Хореограф «Астана Опера» Султанбек Гумар: «Я всегда нахожусь в поиске»
Он сделал свои первые попытки в поисках нового хореографического языка в классическом балете Казахстана всего два года назад, и за этот короткий период сумел завоевать сердца зрителей не только в Казахстане, но и за его пределами своими уникальными постановками с национальными истоками.
Как сообщает «Новая Эпоха», речь идет о солисте балетной труппы «Астана Опера», обладателе медали «Ерен еңбегі үшін» Султанбеке Гумаре, который рассказал, что нового он готовит для зрителей.
– Султанбек, публика давно знает Вас как солиста «Астана Опера». Но Вы также утвердились как хореограф, подающий большие надежды. Насколько сложно совмещать эти две профессии?
– Иногда есть свои трудности, а иногда – и преимущества. Так как я сам танцую в труппе и нахожусь в форме, я могу свободно показывать артистам движения. Чаще всего сложности возникают из-за плотного графика. Помимо участия в спектаклях репертуара театра и подготовки к премьерам, я стараюсь найти время и для собственных новых номеров. Бывает, что работаю даже без обеденного перерыва. А если в афише стоит гала-концерт Nomad Inspiration, то подготовку всех номеров я веду сам, и тогда мы практически не выходим из зала. Но я считаю это счастьем – иметь такие возможности. Пока есть силы и энергия, я должен трудиться и вносить вклад в развитие казахского балета. Поскольку мы работаем в одном коллективе, я хорошо знаю характеры, настроение и способности артистов, в отличие, например, от приглашенных постановщиков. Между нами нет никаких барьеров, поэтому при выборе артистов для своих постановок я редко ошибаюсь. А так как я им коллега и друг, они чувствуют себя рядом со мной свободно. Такая теплая атмосфера в процессе подготовки положительно влияет на успех постановки.
– Были ли у Ваших постановок какие-то тематические ограничения?
– Никто никогда не говорил мне: «Поставь именно на такую тему». Я всегда ставлю то, что хочу. Возможно, именно поэтому мои работы находят отклик в сердцах зрителей и имеют успех. Кроме того, когда я выбираю музыку, то обязательно спрашиваю у ее авторов историю создания. Если музыка праздничная, я не могу поставить под нее грустный танец. Мне кажется, музыка и танец должны быть созвучны. С детства я слушал казахские народные кюи. Когда слышу домбру, жетиген или кобыз, я испытываю особый творческий подъем. Звуки национальных инструментов словно говорят: «Расскажи историю». Услышав музыку, я сразу начинаю видеть в воображении образ. Именно так появились мои постановки на музыку ансамбля «ХасСақ» — «Рух», «Той бастар», «Аралым», «Кемел адам», «Аңсау», на музыку А.Райымкуловой – «Mankurt», а на музыку Х.Шангалиева – композиция «Әлем».
– В связи с этим расскажите о феномене вашего первого крупного произведения – «Рух».
– Я давно хотел создать национальную хореографическую постановку, которая пробуждала бы мужество, окрыляла и давала силу. Когда начал работать над этим номером, я изучал историю Абылай хана. Если заметите, в этом танце артисты делятся на три группы, подобно трем жузам. У каждой из них есть свои символические костюмы с тотемными животными – волком, беркутом и тулпаром. В центре – солист, который старается объединить всех под солнцем, возникает конфликт, а в финале они словно взбираются на высокую вершину. То, как артисты поднимают солиста над собой, символизирует избрание Абылая ханом.
Секрет успеха «Руха», прежде всего, в его музыке. Работая над постановкой, я получил огромное вдохновение от композиции «Аманат» этно-фольклорного ансамбля «ХасСақ». Все началось именно с нее, а также с нашей богатой истории. Я собрал ребят из труппы, и мы поставили этот номер примерно за неделю. Артисты быстро уловили мою идею и с энтузиазмом воплотили ее. Видя их искренний интерес, я вдохновлялся еще больше. Помимо нашей основной работы в театре, мы готовились к новой постановке. Когда «Рух» был полностью готов, я обратился к нашему художественному руководителю балетной труппы Алтынай Абдуахимовне. Сказал: «Я поставил один танец, можно показать?» — и она сразу поддержала. Постановка понравилась руководству, были сшиты костюмы. Так и началась история «Руха».
Совсем недавно эту хореографическую работу представили на исторической сцене Большого театра в Москве – для меня это было незабываемое событие. Хочу выразить огромную благодарность Министерству культуры и информации РК, руководству «Астана Опера» и Алтынай Асылмуратовой, которая всегда поддерживает мои начинания. Также благодарю коллег, которые меня тоже поддерживали. Во время гастролей перед артистами стояла задача представить казахское балетное искусство на высоком уровне, и они выступили с еще большим вдохновением. Благодаря тому, что номер сопровождал ансамбль «ХасСақ», исполнение получилось вдвойне впечатляющим. После концерта мы услышали множество положительных отзывов от организаторов и зрителей.
Долгая жизнь танца зависит от самих танцовщиков. Если артистам он неинтересен, он недолго продержится. Но если танцовщики сами хотят его исполнять, он будет продолжать жить на сцене. Еще одно преимущество «Руха» — в талантливых артистах, которые всегда исполняют его с огромным вдохновением. Поэтому я думаю, что жизнь этого хореографического произведения будет продолжительной. И меня радует, что в «Рухе» хотят выступать все – и молодые артисты труппы, и опытные солисты.
– Вы участвовали в фестивале прославленного балетмейстера Б.Эйфмана, а также Ваша хореография была признана в Китае. Расскажите об этом и о другом вашем опыте на разных творческих площадках.
– Всероссийский фестиваль «Юный хореограф», организованный Академией танца Народного артиста России Бориса Эйфмана, стал первым фестивалем, в котором я участвовал как хореограф. Там моя авторская миниатюра «Mankurt» получила высокую оценку балетных критиков. Сам знаменитый хореограф и организатор Борис Эйфман сказал: «Казахи, молодцы!», выразив свое теплое отношение. Российские балетные критики также отметили, что я сумел хореографическим языком передать очень сложную тему из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» — тему превращения человека в манкурта.
На Первом международном конкурсе балетных артистов в Ляонине (КНР) в составе жюри также были выдающиеся мастера высокого искусства. Для меня большая честь, что такие признанные в мире специалисты присудили моей новой постановке «Аңсау» премию «Лучшая хореография». Одним из самых интересных проектов, в которых я участвовал как хореограф, стали V Всемирные игры кочевников, прошедшие в Астане. Там вместе с двумя ассистентами – Айбаром Токтаром и Нимой Токовым – мы поставили масштабную композицию, объединив артистов театров «Астана Опера» и «Астана Балет», ансамблей «Наз», «Бірлік», «Гүлдер», а также солдат и роту Почетного караула. Конечно, работать с более чем 300 артистами было непросто. Но, несмотря на сложности, сам процесс подготовки мне очень понравился. Это было международное мероприятие, а значит, ответственность перед нами была огромной. Однако, несмотря на молодость, мы справились достойно. Кроме того, я работал хореографом-постановщиком на ежегодном национальном параде «Чингай» в Сингапуре. Такие фестивали, конкурсы и разнообразные творческие проекты еще больше усиливают мое стремление заниматься хореографией.
– Какие у Вас дальнейшие планы?
– Совершенствованию нет предела, поэтому я всегда нахожусь в поиске. В движениях людей, даже в момент их падения, я вижу элементы танца. Вообще все зависит от музыки. Именно она подсказывает, какое движение должно быть. Сейчас я работаю совместно с современным композитором Хамитом Шангалиевым. Он пишет музыку к моему новому одноактному балету «Четыре истины – одна вечность». Между нами хороший творческий тандем: мы понимаем друг друга буквально с полуслова. Стоило мне рассказать идею балета, он сразу уловил, что именно я хочу. Очень рад, что встретил такого профессионала на своем творческом пути.
В этом спектакле я попытался поднять актуальную в современном обществе тему – разлада и проблем среди супружеских пар. В нем пять пар показывают пять этапов любви: от страсти только что соединившихся влюбленных, постепенного привыкания друг к другу и изучения друг друга – до конфликтов, раскрытия истинных характеров, а затем принятия партнера таким, какой он есть, и обретения вечной любви. Пока могу сказать только это. Остальное предлагаю зрителям увидеть на премьере!
– Спасибо за интересную беседу. Желаем Вам удачи и дальнейших творческих успехов!
Фотографии предоставлены пресс-службой театра













