Касым-Жомарт Токаев: «Нам нужно научиться любить страну, нацию как Абай»

Абай и Казахстан в XXI веке

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева. Чтобы отметить годовщину великого сына нашего народа, была создана специальная комиссия. Планируется организовать масштабные мероприятия как на национальном, так и на международном уровне. Но все это должно быть не празднованием, а скорее духовным просветлением, пишет в своей авторской статье Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха.

Безусловно, Абай Кунанбаев оставил неизгладимый след в истории нашей страны, как ученый, мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой национальной литературы, переводчик и композитор. В его стихах и прозе отразилось национальные самосознание, быт, мировоззрение, характер, душа, вера, язык, традиции и дух народа, которые позднее были оценены в качестве уникального явления, названного миром Абая.

В прошлом году прошла эстафета чтения отрывков из произведений Абая. В этой акции, предложенной школьницей по имени Ляйлим, принял участие и я, поддержал инициативу. Эта акция, в которой приняли активное участие многие, от школьников до взрослых людей, в том числе известных на мировом уровне, продлилась несколько месяцев.

Благодаря этому весь Казахстан вновь изучил наследие Абая. Это — уважение к Абаю и эффективный способ воспитания детей. Я надеюсь, что челлендж чтения стихов Абая в этом году в честь юбилея поэта будет оживлен по новому.

Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул важность обновления общественного сознания. Сохранение национального самосознания и его адаптация к современным требованиям стало общенациональной проблемой. Потому что модернизация сознания открывает путь к прорывному развитию страны в ХХІ веке.

В связи с этим я считаю, что наследие Абая очень полезно. Произведения великого поэта актуальны и сегодня. Идеи Абая всегда могут быть духовной пищей для всех нас. Поэтому необходимо переосмыслить обоснование и рациональное использование его труда в модернизации нации. В этой статье я хотел бы поделиться с общественностью актуальностью слова Абая для нашего дня и уроками, извлеченными из произведений поэта нашими людьми.

Пример национальной идентичности

Возрождение — это не уход от прошлого и открытие только новых ценностей. Фактически, это феномен, который стремится развивать наше национальное наследие в тандеме с сегодняшними позитивными тенденциями. В то же время мы не можем обойти Абая. Великий мыслитель более века назад призывал нацию родиться, развиваться, стать новым.

Президент сказал: «Несмотря на изменение времени и меняющийся мир, наш народ не разочарован Абаем, со временем он открывает для нас все новые аспекты и тайны его величия. Абай навсегда будет сосуществовать со своим родным народом, взывая казахстанцев на протяжении веков на высоты, что ясно свидетельствует о том, что наследие поэта ценится как вечное завещание.

Глядя на работы Абая, мы видим, что он всегда искренне хотел продвигать и процветать страну, и он вовсю возвеличивал эту идею. А наука и образование — основа прогресса. Абай всей душой и телом желал, чтобы казахи непрерывно обучались, развивались.

Он сказал, «Не хвастайся, пока не овладеешь наукой», что не будешь на высоте, пока не овладеешь знаниями. Он сказал: «Мы не хотим покупать науку для скота», вместо этого подчеркнул, что для процветания страны необходимо овладеть наукой. Нам нужно понять поучительное наставление Великого Абая: «Не думай о выгоде, думай о совести, Стремись знать больше». Эти выводы актуальны и сегодня. Стали еще важнее, чем когда-либо. Это потому, что в XXI веке мы видим, что цель науки — стремиться к высоте, двигаться вперед. И наша задача — не только не отставать от прогресса, но и взять на себя инициативу.

Для этого нам нужно, прежде всего, модернизировать систему образования. В этих целях была проделана большая работа, но в отечественном образовании все еще есть пробелы. Пути его улучшения освещены в предвыборной программе и на августовской конференции в прошлом году.

Принятие Закона «О статусе учителя» является одной из благих инициатив в этом направлении. Это шаг к повышению качества образования. В целом в любом обществе место учителя особое. Учителя играют ключевую роль в воспитании сознательного потомства. Мы обязаны уважать и почитать учителя. Поэтому государство должно улучшить статус профессии учителя и создать условия для ее беззаботного функционирования.

Абай особенно подчеркнул, что одной из благих дел является изучение языка. Поэт в своей двадцать пятой речи далее говорит, что другой язык даст человеку: «Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами». То есть, для нас также важно быть наравне с людьми, которые нас опережают.

И в новом историческом контексте как сейчас нам всем необходимо обратить внимание на развитие и восхваление нашего родного языка и повысить его статус. Кроме того, изучение английского языка является приоритетной задачей. Чем больше языков освоит молодежь, тем шире у них будут возможности. Тем не менее, они должны знать свой родной язык. Молодое поколение, как сказал Абай, пойдет на пользу нашему народу, только если он полностью знаком с наукой, уважает свой язык и действительно является полиглотом.

Мир меняется не каждый день, а каждый час. В каждой области появляются новые задачи и новые требования. Новости в науке толкают человека вперед. Настало время, когда вы сможете победить только интеллектом. Чтобы идти в ногу со временем, нам нужно иметь ясный разум. Этот шаг требует умения сочетать лучшие стороны цивилизации с национальными интересами. В такое время мы должны отказаться от наших стереотипов и привычек. По этой причине Абай был недоволен некоторыми действиями и всегда критиковал «глубокую мысль, глубоких научных знаний не ищут, ложь и сплетни как шерсть взбивая».

Поэт призвал людей осваивать разные виды искусства. Он ясно знал, что все это было вопросом времени, и заранее говорил об этом с нацией. Даже идея формирования интеллектуальной нации, о которой мы сегодня говорим, может быть инициирована Абаем.

Великий мыслитель каждым словом стремился вырастить нацию. Поэтому для нас важно обратить особое внимание на глубокое изучение Абая. Познать Абая — значит познать себя. Самопознание и постоянное саморазвитие человека, отдавая приоритет науке и образованию — являются выражением совершенства. Это и есть интеллектуальная нация. В связи с этим, слово Абая должно стать руководящей силой поколения.

Абай призвал воспитать каждого казахского ребенка патриотом страны. Его наследие — школа мудрого патриотизма, основа почтения страны. Поэтому, если хотим, чтобы наши граждане были образованными, следует не уставать от чтения Абая и заучивания его стихов. Нам нужно научиться любить страну, нацию как Абай. Хотя великий поэт подверг резкой критике недостатки нации, у него была только одна мысль — вырастить казахов, свой народ.

Богатое наследие Абая служит формированию нового качества казахской нации. Размышления в его трудах прививают каждому человеку, чувство патриотизма по отношению к своему народу, стране и земле. Вот почему впитывание плодов труда в сознание и превращение в жизненную силу молодого поколения — является одним из важных шагов в возрождении нации.

Государственные интересы

Нам нужно укреплять нашу государственность, чтобы процветать как суверенное государство. Следует понимать, что поддержание правопорядка и общественного порядка является всеобщей обязанностью. Если у народа нет уважения к власти – это приведет к критике страны. Поэтому гражданам, и особенно молодежи, необходимо объяснить важность уважения государства. В этом случае необходимо вновь обратить внимание на наследие Абая. Великий поэт в своих произведениях возвысил цели страны и национальное единство.

Он пришел с идеей создания справедливого общества. Взгляды Абая имеют первостепенное значение для общества и благосостояния Казахстана в XXI веке. Позиции Абая соответствуют принципам цивилизованного государства. Справедливость будет прочно закреплена только в том случае, если верховенство закона, открытость правительства и отчетность перед народом находятся на высоком уровне, а представители гражданского общества активно участвуют в делах государства.

Моя концепция «Слышащего государства» была предложена для развития идеи справедливого общества. Конструктивный диалог между государством и обществом укрепляет доверие к государству. Члены правительства, в том числе министры и правители, должны принимать во внимание предложения и пожелания граждан при принятии решений по вопросам государственного и социального значения. Я думаю, что это единственное условие формирования справедливого общества, о котором говорил Абай.

Великий поэт не зря говорил: «Хороший совет утрачен, страна начала шептаться». Это означает, что народ недоволен правителем. Правительству следует всегда прислушиваться к народу, чтобы наши современники, которые «Не имеют дел кроме нашептываний, не умелы в хозяйстве» не стали больше. Представители государства и общественности создали Национальный общественный трастовый совет для обсуждения и решения проблемных вопросов. Я работал в тесном сотрудничестве с его членами, чтобы убедиться, что совет не становится официальным.

Работы Абая также особо подчеркивают проблему меритократии. Он ценил человека, основываясь на его достоинствах и заслугах, а не на его статусе. Великий поэт давал верное направление казахстанской молодежи. В настоящее время в Казахстане идет процесс политической модернизации. При поддержке главы государства появилось новое поколение лидеров. Однако часто поступают сообщения о том, что нашей стране нужны радикальные политические перемены. Но важно прийти к общенациональному соглашению по этому вопросу, по-настоящему оценить возможности государства и ответственно подойти к возложенной обязанности.

Те, кто думают об изменениях, не заботятся о будущем страны, они просто сосредоточены на популистских идеях. Популизм приобрел глобальный характер как негативная тенденция. Во всем мире часто звучат голоса групп, которые не имеют четкой стратегии и стремятся к власти с помощью пустых лозунгов. Говоря о таких шумливых людях, Абай говорит: «Натравливают пустой болтовней, оставят в дураках когда-нибудь». Фактически это опасная тенденция, которая подрывает развитие любой страны и ослабляет уникальность нации.

Как сказал Абай, нам совершенно не подходят излишняя хвастливость, считать других ниже себя, раздоры. Нам нужно делать каждый шаг четко и тщательно анализировать, что происходит в мире и в нашей стране. Важно ставить мир и единство превыше всего, что является ключом к нашей стабильности и развитию. Следует думать об интересах государства, сохранив взаимосвязь, ценить выполненный труд.

Только проводя такую политику, мы сможем достичь всех наших стратегических целей и сделать Казахстан одной из самых развитых стран.

Сострадалец нового общества

Очевидно, что ядро нового Казахстана составляет новое общество. В то же время мы должны сосредоточиться на повышении достоинства нашей нации и повышении конкурентоспособности нашего народа. Необходимо также избавиться от негативных черт, которые препятствуют развитию общества и нарушают наше единство.

Сегодня ряд интеллектуалов во всем мире предостерегают от кризиса классического капитализма и скептически относятся к его будущему.

Потому что в мире богатые и бедные, образованные и необразованные, город и село стали далеки друг от друга. Темпы этого процесса неуклонно растут. Бизнес предусматривает прибыль, образованные сформировали отдельный круг, и каждый стал нести ответственность только за себя. Города быстро растут, а небольшие поселения слабо развиваются. Ученые считают, что все это связано с ослаблением социальной ответственности.

Вернется ли социальная ответственность? Конечно, это не простая задача. Решение этой сложной проблемы следует искать в формуле Абая «Целостный человек». Слово «целостный человек» соответствует английскому термину «A man of integrity». Это характерно только для тех, кто очень уверен в себе, стремится к добру и благому. Эта концепция, которая сейчас широко распространена, была истолкована Абаем еще в XIX веке.

Человеческая жизнь в целом состоит из различных отношений. Без этого человек был бы отделен от общества. И общение, конечно же, несет взаимную ответственность. Эта ответственность нарушается, когда вмешивается эгоизм. Вот почему Абай говорит: «Держите наравне свой разум, силу, сердце, и вы будете наполнены», что человеку нужно доброе сердце, кроме ясного ума и силы воли.

Он рассматривает эти три понятия постоянно в единстве, но считает, что первые два должны быть в подчинении. Это философия жизни казахского народа. Наши люди, жившие с такими понятиями. находясь в трудной ситуации, были дружелюбны к другим нациям. Даже если ему было нечего есть, он считал обязанностью поделиться куском хлеба. Всегда было почтение к старшим, уважение к младшим, оказывалась помощь споткнувшемуся и поддержка упавшему. Прославляя и передавая эти ценности, наши люди сделали все возможное, чтобы сохранить их как нацию.

Нам нужно переосмыслить концепцию Абая о «целостном человеке». Нашим ученым необходимо проводить новые исследования в этом направлении. Я считаю, что концепция «целостного человека» по сути, должна стать фундаментальной опорой в любой сфере нашей жизни, в управлении государством и образовании, в деловых и семейных институтах.

Одна из тем, ставшей опорой творчеству Абая — борьба с ленью, бездельничеством. Поэт постоянно призывает быть бодрым, чутким и не отвлекаться на халатность и развлечения. Он предпочитал оттачивать это через труд. Это также углубляется в психологические аспекты борьбы с ленью, доказывая, что рациональные действия могут преодолеть беспокойство. На эмоциональный интеллект, о котором мы сейчас много говорим, тоже сосредоточен. Пропагандировал избавиться от психологии хвастовства и бездельничества, усердно работать, искать знания.

Нам всем хорошо известны мысли в стихах Абая: «Если трудиться не покладая рук, будешь сыт», «Сытость, безделье, портит человека», «Верь в себя, тогда твой труд и ум спасут тебя» . Каждый человек должен твердо закрепить эти ключевые понятия и быть примером окружающим своим честным трудом.

Наш народ понимает ценность труда. Мы не забыли, что тяжелый труд наших родителей в тылу стал огромной силой, приведшей к победе. Сейчас тоже достаточно образцовых дел простых трудолюбивых людей. Недавно некоторые из них были удостоены государственных наград.

И что самое главное, в мирное время как сегодня, каждый гражданин должен осознавать, что его продуктивная работа напрямую влияет на развитие экономики страны.
Абая можно назвать основой работоспособности, мотиватором трудолюбия своего времени. В произведениях великого мыслителя приводится пример того где труд, там и благо, навыки обучения хозяйству. Он призывает освоить новые способы трудиться для улучшения качества жизни. Вместе с этим, поэт особо подчеркивает инициативность, честность в профессии. Например, в десятом слове он заключает: «Кто не станет богатым, если будет усердно работать, а усердно ищущий найдет свое место?»

По словам Абая, чтобы зарабатывать на жизнь, нужно учиться ремеслу. Потому что «Богатство со временем иссякает, а умение — нет» (тридцать третье слово). Я думаю, что идеи великого поэта актуальны сегодня и для общества Казахстана. Вот почему мы сегодня отмечаем, что избавление от психологии зависимости от сырья и максимальное процветание малого и среднего бизнеса являются одним из основных приоритетов.

Лицо мировой культуры

Практически каждое современное цивилизованное государство может похвастаться своими богатыми историческими личностями. Среди них политики, государственные и общественные деятели, лидеры, поэты и писатели, деятели искусства и культуры. У казахского народа тоже достаточно выдающихся личностей, среди них место Абая особое. Но мы не можем представить нашего великого мыслителя миру.

В течение многих лет моей дипломатической службы я часто встречался с политиками и специалистами в различных областях. Я обменялся мнениями с иностранцами по многим общим для человечества вопросам. В целом они хорошо осведомлены о политических и экономических достижениях Казахстана. А с нашими духовными и культурными ценностями недостаточно знакомы. Возникает вопрос: «Почему бы нам не раскрыть казахскую культуру и бытие через Абая?»

Ученый Абай — гений казахской земли мирового уровня. Он посеял семя ума и мудрости всему человечеству.

Наши исследователи, глубоко изучившие поэтическую мощь Абая, говорят, что он получил неиссякаемую пищу от казахского фольклора, Восточного и Западного искусства слова, русской литературы и исторических произведений. Великое мышление Абая ясно отражается также в его религиозном вкусе-понимании. «Аллах истинен, слово истинно, правда никогда не бывает ложной», — сказал он. Ясно, что он пришел к такому выводу, глубоко изучив, осмыслив труды философов Востока и Запада. В тридцать восьмом слове он выражает свое отношение к Богу.

Религиозные философы, которые оценили духовный кругозор Абая, уделяют особое внимание его понятию «правоверный мусульманин». Концепция «правоверного мусульманина», вероятно, касалась не только казахов, но и всего мусульманского мира. Вот наш мыслитель и мудрец Абай, который на мировом уровне продолжает расти благодаря этой религиозной точке зрения.

Как вам известно, в столице мы проводим традиционные собрания всех религий. Существует баланс между целью таких мероприятий и позицией великого Абая. Мы все думаем о желании поэта сохранить чистоту души всего человечества.

Как известно, образ Абая был высоко оценен как художественный образ в мировой литературе благодаря роману М.Ауэзова «Путь Абая». Но это только один из аспектов познания Абая. Чтобы узнать настоящего Абая, поэта Абая, необходимо раскрыть смысл идей, выраженных в его стихах и прозах. Он должен быть переведен на основные языки мира, сохраняя все краски. Трудно сказать, что нам это удалось. Перевод настоящих национальных поэтов на другие языки — задача не из легких. Переводчик также должен обладать талантом того же мыслителя. На это должны обратить особое внимание наши ученые-абаеведы, лингвисты и сочувствующие граждане Абая.

Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Абай — не только выдающийся человек, который внес неоценимый вклад в духовную сокровищницу казахского народа, но и мудрый человек, который много работал ради того, чтобы казахский народ был страной. Абай — замечательная фигура среди мыслителей мирового уровня». Действительно, произведения мудрого поэта могут обогатить духовную жизнь не только казахов, но и всего человечества. Потому что содержание произведений Абая полно общечеловеческих ценностей. Его слова назидания — являются общим достоянием народов мира. Это коллекция классических идей. Поучительные слова, изречения, назидания – хоть и названия разные, но это особый жанр.

В своих словах назиданиях Абай демонстрирует, что он расцвел и достиг духовных высот, восхваляя наследие человечества. Опора его слов назидания — человечность, культура и доброта. Письма французского мыслителя Монтень приходят на ум, когда мы ищем альтернативы словам Хакима. Однако, если Монтень больше размышляет о своей личности и человеческой натуре, главная миссия слов назидания Абая – размышлять, дать задуматься другим, превратить цель в принцип. Слова назидания великого мыслителя — очень ценный труд.

Чем выше мы представляем Абая в мировой культуре, тем выше честь нашей нации. В современную эпоху глобализации и в эпоху информационных технологий слово Абая должно заставить задуматься всех.

В мире достаточно личностей, которые внесли значительный вклад в развитие различных областей науки и образования, и были признаны общечеловеческими мыслителями. Например, при слове Китай сразу вспоминаем Лао-Ци и Конфуций, при слове Россия приходят на ум Достоевский и Толстой, при слове Франция вспоминаем Вольтера и Руссо. Также и мы должны достичь такого уровня, что при упоминании Казахстана сразу вспомнили имя Абая. Было бы большой честью, если бы другие люди поприветствовали нас и сказали: «Казахский народ — это народ Абая».

Как бы не восхваляли Абая, все подходит. Его поучительная жизнь и истинное творчество являются образцом для подражания не только для казахского народа, но и для всего мира. Идеи Абая о человеке и обществе, образовании и науке, религии и традициях, природе и окружающей среде, государстве и правительстве, языке и общении не теряют своего значения на протяжении веков. Потому что наследие поэта — духовная пища всего человечества.

Пока есть казахская страна имя Абая будет продолжать расти. Если будем высоко держать его драгоценные слова как духовное сокровище, то достоинство нашей родины перед миром непременно будет возрастать. Прежде всего, мы должны продвигать Абая как культурный капитал нашей нации. Не будем забывать, что цивилизованные страны ценят казахскую идентичность, культуру, литературу и духовность степенью, популярностью выдающихся личностей на мировом уровне. Поэтому необходимо представить Абая как бренд нового Казахстана мировому сообществу. Это священная обязанность сегодняшнего поколения.

Примеры торжества

Нам нужно внимательно читать произведения Абая, если хотим обновить национальное сознание и сформировать конкурентоспособную нацию. Его взгляды на различные процессы в обществе сегодня очень полезны для Казахстана. Абай, который отражает образ не только своего времени, но и современного общества, упорно боролся на пути к цели страны.

Мы все хорошо знаем, что у каждого казаха домбра должна быть на почетном месте. Также и я считаю, в каждой семье должна быть также книга Абая и роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая».

Следующее поколение должно следовать по чистому пути Абая. Это — исполнение мечты великого поэта. Поэтому мы должны учиться на размышлениях Абая.

В этом году будет организовано более 500 мероприятий на международном, республиканском и региональном уровнях, посвященных 175-летию Абая. Главным событием станет Международная научно-практическая конференция «Наследие Абая и мировая духовность», которая пройдет в августе в Семее в сотрудничестве с ЮНЕСКО. Также в октябре в Нур-Султане пройдет международная конференция по теме Абая и вопросам духовного возрождения. Эти встречи позволят всесторонне изучить личность и наследие Абая и открыть путь к его творчеству на благо нового Казахстана XXI века.

Одним из важных проектов является перевод и публикация произведений великого поэта на десяти языках. В частности, работы Абая будут переведены на английский, арабский, японский, испанский, итальянский, китайский, немецкий, русский, турецкий и французский языки. Будет снято несколько документальных фильмов и телесериал «Абай» о жизни, наследии поэта, его роли в развитии казахской культуры. Область искусства поэта также является исключением. Пройдут театральные и музыкальные фестивали на республиканском и международном уровнях. В этом году награды посвящены творчеству Абая. Государственная премия за лучшие произведения в области литературы и искусства теперь будет называться Государственной премией имени Абая.

Инаугурация личности и наследия Абая продолжается и за границей. Планируется создание “Центров Абая” при посольствах Казахстана в России, Франции, Великобритании и других странах. Эти культурные мероприятия нужно организовывать без расточительства. Будет благоустроено кладбище династии Кунанбая Ускенбаевича в поселке Акшокы Восточно-Казахстанской области. В то же время я считаю, что правительство должно принять следующие меры, чтобы возвеличить личность Абая на высоком уровне:

Семипалатинская область — одна из самых священных мест в истории казахов. Поэтому город Семей, занимающий особое место в духовном развитии страны, следует отнести к историческому центру. Место рождения Великого Абая, Шакарима и Мухтара Ауэзова достойны особого уважения. В связи с этим необходимо развивать социально-экономический комплекс города и модернизировать его историко-культурные объекты в соответствии с новыми требованиями. Я поручаю правительству принять соответствующие меры касательного этого.

В рамках юбилейного года необходимо создать благоприятные условия для общественности, желающей украсить священное место Абая — знаменитого Жидебая и почитать дух великого поэта. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борили», и превратить в центр научно-просветительской работы. В Жидебае нужно построить специально посвященное музею новое здание «Наследие Абая». Государственная поддержка необходима для журнала «Абай», который был основан в 1918 году в Семипалатинске Мухтаром Ауэзовым и Жусипбеком Аймауытовым и издается с 1992 года. Эти и другие масштабные мероприятия пройдут в честь почитания духа великого Абая и прославления его богатого наследия. Поэтому я призываю всех казахстанцев принять активное участие в этой благородной инициативе.

* * *

Мы придаем большое значение 175-летнему юбилею Абая в качестве мероприятия, которое обновит общественное сознание и даст толчок нашему развитию как единая страна, целостная нация. Я думаю, что главная цель этого праздника — подобие некой отчетности перед народным учителем нации. Критика Абая — это серьезная критика, конструктивная критика.

Инициативы Главы государства с поддержкой страны покорили высоты. Мы поставили цель войти в пятидесятку передовых стран и добились этого раньше срока. Мы планируем присоединиться к первой тридцатке. И мы достигнем этого. Наследие Абая также может помочь нам в достижении этой цели. Следующий вопрос — можем ли мы понять помощь Абая.

Сможем ли осмыслить? Празднование славы должно стимулировать поиск путей к исполнению великой задачи, стоящей перед нацией. Мы желаем, чтобы каждый гражданин думал о нашей стране в преддверии данного празднования. Что дал нам Абай? Что от нас требовал Абай? Чего ожидал от нас Абай? Какому делу в стране восхищался Абай? Смогли ли извлечь уроки из этого дела? По какому поводу огорчался Абай? Удалось ли нам избавиться от этого повода? Иными словами, мы сможем найти удовлетворение, размышляя о пяти благородных поступках, о которых говорил поэт и избавляясь от пяти врагов.

Наследие Абая — это священная ценность, которая открывает путь к сплочению как нация и развитию нашего народа. В целом, если мы последуем совету Абая в любой области жизни, мы станем сильными как страна и достигнем наших целей как государство. Мечта Абая — мечта народа. Нам не следует жалеть свои силы на пути к исполнению мечты и обязанности народа. Поучительные наставления Абая приведут новый Казахстан к высотам в XXI веке.

www.novayaepoxa.com

1372
virtonnews.com