Гюнай Мехтизаде: «Я горжусь, что мой портрет Ататюрка занял достойное место в его доме-музее» - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Novayaepoxa.Com с известной азербайджанской художницей, пользующейся большой популярностью в Турции, Гюнай Мехтизаде.

— Гюнай ханум, расскажите про свою серию картин, посвященную первому президенту Турции Мустафе Кемалю Ататюрку. Как зародилась идея создать нечто подобное?

— Все началось с моей поездки в Турцию в 2014-ом году, куда меня пригласили на международный симпозиум представлять Азербайджан. Незадолго до этого, заслуженный деятель искусств, доктор философии в области искусствоведения, доцент Академии художеств Азербайджана Зиядхан Алиев предложил мне отправить свои работы по почте, чтобы оформить заявку на участие в данном мероприятии. Я наряду с нашими азербайджанскими художниками отправила свои работы, но отнеслась к этому немного скептически, не думая, что меня могут отобрать. Однако, как я узнала позже, главным критерием отбора было найти художника, обладающего оригинальным почерком, необычным видением, творческим мышлением. Спустя время мне на почту пришло официальное письмо с приглашением, солгано которому меня отобрали представлять Азербайджан среди 65-ти стран-участников этого грандиозного международного художественного симпозиума в турецком городе Конья.

Согласно регламенту, необходимо было написать две картины: первая тема определялась организаторами мероприятия, вторая – произвольная. Симпозиум прошел очень интересно. Написанные мною картины понравились организаторам. Что касается серии картин, посвященных Ататюрку, то эта идея у меня возникла достаточно давно. Незадолго до симпозиума я написала картину первого Президента Турецкой Республики, ведь у меня была целая серия творческих портретов известных политических деятелей и глав государств, включая портреты Гейдара и Ильхама Алиевых, и других. Будучи на мероприятии в Конья, я решила показать портрет Ататюрка своим турецким коллегам и организаторам симпозиума.

— Как они отреагировали на написанный Вами портрет турецкого лидера?

— Очень положительно! Он их впечатлил. Отмечу, что среди гостей мероприятия был министр культуры Турции, который был специально приглашен для открытия этого масштабного мероприятия. Он выразил свое восхищение моей работой. Дело в том, что ранее я некоторое время жила в Измире, поэтому своими глазами видела с каким уважением и почтением турки относятся к своему лидеру – Мустафе Кемалю Ататюрку, которого они считают отцом народа. Уже в те годы мне подарили много книг об Ататюрке, прочитав которые я еще больше стала уважать этого политического деятеля, так как более подробно познакомилась с его деятельностью. Находясь под впечатлением от прочитанного, мне захотелось написать его портрет, который получился довольно впечатлительным и интересным, где я применила композиционное решение.

В симпозиуме также принимал участие популярный турецкий художник Али Дюзгун, который лестно отозвался о моей картине, отметив оригинальный почерк автора. Хочу подчеркнуть, что меня вдохновили положительные отзывы именитых коллег и организаторов данного симпозиума.

— Гюнай ханум, затем Вам поступило интересное предложение…

— Да, после этого симпозиума начались мои регулярные визиты в Турцию. Мне предложили привести написанный мною портрет Ататюрка, но не сказали, в коллекцию какого музея он попадет. Спустя время меня вновь пригласили в Анкару, где состоялась презентация написанного мною портрета, который занял свое почетное место в доме-музее Ататюрка в Анкаре, где находятся личные вещи турецкого лидера, фотографии и многое другое. Данный музей располагается рядом с президентским аппаратом. Однако там нет живописных полотен, и моя картина, можно сказать, является единственным образцом живописи в этом музее, что не может не радовать. Спустя время работники музея мне сообщили, что экспозиция больше не будет принимать другие портреты Ататюрка, поэтому мое полотно останется там единственной картиной с изображением первого президента Турецкой Республики. Для меня большая честь, что написанный мною портрет Ататюрка находится в коллекции его дома-музея.

— После этого для Турции Вы стали «своей» художницей?

— Да, теперь меня называют азербайджано-турецкой художницей (улыбается).

— Почему Вы приняли решение создать серию картин Ататюрка?

— Когда портрет Ататюрка был передан музею, в душе образовалась какая-то пустота, ведь эта картина была мне очень дорога. Поэтому я решила продолжить писать картины об Ататюрке, создавая серию. К тому же, мне поступили предложения со стороны турецких галеристов написать несколько полотен, посвященных турецкому лидеру.

— Как отреагировала турецкая общественность и СМИ на Ваши работы?

— Очень положительно. После окончания работы над картинами турецкое телевидение сняло про это передачи, которые показали по всем каналам, начиная от телеканала «D» до «Saman yolu». Это состоялось 10 ноября в день памяти Ататюрка.

— Как, по-Вашему, почему написанные Вами картины вызвали такой интерес в Турции?

— Наверное, все связано с энергетикой, которая исходит от всех моих картин. Работая над полотном, я вкладываю в него свою душу, обдумывая каждую деталь, которую могу подробно объяснить и обосновать. Начиная писать, я вижу конечный результат, что должно получиться в итоге. Наверное, зрителям понравился нестандартный подход и мое видение (улыбается). После этого у меня часто брали интервью. Одним словом, интерес к моей персоне увеличился (улыбается). Понимаете в Турции сотни, а может тысячи портретов Ататюрка, и когда написанную тобой картину выделяют, и так высоко оценивает, это не может не радовать.

— Как Вы выбирали сюжетное решение для своей серии?

— Перед тем, как приступить к работе, я купила новые книги об Ататюрке (некоторые книги мне подарили), чтобы более подробно изучить личность, биографию и характер этого человека. Всем известно, что Мустафа Кемаль включен в энциклопедию «100 великих героев», которую я также прочла, а также другое издание из серии гении власти «Великий Ататюрк». Однако я не только читала книги, но и смотрела документальные фильмы и видеоролики, посвященные первому президенту Турции. Художник в состоянии создать более реалистичную картину лишь в том случае, когда он либо хорошо знаком с человеком, либо владеет большим количеством информации о своем герое, знает, как и чем он жил, что им двигало. Только после обобщения и анализа полученной информации я приступила к созданию эскизов.

На первом полотне я изобразила Ататюрка еще до того, как он стал президентом Турции. Здесь он в форме капитана, а над его головой развивается турецкий флаг – то есть Мустафа Кемаль – капитан Турции. Вторая картина – модерн, на которой он уже стал президентом страны. На его плечах я изобразила женщин, ведь он всегда говорил, что турецкая женщина должна быть на высоте – у нас на плечах. Ведь именно Ататюрк предоставил турецким женщинам избирательные права, сделав их активными участниками общественной жизни социума. На полотне также имеется сцена, когда Ататюрк целует руку своей матери, что говорит о почтении, с которым он к ней относился. Одним словом, я собрала целую композицию, запечатлев разные сцены из жизни турецкого лидера, отобразив принципы и нормы, которых он придерживался как в жизни, так ив политике.

— Гюнай ханум, спасибо Вам за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи и творческих успехов.

— Спасибо!

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1995
virtonnews.com