подряд Махачкала не сходит с маншета российских и мировых СМИ. Прославилась столица Дагестана на весь мир мусорными горами на улицах, на пляжах, в которых копаются уличные собаки и коровы. Экологическая ситуация в городе была критической, особенно летом, когда бытовые отходы на улицах и на пляжах гнили и от неприятной вони, висевшей над городом, люди руками прикрывали нос. В Сети город окрестили мусорной столицей России, за что простым жителям этого прекрасного города всегда было стыдно. Как сейчас обстоят дела в этой сфере? Хотя бы мусор убирают с улиц?

— Мусор и его переработка — это деньги, это хозяйствующие субъекты. Недолгая «мусорная война», и на улицах Махачкалы вновь чисто. Уже несколько лет, с прихода в Дагестан Васильева, а в Махачкалу — мэра Салмана Дадаева, отработавшего в администрации Москвы, улицы столицы Дагестана день ото дня становятся чище. Уже два года пляж Махачкалы — один из самых чистых в мире, есть с чем сравнить, в течение дня он постоянно вычищается. Тем не менее, проблема мусора не исчерпана, и дело не только в мерах, предпринимаемых или не предпринимаемых властью, дело в отношении населения к этому вопросу. Гораздо более сложная проблема — водоснабжение. В Дагестане постоянно вспышки отравлений водой, распространение инфекции, в том числе и в прибрежных водах. За вопросы водоснабжения сейчас тоже серьезно взялись. Но в самое ближайшее время они решены не будут, это всё долгосрочные программы, этот год ещё не будет в полной мере санэпидбезопасным.

Беседовал: Кавказ Омаров