О последнем военно-политическом кризисе на Ближнем Востоке, о стычке между ЦАХАЛ и ХАМАС, о том, кто заинтересован в этом осложнении, кто дает команду палестинской группировке, о причинах отставки Либермана и о том, как уход большого друга Азербайджана из правительства повлияет на азербайджано-израильские отношения, рассказал Novayaepoxa.Com израильский аналитик Авраам Шмулевич.
«Так значит, кто дал команду ХАМАС… На ХАМАС на данный момент имеют воздействующее влияние две силы — Россия и Иран. Катар, который является посредником между Газой и Ираном. Так, что имеются рычаги влияния на ситуации есть и у России, и у Ирана. Последнее время ХАМАС совершил ряд провокаций против Израиля. Уже в течении нескольких месяцев бушует огненный круг. По Израилю пускают баллоны с горящей смесью и взрывчаткой. Происходят пожары, где они приземляются. Ответными действиями Израиль пытается как-то противодействовать этому. ХАМАС теперь воспользуется ситуацией, когда Израиль совершил рейд в Газе и был ликвидирован руководитель военного крыла ХАМАС. Почему-то в прессе эту операцию называют неудачной, наверно потому, что там погиб израильский офицер. Но ЦАХАЛ все операции проводит ювелирной точностью, но все равно войны без потерь не бывает. Вот ХАМАС после этой ликвидации активизировался. Эта как цепная реакция, привела к дестабилизации ситуации вокруг Израиля. Кто заинтересован в этом? В этом первую очередь заинтересована Россия», — заявил Шмулевич.
Он добавил, что у России довольно странный подход к террористическим организациям
«Буквально несколько дней до начала атак на Израиль, российский посол в Израиле заявил, что Москва не признает ХАМАС террористической организацией, и он является стороной переговоров по урегулированию ближневосточного конфликта и состоялись встречи с высшим российским руководством и лидерами ХАМАСА. У России вообще очень странный подход к терроризму. С одной стороны, Москва объявляет Талибан террористической организацией, с другой стороны лидеры Талибан проводит переговоры в МИДе РФ, с участием Сергея Лаврова. По идеи полиция России должна арестовать Лаврова за контакты с лидерами террористической организации. Эта политика показывает, что Россия практически поддерживает терроризм, когда это ей выгодно. Потом мы знаем, что цены на нефть пошли вверх после того, как в Газе произошли эти события. «, — отметил израильский эксперт.
Далее он подчеркнул, что Иран и союзники пытались втянуть Израиль в провокацию и открыть против него второй фронт с территорий Сирии и Ливана, чтобы вынудить Израиль ввести войска в эти арабские страны.
«Главный, кто был заинтересован во взрыве ситуации — это был Иран. Конечно, происходят некоторые процессы, которые остаются вне поля зрения СМИ. Мы наблюдаем, что возникают новые центры силы на Ближнем Востоке. Создается военный союз между Израилем и арабскими монархиями: с Саудовской Аравией, ОАЭ. Вообще была сенсацией, когда распространилась информация о том, что Израиль поставил Саудовской Аравии вооружение на сумму полмиллиарда долларов, куда входили системы ПВО-ПРО «Железный купол». Событиями в Газе Иран пытался показать свою силу. По данным израильской разведки, Тегеран был готов открыть второй фронт руками Хезболлы в случае если ЦАХАЛ приступил бы к наземным операциям в Газе. А как мы знаем в руках Хезболлы большое количество и видов вооружения, которые могут достичь крупные города Израиля, в том числе и Хайфу. Тогда Израиль был бы вынужден войти в Ливан и на территорию Сирии, а это уже война. В этих условиях союз Израиля с арабскими монархиями автоматически оказывается под угрозой, который ещё на стадии доработки, только создается. Военная акция Израиля против Сирии и Ливана могла бы провоцировать крупные антиизраильские протесты в странах залива и этот союз оказался бы под серьезной угрозой. Вот этого и опасается Израиль, поэтому и проявил сдержанность на фоне недавней беспрецедентной агрессии со стороны ХАМАС. Напомню, что позавчера эту тему затронул и премьер Нетаньяху, который заявил, что есть вещи, о которых он не может говорить. Я думаю, что тут речь идет не только о политическом, но и о военном союзе против Ирана. Как нам известно, Саудовская Аравия рассматривает Иран как главную угрозу своей государственной безопасности из-за того, что Тегеран финансирует и вооружает хуситов в Йемене, которые обстреливают территорию королевства. Ракеты иранского производства, выпущенные хуситами с территории Йемена чуть ли не долетают до главных городов СА, ставя под угрозу жизнь граждан этого государства. Тут интересы Израиля и Саудовской Аравии совпадают и возникает нужда для совместных действий и выбить Иран с арабских земель — из Сирии, Ирака и Йемена, где Иран мутит воду и играет роль основного дестабилизирующего фактора. и мы знаем, что если возникнет военно-политический союз между Израилем и арабскими монархиями, то это кардинально изменит геополитический расклад во всем регионе, в том и числе и на Кавказе, который исторически является часть Ближнего Востока. Идет подготовка к этому и 30 ноября состоится встреча Трампа и Нетаньяху, во время которой будут обсуждаться детали этого процесса. Я думаю не трудно догадаться кто пытался сорвать все эти процессы давая команду ХАМАС об атаке» — сказал Авраам Шмулевич.
Оценивая миротворческую миссию султана Омана в переговорном процессе между Палестиной и Израилем он выразил сожаление о том, что попытки арабского монарха не увенчались успехом.
«На счет миротворческой миссии султана Омана в направлении урегулирования палестино-израильского конфликта могу сказать, что да эти попытки не увенчались успехом, но Оман находится в союзнических отношениях с Израилем. Последний визит Нетаньяху в Оман ещё раз показал, что Израиль пытается решить эту проблему, но ХАМАС не намерен слушать ни Египет, ни Саудовскую Аравию, ни ОАЭ. Единственные страны, это Иран, Катар и Россия, которые имеют влияние на эту организацию» — подметил эксперт.
Анализируя отставку Либермана и будущее азербайджано-израильских отношений Шмулевич с уверенностью сказал, что отношениям двух стран ничего не грозит.
«На счет отставки Либермана могу сказать, что это результат внутренних проблем. Но я думаю, что это не правильный шаг со стороны правительства отправить его в отставку. После сдержанности Израиля во время последних вооруженных стычек с ХАМАС под шквалом критики оказался именно Авигдор Либерман — всегда отличающийся своей жесткой позицией, крайне правый политик. Я не думаю, что кто-то из внешних сил заинтересован в отставки министра обороны и развале израильского правительства. Точно в этом не заинтересованы США. Либерман увидел, что из-за сдержанности правительства во время последних процессов падает его рейтинг, и он теряет очки как политик, вот поэтому решил во-время соскочить из поезда. Отставка большого друга Азербайджана Авигдора Либермана никак не повлияет на азербайджано-израильские отношения. Все политические партии Израиля, в том числе и премьер Нетаньяху считает союз с Азербайджаном как стратегический и придает особое значение сотрудничеству с Баку во всех сферах. В вопросе с Азербайджаном в политическом и военном истеблишменте Израиля существует консенсус, то есть судьба отношений наших стран не зависит от конкретного политика и политической партии. Отношения Азербайджана и Израиля носит стратегических характер, и оно лежит на основе государственной политики обеих стран», — подытожил израильский аналитик.
Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com