На вопросы Информационно-аналитического портала Novayaepoxa.Com отвечает известный режиссер Надир Мачанов:
— Надир муаллим, как рождалась идея снять фильм о жизни и деятельности актрисы Марзии Давудовой? Как профессиональному режиссеру какая именно экранная картина с участием Марзии ханум лично вам больше нравится?
— Я обычно, когда есть свободное время, читаю биографию разных творческих людей или люблю автобиографические фильмы. Это как хобби у меня. А про Марзию Давудову знал из ее театральных ролей, а именно из пьес Дж.Джаббарлы. Дело в том, что я в 8-м классе в нашем сельском клубе играл в пьесе Дж.Джаббарлы. Это была первая моя серьезная роль на сцене как актера (смеется — ред.). А постановка была директора сельского клуба Зейналабида Лекаева. Но я дальше решил не играть, в себе нашел организатора, режиссёра. К тому же у нас в селении на профессию Актера смотрели, мягко говоря, косо (улыбается — ред.). Тем более я был сыном председателя колхоза и дома тоже профессия Актер не так уж приветствовалась. И вот как-то в Алании (Турция) я вдруг вспомнил мою первую постановку в школе и начал еще раз на компьютере «листать» ссылки про Дж.Джаббарлы. Вот тогда я наткнулся на Марзию Давудову. Она еще в 1922 году сыграла Гюльтекин в пьесе Дж.Джаббарлы «Айдын», и далее она много ролей сыграла в пьесах Дж.Джаббарлы. Я уже начал читать про Марзию Давудову.
На ваш вопрос, отвечу так: вся экранная работа о Марзии Ханум — это высококачественная работа и плодотворный труд. Это плоды ее сценического искусства! Не все театральные актеры могут проявить себя в кино самым лучшем образом. Но Марзия Давудова словно была рождена, создана Всевышним именно для РОЛЕЙ независимо это в кино, или в театре. Да, я ее не видел на сцене, но я настолько образно вник в ее личную и творческую жизнь, что четко могу представить, что она творила на сцене. Даже от ее фотографии веет артистической энергией.
Марзия Давудова
— Обычно публика любит сравнивать актеров и актрис с историческими персонажами, роли которых они играют на сцене или съемочной площадке. Какой своей ролью осталась в памяти зрителей Марзия ханум: мать Наджафа, Ана-Ханум, Фатьма, Сенем, кормилица… или? А какую роль она сыграла лучше всех?
— Поверьте даже не думал об этом. В каждой роли Марзия Давудова именно та, которую хотел видеть режиссер-постановщик. К тому же, это очень нехорошо, когда зритель помнит актера именно в одном образе, и актерам надо опасаться быть «печатанным» в одном образе. Монотонность убивает актера! Кстати, у нас в Азербайджане есть некоторые очень известные актеры, которые зациклились на одном общем образе и будто везде, где и какие бы роли они не сыграли, не меняются. Вот эта монотонность их и поглотила. Я считаю это трагедией для любого актера.
— А в чем особенность вашего фильма о талантливой актрисе, если не секрет?
— Это секрет конечно (улыбается — ред.). Зачем идею сценария выдавать, разглашать заранее? Но я хочу снимать Марзию Давудову совсем с другого ракурса. Это не фильм об актрисе, это фильм о судьбе молоденькой женщины, которая на одном плече несла счастье, а на другом горе. А профессия просто поспособствовала пережить все это ею, помогла ей.
— Кто является идейным автором будущей экранной картины? Это будет биографическая документалка или…? Расскажите немного о будущей работе, посвященной Марзие ханум…
— Я «украл» идею фильма из эпохи, в котором жили наше предки. Мы не должны забывать, что было тогда. Это полнометражный художественный фильм, но, по мотивам рассказов тех, кто знал Марзию Давудову или чьи родители знали ее. Но, я бы не хотел называть это биографическим фильмом. Этот фильм будет посвящён всем женщинам — женам тех, чьи мужья стали жертвами ужасной машины-мясорубки — сталинской репрессии 1937 года, которая пропустила сотни тысяч невинных через себя и беспощадно уничтожала. Эти женщины прошли через пламя репрессии и сумели выжить.
Режиссер Надир Мачанов
— Старые фильмы зрителям больше нравятся. Их можно считать бессмертными, так как людям не надоедает пересматривать их. Такие фильмы, как «Аршин мал алан», «Насими», «Йедди огул истерем», «Ахырынджы ашырым», «Папаг», «Гайнана», «Бейин огурланмасы» и многие другие экранные картины всегда будут актуальными и в тренде. А современные картины, возьмем, к примеру, сериалы, которые показывают на телеканалах, не могут конкурировать со старыми фильмами и не могут завоевывать сердца людей, несмотря на огромную разницу в технических возможностях, которые есть у современной режиссуры. Что можете сказать по этому поводу? Это актеры и актрисы не те, съемочная группа не та или сценарий не тот…?
— Я часто слышу от даже очень серьезных людей то, что вы говорите, мол тогда было кино, а сейчас мягко говоря имитация. Позвольте кое-что напомнить: в советское время все начиналось с образования. В театральных школах, Институтах Искусства, факультетах, где готовили кинорежиссеров выбирали исключительно талантливых студентов. Да, конечно, были и «проходимцы», но это было незаметно от того, что таких было слишком мало. Далее преподаватели были ПЕДАГОГАМИ, то есть громкое имя РЕЖИССЕРА еще не значило, что он может преподавать, да и не все режиссеры стремились стать педагогами. Далее, материально-техническая база была на высоком уровне. Студент не искал деньги, чтобы снять дипломную (кино) работу. Далее после окончание ВУЗа было направление на работу. А дальше молодой сценарист или режиссер не ходил попрошайничать, просить денег у тех, кто продает колбасу или трусики, а были киностудии с бюджетами, которые выделяли деньги на съемки. Эти киностудии были на самом высоком уровне по тем меркам конечно. Для начинающих создавали нормальные условия, чтоб человек смог заниматься творчеством! Например, сценарист из Баку смог поехать в Кисловодск и там спокойно отдыхать и писать сценарии. Режиссер спокойно снимал кино, обдумывая каждую деталь, не спеша и не торопясь.
Вот поинтересуйтесь, за какое время были сняты те великолепные фильмы, о котором вы упоминали выше и сравнивайте сейчас, за какое время и в каких условиях приходиться снять такие экранные картины. Сейчас модно говорить, мол актеры плохие, режиссеры не умеют снимать и т.д. Я не снимаю сериалы, но я знаю в каких условиях приходиться работать актерам! Все в Азербайджане сравнивают, типа турецкие сериалы лучшие, турки снимают лучше, а наши не умеют. Слушайте ребята, я работаю в Турции и не по слухам знаю, как там организовано кинопроизводство или производство сериалов! Это целая индустрия, где крутятся очень большие деньги! Там умеют создавать условия для производства кино! Кино там более, чем искусство, кино там бизнес! И поэтому, вкладывая большие деньги, продюсер, спонсор производят качественный продукт, чтобы продавать за хорошие деньги!
— А какой выход из положения? Что надо сделать, чтобы в Азербайджане развивалась киноиндустрия?
— Я почти 3 года тому назад, обсудив, посоветовавшись со своими коллегами-друзьями из США, Испании, Англии, Португалии, Италии и Франции, разработал проект «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО» для нашей с вами страны. Это достаточно серьезный проект. Даже этот проект заинтересовал некоторых достаточно богатых людей из некоторых зарубежных стран, которые хотели участвовать в процессе инвестирования в этот проект. Но при тогдашнем руководстве Министерства культуры Азербайджана я практически был «персоной нон грата», и поэтому все, что исходило от меня, встречали в штыки. Короче говоря, проект был заморожен. Первое — для развития киноиндустрии надо создать Государственное агентство по кинематографии при Министерстве культуры. Об этом новый министр уже как-то заявил, и это очень хорошо. Но вопрос не только в том, чтобы формально отделить кино. Сначала надо иметь в руках четкий проект, в котором по пунктам должно написано, что, каким образом и в какой срок будет сделано, и кто конкретно несет ответственность за неправильно распределение бюджетных средств. Иначе все это окажется просто мыльном пузырём.
— Конкретный вопрос: например, по вашему проекту «ИННАВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО» за какие сроки можно вывести нашу киноиндустрию из той ямы, в котором она пребывает уже третье десятилетие?
— Мы предлагаем государству помочь новому Агентству, ну скажем в течение пяти лет и все! А дальше киноиндустрия будет зарабатывать сама и принесет большие деньги. В нашем Проекте все написано по пунктам: это подготовка кадров за рубежом, специальный банк или финансовая организация только для финансирования киноиндустрии. Также страховая компания, госпиталь, спецшколы, детские сады, новый ВУЗ, ТВ, кинотеатры, Дома кино, и все, что связано с развитием киноиндустрии, должно при этом Агентстве. Любой гражданин Азербайджана, любой интересующийся человек, может зайти на сайт Агентства и проследить, какие средства и куда были потрачены. Эта должна быть структурой, которая будет работать без вмешательства бюрократического аппарата, на которое не будут иметь влияние дармоеды-чиновники, не понимающие в этом секторе ничего. Только таким образом можно развивать киноиндустрию и вернуть её былую славу, и даже занимать свое почетное место среди основных мировых производителей кинопродукции.
В Проекте также будет написано, как все это реально претворять в жизнь. Например, из европейских стран, конкретно, некоторые банки Испании и Франции имеют очень хороший опыт в инвестировании сферы киноиндустрии. Здесь естественно и подключены страховые компании и т.д. Я, когда обсуждал с зарубежными коллегами и друзьями, был уверен, что мы в Азербайджане все это можем гораздо быстрее и эффективнее практиковать и внедрить. В первое время даже некоторые коллеги готовы приехать в Азербайджан и по контракту работать, обучать местный персонал. И самое главное: наш проект будет способствовать развитию небольших частных студий в Азербайджане как малый бизнес. И без тендера, причем по кодированной системе, не одна студия не получит по блату заказы на фильмы. Работу будут выполнять профессиональные или те, которые показали себя в этом деле с лучшей стороны.
Вы знаете, я всегда привожу в пример слова Альфреда Хичкока: «Кино состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить». Думаю, добавить больше нечего…
— У Вас было встреча с новым главой Минкульта?
— (улыбается… )
Беседовал: Кавказ Омаров